"Актуальная Нарва" - новый док. фильм
Что такое 50 или 60 лет? Для человека это целая жизнь, но для истории всего – лишь миг. В документальном фильме показана история Нарвы сквозь призму телепередач и кинохроники с 1960 годов и по сей день. Использованы самые яркие моменты из хроники Эстонского национального телерадиовещания: эпизоды из новостной программы "Актуальная Камера" и других проектов ERR.
Фильм, как и все, что произошло в Нарве за последние 25 лет, оставляют неоднозначные чувства. Помните, в детстве была такая шутка, когда конфету съедали, а фантику от неё придавали вновь форму конфеты? Если не потрогаешь, можно было подумать, что конфета осталась нетронутой. Теперь этот фантик даже красивее стал, а вот начинку уже почти съели. А какие чувства от просмотра у тебя, читатель? Выбрать в голосовании можно сразу несколько вариантов.
Первая демонстрация фильма состоялась в Нарве 21 мая в здании бывшего детского сектора им. Амалии Крейсберг на Йоала, 18 в рамках проходившего в городе Фестиваля мнений. И надо сказать, несмотря на поздний час (21.00) и в целом довольно слабый интерес нарвитян к фестивалю фильм о Нарве собрал приличное количество зрителей. И это понятно: документального фильма о Нарве отечественного производства в подобном формате – на основе кинохроник протяженностью в 60 лет – никогда не было.
По словам Алены Суржиковой, предложение сделать фильм о Нарве поступило от руководства телеканала ETV+. «И я, конечно, сразу же согласилась, - рассказывает Алена. – Работать с киноархивами – это чрезвычайно интересно! К тому же мне это хорошо знакомо: в свое время я была режиссером на Пятом канале Санкт-петербургского телевидения. Еди- нственное, что смутило: мне дали всего лишь неделю на создание фильма. Но что делать – это формат телевидения, все надо делать очень быстро. Поэтому я решила сосредоточиться лишь на самых важных моментах в истории Нарвы, начиная с 60-х годов прошлого века».
И все же о многих значительных и ярких событиях, признается Алена, пришлось проговорить буквально скороговоркой. «В 90-х годах было огромное количество сложных ситуаций, которые в 43 минуты экранного времени ну просто никак не вместить и не объяснить толком, почему и как это происходило. Поэтому я сознательно не стала углубляться в некоторые темы, - рассказывает Суржикова. - К тому же в ходе работы всплыла проблема «потерянных 90-х», как называют ее кинодокументалисты на территории всего постсоветского пространства: киностудии перестали существовать, и систематическая хроника практически оборвалась. Да, многое в это время снимается на видео. Но нет систематизации, внесения в каталоги. Программы очень субъективные, это всего лишь отдельные фрагментарные мнения. Вот, например, дали мне какую-то программу о двух бабушках в Нарве: одна эстонка, другая русская, коммунистка. В принципе небезынтересно. Но делать на этой основе обобщения или анализ того времени?... На мой взгляд, неправомерно. А более основательного пласта кинохроники просто нет».
В дополнение к тому материалу, который предоставили Суржиковой из архивов Эстонского телевидения, многое она искала и нашла сама. А также включила фрагменты из документального фильма Яака Кильми «Бумажный город».
В 2013-2016 гг. Суржиковой довелось снимать в Нарве – когда она делала свой цикл «Живи на все сто» об увлеченных людях . Но сейчас, погрузившись в мир кинохроники далеких лет, Алена говорит, что узнала о Нарве много нового, и Нарва ей «теперь по-другому видится». «Во-первых, я осознала, как на самом деле много было сделано человеческим трудом . Это действительно уникальная ситуация – так быстро из руин отстроить город», - говорит режиссер.
«Не знаю, как оценят нарвитяне взгляд на свой город со стороны. Но, может быть, он даже более объективный, чем взгляд изнутри? - размышляет Алена Суржикова. – У местного человека, как говорится, на многое взгляд замыливается. А мне, например, стало ясно, что в этом регионе ведется целенаправленная работа государства. Знаете, у нас в Рапламаа, где живет моя семья, замки не реставрируют...И поверьте, я знаю, как бедно живут эстонцы в провинции, как снимают детей с ужина в детском саду, потому что он стоит 50 сентов. Так что в Нарве не все так плохо, как порой кажется»...
