Работа в зарослях огуречника
Желтые резиновые перчатки, изрядная доля предприимчивости и опытная наставница – вот подходящий арсенал для того, чтобы погрузиться в огуречные заросли в огромном парнике предприятия AS Grüne Fee, расположенного под Тарту.
foto: Силле Аннук
Уже в девять утра я готова приступить к сбору огурцов и тасканию ящиков. «Огурцы уже собраны, вы опоздали», - говорит моя наставница, квалифицированный садовод Тайми Калмус, специализирующаяся на огурцах.
Читать далее...
Чем же тогда я могу помочь или помешать? «Пожалуйста, надо убрать лишние листья», - предлагает мне занятие агроном Марилийс Соодла. Для того чтобы передвигаться в зарослях огурцов, мне вручают низкую тележку, на которой сложены большие ящики для листьев.
Я с трудом умещаюсь между ними, отталкиваюсь ногой и тачка, снабженная металлическими колесами, как по маслу катится по толстым трубам. Начало довольно приятное.
Мороз трещит, а пот ручьем
«Листья, растущие на уровне нижнего огурца и ниже, просто обрывайте и выбрасывайте прочь, и так раз за разом», - показывает мне и на ходу объясняет Тайми Калмус, которая вот уже семь лет занимается выращиванием огурцов. При этом ее руки двигаются, как у Брюса Ли в одном из боевиков.
Легко сказать, а у меня, например, эти самые листья никак не хотят укладываться в ящик один за другим. Я забываю, что сначала следует срывать листья повыше и подальше, и только потом переходить к работе внизу, поскольку так получается проще и быстрее.
При этом я не решаюсь вслед за моей наставницей быстро дергать огуречный стебель, поскольку уверена, что таким образом рискую разорвать огуречный побег толщиной со средний кабель.
«Он так легко не сломается, вы ведь другой-то рукой придерживаете», - подбадривает меня Тайми Калмус и советует немного продвинуть тележку вперед. Я уже совсем забыла о том, что ее следует передвигать, и то и дело тянусь из тележки к листьям, сама уподобляясь вытянутому огурцу. В огуречике 35 градусов тепла, пот льется рекой, а лоб покрылся испариной. При том, что на улице 25 градусов мороза.
Я продолжаю сражаться в огуречных зарослях, большие листья требуют более значительных усилий и резкого рывка. Огромные огурцы висят у меня прямо под носом, и я почти уверена, что стоит мне только отвернуться, как они тут же прибавят в весе.
Настроение все улучшается, работать в окружении могучих зеленых растений приятно и спокойно, не хватает только щебетания птиц. Вскоре я уже могу не только обрывать листья, но и вести беседу.
Тайми рассказывает, что раньше трудилась на мебельном производстве. Профессию поменяла потому, что хотела что-нибудь выращивать. «В советское время я выращивала дома в гигантской теплице огурцы и помидоры, мы ездили торговать ими на рынках в Апе и в Ленинграде», - рассказывает она.
Я перевожу разговор на несобранные огурцы, поскольку это не дает мне покоя. Выясняется, для того, чтобы собирать огурцы, надо было явиться на работу уже в шесть утра, когда в Grüne Fee начинается рабочий день. В семь часов там уже начинает работать линия по упаковке огурцов.
Тайми Калмус в понедельник утром за пару часов собрала в своих владениях пару десятков ящиков огурцов, в каждом ящике килограммов по 25. На предприятии работают 28 специалистов по выращиванию огурцов, которые собирают в среднем по 14 т в день с двух с половиной гектаров площадей.
Рабочий день специалиста по выращиванию огурцов завершается часа в три дня. Полный выходной день только в субботу, в воскресенье утром они приходят, только чтобы собрать урожай. Других работ в этот день, как правило, не делают.
«Два дня пропускать никак нельзя, иначе огурцы вымахают слишком большими», - поясняет руководитель предприятия Grüne Fee Райво Кюласепп. Зарплату людям платят за отработанные часы и собранные килограммы. Средний заработок немногим более 700 евро, из которых вычитают налоги.
