Если завтра война: есть ли план на случай черного сценария. «Если завтра война» (худ. фильм)
Что будет с нами, простыми мирными жителями Эстонии, если вдруг события начнут развиваться по самому плохому пути.
Министерство обороны Литвы выпустило пособие для жителей на случай войны. Представляя издание, министр обороны Юозас Олекас сказал, что книгу решили выпустить «в связи с повторением агрессии России против соседей, на сей раз в Украине». «Мы должны быть готовы», — подчеркнул Олекас. В пособии рассказывается, как жителям следует себя вести в случае начала военных действий. Литовцев призывают не паниковать, если за окном начнут стрелять, рассказывают, когда здания должны быть эвакуированы, и дают другие советы на случай чрезвычайных ситуаций. Книгу собираются распространять в школах, библиотеках и через неправительственные организации.
![](http://i58.tinypic.com/2nvf9f7.jpg)
«Столица» задалась вопросом, что делать жителям Эстонии в аналогичной ситуации. Есть ли у государства кризисный план, по которому оно будет действовать в случае военной агрессии и как оно планирует защищать своих граждан? Что будет с нами, простыми мирными жителями Эстонии, если вдруг события начнут развиваться по самому черному сценарию?
Как будут информировать население о происходящем, если не будет электричества, будет нарушена телефонная связь и отключен Интернет? Куда бежать и где прятаться, если вдруг начнется обстрел? Сохранились ли у нас бомбоубежища? Где можно будет получить продукты, предметы первой необходимости и теплые вещи? Где жить, если вдруг дома не станет, или он окажется без отопления, электричества и воды? Как быстро может быть восстановлена их подача? Будут ли эвакуировать детей и куда? Смогут ли детсады и школы обеспечить им безопасность? Обязаны ли будут работодатели платить зарплату? Будут ли работать банки? Надо ли будет продолжать выплачивать кредиты? Будут ли действовать страховки? Как и где будут работать государственные учреждения? Планирует ли государство опубликовать инструкции для наших граждан, аналогичные литовским?
Все эти вопросы «Столица» задала министерствам, госканцелярии, комиссии парламента по гособороне, торговым сетям, предоставляющим жизненно важные услуги фирмам.
К кризису готов
Первым отреагировало поставляющее в столичные дома отопление предприятие Tallinna Küte AS. Член правления фирмы Владимир Панов заявил, что у предприятия есть кризисный план, в соответствии с которым предприятие и будет действовать. «Это официальный ответ, больше я ничего не скажу», - завершил он краткую беседу.
Пресс-секретарь энергетического концерна Eesti Energia Элийс Венник посоветовала переадресовать вопросы Министерству экономики и коммуникаций, которое, в свою очередь, традиционно проигнорировало вопрос нашего издания.
Из сетей, предоставляющих услуги связи, о готовности к кризисной ситуации сказали лишь в Eesti Telekom. «В любом случае надо учитывать, что в военное время многие правила обычной жизни не действуют, так что спекулировать на эту тему не хочется», - отметил представитель ЕМТ Райго Неудорф.
Самой открытой и готовой к диалогу стороной оказалось водоснабжающее предприятие AS Tallinna Vesi. „ AS Tallinna Vesi предлагает жизненно важную услугу и поэтому в соответствии с Законом об экстренной ситуации мы постоянно проводим анализ рисков и в соответствии с ними разрабатываем планы по обеспечению бесперебойности услуги, чтобы обеспечить готовность предприятия к ситуациям, которые могут препятствовать предоставлению услуги. Все планы согласованы с органами местного самоуправления, т.е. властями Таллинна. Мы также регулярно проводим учения со всеми заинтересованными сторонами, чтобы в кризисной ситуации действовать слажено, - рассказала пресс-секретарь фирмы Марилийс Миа Топп. – Однако надо учитывать, что в случае военных действий на территории Эстонии мы имеем дело с кризисом государственной безопасности, который скажется и на государстве в целом, и на его инфраструктуре. В условиях войны быть готовым решать сложные ситуации и нести ответственность – обязанность правительства, а не поставщика услуги, поэтому мы будем строго следовать распоряжениям правительства».
Впрочем, узнать, есть ли в столице запас питьевой воды и где можно будет брать пресную воду, если водопровод будет разрушен, не удалось.
Надежда на импорт как слабость
Оказалось, что в Министерстве сельского хозяйства не знают, есть ли в Эстонии стратегический продовольственный запас и способна ли страна обеспечить себя продовольствием в случае прекращения импорта продуктов. Пообещали перезвонить, если выяснят. Не перезвонили.