Кто есть кто
Алена Суржикова родилась в Таллинне; отец – моряк, мама – дизайнер одежды. Алена мечтала учиться на журфаке в Таллиннском педагогическом университете. Но когда пришла подавать документы, увидела такую большую очередь из желающих там учиться, что оробела и подала документы на факультет «режиссер телевидения». Его и закончила. А в 2006 решила поехать учиться в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на режиссера неигрового кино. Приемная комиссия университета посмотрела дипломную работу Алены Суржиковой - документальный фильм «Поиск пути - родина» о русских, которые в 90-х уехали за рубеж в поисках лучшей жизни, и Алену приняли сразу на 4-й курс.
Кстати, в числе уехавших была и сестра Алены, которая осела в Париже. С дальнобойщиками Алена проехала от Таллинна до Люксембурга и автостопом из Люксембурга до Парижа. «И это я проделала с университетской кинотехникой за 100 тысяч крон..! Такое возможно только в ранней молодости», - вспоминает Алена.
Поработала на телевидении в Санкт-Петербурге и в 2008-м вернулась в Эстонию. Вместе с мужем Сергеем Трофимовым, профессиональным фотографом , оператором и продюсером, создали фирму «Диафильм» по производству документального кино и телевизионных программ.
Год они учились на специализированных курсах в институте документального кино в Праге. «Учились тому, как делать кино, которое будет востребовано зрителем, как работать с продюсерами, с каналами, студиями, как предлагать и продавать свой фильм», - уточняет Алена.
Их документальный фильм «Не моя земля» («Suur-Sõ-jamäe») о судьбах бывших работников таллиннских заводов, имевших огороды в окрестностях улицы Суур- Сыямяэ возле Таллиннского аэропорта, был очень успешен, получил ряд наград на различных фестивалях документального кино и закуплен различными студиями.
- Алена, насколько режиссер документального кино, работающий в Эстонии, свободен в выборе темы и ее трактовки?
- Честно говоря, мы с Сергеем думали, что после нашего фильма «Не моя земля» нам больше никто денег на кино не даст. А я получила премию лучшего молодого режиссера Эстонии в 2013 году, - говорит Алена и с улыбкой добавляет: И на президентский прием позвали. Вообще-то я привыкла делать то, что хочу, и высказываться прямо. Я вхожу
в редакционную коллегию журнала SIRP, и у нас, как вы знаете, царит настоящий плюрализм мнений. Может быть, в будущем я и столк- нусь с чем-то иным, не знаю.
Сегодня в творческом багаже Алены Суржиковой около 30 документальных фильмов, она стала известным режиссером.
А буквально вчера Алена улетела в Голливуд – там она вместе с режиссерами из 10 стран мира в течение двух недель будет учиться на курсах для режиссеров, снимающих социальное кино.
Другая жизнь
У Алены Суржиковой и Сергея Трофимова растут трое детей: сыновья 8 и 6 лет и двухлетняя дочь. «Разве ж это много? – улыбается Алена, когда ее спрашивают: как вам, режиссеру, удается творчески работать при таком количестве детей. – Вот недавно мы снимали документальный фильм о женщине, у которой 9 детей...»
Столичные жители Алена и Сергей несколько лет назад переехали в Рапламаа и живут теперь в деревне Кяру. Алена довольна: «У нас тут спокойно, чисто, красиво». Да и до больших городов в принципе рукой подать.
3 ПРОСТЫХ ВОПРОСА:
- Вы довольны «Актуальной Нарвой»?
- Я никогда не бываю довольна своей работой. Многое хотелось бы сделать лучше, переделать кое-что. Но время поджимало! И, на мой взгляд, лучше уж говорить пусть и скороговоркой, чем вообще ничего не сказать. К тому же на этой картине мне пришлось быть и режиссером, и сценаристом, и монтажером, и редактором – все в одном лице.