Сложное закручивание
Но сначала работа, потом зарплата. «Теперь начнем закручивать», - объявляет Тайми Калмус, когда я, вспотевшая, с заваленной огуречными листьями тележкой, добираюсь до конца огуречного ряда. Закручивание мне совершенно не по душе, но на сей раз это вполне посильное дело: высота зовет и надо закручивать верхушки огуречных побегов.
Я залезаю вверх на пару метров на аккумуляторную тележку. Нажимаешь на одну педаль, и тележка двигается в одну сторону, другая педаль приводит в движение гибрид лестницы-стремянки и пограничной вышки в другую сторону.
«Это хорошие надежные тележки, они легко катятся вперед, - довольно отмечает Тайми Калмус. - Поначалу у нас были самые обыкновенные тележки, которые приходилось передвигать своими силами с помощью движений бедер. Со старых тележек все падали вниз, кто более удачно, а кто менее».
Начинаем закручивать. Первым делом подросшую вершину стебля с помощью двух-трех движений следует обернуть вокруг веревки таким образом, чтобы не повредить молодые листья и будущие огурцы — бутоны, которые непосвященному человеку трудно отличить от молодых ростков. Мягко говоря, кое-как мне удается с этим справиться.
Здесь надо отщипывать отростки и складывать их в ящик, который ждет своего часа в тележке с аккумулятором. «Это был будущий огурец», - говорит Тайми Калмус, осматривая результаты моих усилий, и тут же в утешение отмечает, что по ходу дела такое иногда случается.
Последний штрих - ослабление натянутой веревки, которое производится исключительно на основе личного опыта. Крепкую веревку, которая поддерживает огуречный побег, в зависимости от высоты стебля необходимо ослабить на три-четыре витка, придав ей дополнительную длину, потом веревку следует вновь крепко зафиксировать на крючке и в конце концов сдвинуть крючок сантиметров на 30 вправо.
Таким образом, огуречный стебель опускается немного ниже и вершина побега получает дополнительное пространство для роста. Все это становится серьезным испытанием.
Самоотверженные садоводы
Я подъезжаю к следующему растению и успеваю остановиться перед большой яркой лампой, от которой идет тепло. С помощью Тайми Калмус я благополучно достигаю конца ряда. Что касается закручивания, то по этой части у меня лучше всего получается перемещение на аккумуляторной тележке.
«Ничего страшного, это дело привычки, - утешает меня специалист по выращиванию огурцов Ийвика Кяспер. - Я поначалу тоже очень удивлялась, что на освоение этого навыка потребуется столько времени. Уходит месяца два. Но работа эта самая интересная, если только поймешь, в чем здесь секрет».
Ийвика Кяспер - специалист по управлению лесным хозяйством с высшим образованием, она прошла в Янеда подготовку как агроном по озеленению и работает на выращивании огурцов уже седьмой год, поэтому у нее все отработано.
Работа не ждет, и Тайми Калмус с Ийвикой Кяспер исчезают между огуречных рядов. «Собирать огурцы очень интересно, особенно, если урожай хороший, — стоя под самым потолком, рассказывает Ийвика Кяспер. — На это уходить меньше всего времени».
Специалисты по выращиванию огурцов закручивают верхушки растений два раза в неделю. Сбором листьев основательно занимаются раз в неделю, обычно по средам. Но понемногу сбором листьев приходится заниматься ежедневно, поскольку так самим проще, да и растениям легче.
«Здесь нет тяжелой физической работы, - говорит по поводу выращивания огурцов Ийвика Кяспер. - Но когда собираешься домой, чувствуешь, что основательно поработал».
Хотя эти две женщины и дома тоже не сидят сложа руки: у Тайми Калмус есть маленькая теплица с огурцами и помидорами, а Ийвика Кяспер минувшей весной обзавелась небольшим клочком земли в Хийналинна, где начала разводить экологически чистые овощи. Огурцы растут там просто прекрасно.
Когда в середине дня возвращаешься в редакцию, то чувствуешь, что действительно поработала. Это приятное ощущение, и я действительно могу выращивать огурцы.
Теперь мне понятно, что летом в моем небольшом парнике я буду действовать более решительно, и ни один огурец у меня теперь не пропадет. Я научилась ловко обрывать листву с огуречных побегов, а к концу лета непременно освою искусство закручивания верхушек.
rus.postimees.ee
Комментарии
интересно.
Отправить комментарий