- Ваши творческие планы?
- Их много. Ну, вот , например, благодаря работе над «Актуальной Нарвой» пришла мысль: а почему бы не сделать целый цикл документальных фильмов о городах Северо-Востока: Силламяэ, Кохтла-Ярве и др.?
- В одном из своих интервью вы сказали, что гражданин небольшой страны имеет больше возможностей. Почему?
- Потому что я верю и как кинодокументалист знаю, что в Эстонии у человека на 100 процентов больше возможностей, чем в других странах. Я вижу это по опыту своих знакомых и друзей, которые живут здесь, и тех, кто уехал за границу. В Эстонии у нас все близко – люди, структуры, здесь тебя скорее поддержат, и ты быстрее реализуешься творчески. Если хочешь что-то делать, то просто делаешь, и тебе помогут. Плюс у нас жить комфортнее. Я смотрю на своих уехавших друзей, даже если они хорошо устроены за границей, многого добились, они более уставшие, измотанные, менее здоровые.
Светлана Зайцева, "Виру Проспект"
Комментарии
Все хорошее проср..ли!Живем сейчас ,как в последний раз!
Жалко народ..деградация и вымирание...Если посмотреть кладбище молодых людей...А этому народу жить и жить..И сборище старушек- больше ничего не чего ждать...тупизм и уныние..
За 25 лет независимости ни одного жилого дома не построили с нуля, правда и строить не для кого , так как на 20000 человек население уменьшилось,это целая четверть Нарвитян. Население целого города просто уехало или вымерло от новой жизни в Эстонском государстве. Население так уменьшатся либо во время войны, либо во время оккупации и геноцида. Кто кого оккупировал после этого?
Это общая проблема провинциальных депрессивных городов. Точно такая же картина наблюдается и в США, и в России. Нет работы - народ разъезжается кто куда. Обычно - в столицу либо другой экономический центр, типа Нью-Йорка. Наши бегут, в-основном, в Таллинн.
Сдаётся мне монархист ,что твой мозг навсегда оккупирован кисель-ТВ и прочей мерзотой.
Ну, Кисель-ТВ, неКисель-ТВ, но аналитика и знание истории у упомянутого товарисча, согласен, довольно однобока.
Нет "мягких и пушистых" ни на восточной стороне, не на западной. Все хороши. Не бывает в большой политике всё для народа. Прежде всего "рулевые" думают о собственных опах и опах своих кланов. Те, кто думают о своей стране и народе придерживаются нейтралитета уже не одну сотню лет.
Единственное, что во всём этом противостоянии бесит, так это то, что Европа никак не хочет думать своей головой.
Фильм слабый, ожидал большего. Имея на руках такой архивный материал, и так его подав,уровень школьного кружка.
"Титульная" нация просрала всё, что было нажито непосильным трудом....
Кто строил Нарву думали что мы уже тут галактику осваивать будем, наивные.
Письмо молодёжи из 1967 года и ответ на него из 2013-го
Здравствуйте, дорогие предки. В первых строках своего ответа спешу сообщить, что вы вообще ни фига не угадали, хотя вас было до фига. Тут у нас, в 2013-м нет никакой советской власти — тем более, с большой буквы. Нет и юбилеев советской власти. Коммунизм отменили, счастье — это утопия, а тех, кто героически трудится сейчас называют «лоха́ми».
С ужасом мы прочитали, как ужасны были ужасы вашего времени. Работа на болотах, строительство каких-то там городов и железных дорог… Видимо, правду нам говорили: неисчислимы преступления советской власти, и нет ей за то прощения. Но вы правильно делаете, что нам завидуете. Мы действительно живём гораздо лучше вас.
То, что вы там понастроили, было передано в управление эффективных собственников, которые, не чета пролетариям, гоняющим чаи на работе, относятся к собственности с уважением. Собственность должна приносить деньги. Поэтому станки с этих ваших комбинатов мы продали на металлолом, а помещения сдали под офисы.
Теперь вместо того, чтобы изнурять себя на болотах, мы сидим в тёплых офисах и пьём там чай. Нам лучше, чем вам. Производство для лохо́в, торговля — выбор мастеров. Вы, вон, на производили чего-то там, а у самих ни колбасы не было, ни иностранных автомобилей. Но мы вам всё равно благодарны: если бы вы всего не понастроили, то нам сейчас нечем было бы торговать. Единственная претензия — детям нашим, говорят, уже не хватит. Поэтому что они там будут в своих офисах продавать, неясно. Впрочем, пусть они сами разбираются, нам-то что.
Нам, как вы правильно заметили, и без того есть куда приложить руки, энергию и всё-такое. В Москве сейчас полно ночных клубов, по телевизору показывают ржаку, секс уже не под запретом, можно съездить в Турцию на курорт, в общем, современность даёт молодым массу разнообразных занятий.
И хотя в кафе «Галактика» лично я не был (и даже не знал, что такой есть), я обязательно туда схожу, если вы советуете. Люблю, знаете ли, историю.
Кстати, про историю вы херню спороли. Белогвардейцы никого не мучили, они были джентльменами, любили юнкеров и французские булки, а застенки на самом деле построил Сталин, когда жиды во главе с Лениным и пролетариями захватили власть. Пролетарии после этого не снимали галоши, издевались над профессором Преображенским с собачьим сердцем и хотели завоевать весь мир. А в это время Сталин уничтожал русский народ и церкви. Но в общем, я на вас не в обиде — у вас тогда не было Википедии, поэтому вы могли и не знать.
Ах да, хочу извиниться, что несколько опередил события и ответил из 2013-го. Дело в том, что хрен его знает, чего там в этом 2017-м будет. Тут и про завтра-то не всегда понятно — так динамично всё.
Я, вон, читал, что у этого вашего Сталина до сих пор много поклонников. И что какие-то люди думают, будто ваши идеалистические цели всё равно лучше, чем наше их отсутствие. Странные они какие-то. Неужто хотят по болотам ползать и строить чо-то? Хотя, фиг знает, что за энергетики вы там употребляли, может, и я захочу.
В общем, я вам сейчас ответил на всякий случай, а в 2017-м вам, быть может, тоже какие-нибудь комсомольцы ответят. Вот ржака будет — снова комбинаты, КПСС, совок и коммунизм. Цель в жизни, человек человеку брат, путь к далёкому счастью и письма потомкам.
lex-kravetski.livejournal.com/462321.html
Как бы то там ни было, году так к 1985-му счастье было построено, в-основном, для партийно-комсомольской верхушки. За счастье считалось работать не в родном СССР, а за границей, получать половину зарплаты чеками Внешпосылторга. После партократии самой обеспеченной прослойкой советского общества были всяческие продаваны и работники торговых баз, плюс барыги и фарцовщики.
Образованный, со стажем инженер мог получать меньше рабочего. Колхозники жили больше своими приусадебными участками, а также воровством всего и вся у родного колхоза, чем трудом на колхозной земле. Урожай убрать колхозники были просто не в состоянии - "на картошку" (это могла быть по факту и морковка, и капуста, и хлопок, и вообще все, что угодно) принудительно вывозили тех же инженеров, профессоров, студентов, детей-школьников (такая система сейчас осталась только в Сев.Корее).
В очереди на квартиру стояли по 10-15 лет, некоторые получали квартиру только к пенсии, кооперативную тоже было просто так не купить - там тоже была своя очередь. Везде был нужен блат, везде комбля.ство, истуканы больного придурка Ленина и портреты старого маразматика Брежнева и его "соратников". Ассортимент магазина в российском районном центре включал в себя хлеб, консервы, плавленные сырки, водку и "гнилушку" (т.н. "плодовый портвейн"). Остальное - по случаю пару раз в месяц или по блату. Нужно молоко для ребенка - иди к частнику. За 15 рублей в месяц частник давал литр молока в день.
Про нормальные промтовары вообще молчу. Либо дикие очереди, либо надо иметь блат. Касеетный гавнитофон жуткого качества стоил месячную зарплату. Дерьмовая советская кассета к нему - 4 рубля (пол дневной зарплтаты), а импортная - 9 рублей (!!!) и их еще было не достать.
Конечно, Москва, Питер, Закавказье и Прибалтика снабжались нормально. А остальные - см.выше.
И смысл был в этом бесплатном высшем образовании? Бесплатно выучиться, чтобы жить потом всю жизнь в нищете? Знать, что и дети будут жить точно так же? Проще было окончить торговый техникум, и потом воровать на овощебазе или в магазине.
Всё еще хотите обратно в СССР?
Вопрос не в том, хочет ли кто-то обратно, а в том, что сделали с Союзом в 91-м.
Посмотрите на Китай: жили хуже СССР, идеология та же, даже жёстче. Но где сейчас Китай и где Россия вкупе с бывшими союзными республиками?
В России при Ельцине был настоящий геноцид населения: зарплаты не платили по 6 и больше месяцев, селяне хоть как-то выживали, а старики ( и не только) в городах просто мёрли от голода. А сколько спилось от безнадёги и полегло в бандитских разборках?
Пусть "монархист" посмотрит статистику смертности за те годы, если найдёт объективную.
А всё почему? А потому те, кто в конце 80-х и начале 90-х почувствовал возможность ооочень хорошо урвать, пудрили плебсу мозги. Кстати, очень активно пудрили российские деятели культуры особенно деятели поп-эстрады, и особенно на излёте первого Ельцинского срока, когда народ понял, что случилось в 91-м и что их ждёт в ближайшей перспективе.
Просто эти времена сейчас не принято вспоминать. Более того, СМИ придают ему некий оттенок романтичности ("лихие 90-е"). Хотя правильнее было бы подбирать эпитеты вроде "мрачные", "грязные", "голодные".
Союзу пришел конец не в 1991-м, а много раньше. Фактически с приходом к власти Мишки Меченого. В 1991-м лишь была констатирована смерть.
Был ли возможен китайский вариант в СССР? Теоретически, нужно было проводить Большую Чистку госаппарата (а-ля Культурная Революция в Китае, или 1937-й год в СССР), возвращать частный сектор туда, где государство как хозяин потерпело полных крах (легкая промышленность, бытовое обслуживание населения и тому подобные вроде и не особо крупные и важные, но весьма чувствительные для народа вещи).
Ликвидировать очереди и блат - идеи были, к примеру, торговля дефицитом по предварительной записи. Подошла твоя очередь - пришел в назначенный день и купил, без толкучки и нервотрепки.
Но ! Китай получил огромные деньги на модернизацию от Запада, в первую очередь - от США, в виде прямых инвестиций и в виде открытия бездонного рынка США и Европы для китайских товаров. Получил бы такие преференции СССР? Разумеется, нет.
И Большую Чистку проводить было тоже некому. Поэтому и получилось то, что получилось.
После увиденного, так и хочется сказать: Юра, мы все про..али!
Ностальгия, уныние, отчаяние.
Согласен что это проблема провинциальных городов, но Нарва то это третий по величине город страны . Разве третьи города США (Чикаго)и России (Новосибирск) потеряли четверть населения? Нет они наоборот растут и люди туда едут. Нарва если и стала провинцией то не сама по себе, почему Тарту не стал захудалой провинцией ?
В США есть и такой пример - Детройт. Население в 1970-м - 1.5 миллиона, сейчас - 680 тыс, то есть в два раза меньше. Всё та же проблема, что и в Нарве - отсутствие работы. Нарвские предприятия оказались никому не нужны. Судьба Кренгольма также не уникальна. Масса подобных предприятий в Европе и США обанкротилась. Давят Китай и ЮВА.
А Нарва для Эстонии - провинциальный город, несмотря на то, что он по численности третий или четвертый. Эстония превращается в "государство-головастик" - голова (Таллинн) большая, хвостик (провинция) - маленький.
Себя увидела маленькую с папой.... Папы уже нет... Такая ностальгия!!!
Отправить комментарий