На запрос о готовности продуктовых магазинов работать в условиях возможных военных действий из всех крупных торговых сетей, которым он был послан, отреагировали две, но, по сути, не ответили. «Мы не будем отвечать, потому что считаем вопрос безосновательным, ответ может лишь вызвать напрасную панику», - ответила Катрин Батс из сети Rimi Eesti Food AS. «В Эстонии нет военного положения, поэтому не считаем нужным данную тему комментировать», – вторил ей руководитель по маркетингу Prisma Peremarket AS Рейго Рахумяэ.
Владелец крупнейшего в Эстонии козьего хутора Коньо Мартин Репинский опасается, что вскоре Эстония не сможет обеспечивать себя продуктами: «В данный момент в некоторых сферах Эстония полностью себя обеспечивает и даже производит с избытком. Но надо помнить, что и молочное, и мясное производство живут за счет кормов, приобретенных до санкций, к лету они закончатся. Тогда же отменят квоты на производство молока, и мы не станем неконкурентоспособны, поскольку молоко подешевеет еще больше». В случае же военной угрозы ситуация еще более осложнится. Фермеры просто останутся без работников, потому что платить им будет нечем. «Может кто-то и согласится на оплату труда продуктами, но понятно, что это только если совсем будет некуда деваться».
Между тем, руководитель Союза предприятий пищевой промышленности Сирье Потисепп недавно напомнила, что продовольственной безопасности надо уделять такое же внимание, как и военной безопасности, кибер-безопасности и энергетической безопасности, так как государство должно быть в состоянии обеспечить свое население питанием как в мирное время, так и в кризисных ситуациях. ”Необходимо обеспечить, чтобы вся цепочка пищевого сектора — начиная от фермеров и заканчивая продавцами — смогла бы в случае любого неожиданного развития событий сохранять свою устойчивость и обеспечить доступность продуктов питания повсеместно в Эстонии. Мы должны обеспечить, чтобы в случае засухи или периоды военных, или экономических кризисов сохранилось снабжение продуктами. Надежда на импорт продуктов питания это слабость, так как плодоносные регионы Центральной Европы могут настигнуть военные кризисы, наводнения и засуха, в результате чего эти государства сосредоточатся на том, чтобы прокормить свой народ”, - сказала Потисепп.
НАТО рекомендует для сохранения безопасности продуктов питания поддерживать инвестиции в сельское хозяйство на одном уровне с расходами на оборону государства, в этой части Эстония сегодня является примером. В то же время большую часть расходов на сельское хозяйство составляют прямые дотации Европейского Союза. По мнению Потисепп, надо стимулировать потребителя приобретать местные продукты, чтобы поддержать местное производство.
Ничего вам не скажу
Из комиссии по гособороне парламента и пресс-службы правительства не ответили. В пресс-службе парламента сослались на большой объем работы, из-за которого у них нет времени заниматься поиском ответа на эти вопросы.
Пресс-атташе Swedbanк Март Сийливаск не смог сказать, как будут осуществляться банковские операции, в какой форме будут проходить расчеты и надо ли платить кредиты. «Как и все другие организации, в военное время банк будет действовать в соответствии с государственным планом действий в кризисных и экстренных ситуациях. Вероятно, об этом плане могут рассказать в Министерстве внутренних дел,» - предположил работник банка. Банк SEB ответить не посчитал нужным. Страховые кампании ERGO и SALVA также предпочли отмолчаться.
В Министерстве обороны сказали, что в их обязанности входит организация обороны и проблемы безопасности государства, а присланные вопросы к их компетенции не относятся.
Пресс-секретарь Главного штаба добровольной военизированной организации Кайтселийт Тийт Тамберг перенаправил в Министерство внутренних дел.
Надежды на то, что все тревоги успокоит Министерство внутренних дел, в обязанности которого как раз входит обеспечение внутренней безопасности и защита правопорядка, а также регулирование в кризисных ситуациях, не оправдались. Сначала руководитель коммуникационного отдела Текс Верманн отвечал, что посланные в министерство вопросы «обсуждаются», но после того как «обсуждение» затянулось на несколько дней и вопрос был поставлен уже в лоб: «Признайтесь, что кризисного плана нет, а если есть – предъявите», - газету отправили искать информацию на сайт ведомства. Последний документ, посвященный анализу рисков, датируется 2013 годом, т.е. тем временем, когда в Европе была другая геополитическая обстановка, и военной агрессии в списке возможных опасностей в нем нет. Все инструкции, посвященные разрешению других кризисных ситуаций, никакой конкретики не содержат. Так что, уважаемые читатели, делайте выводы.
Не хотят или не могут
Председатель комиссии по вопросам правопорядка столичного района Пыхъя-Таллинн Александр Кукк, выслушав вопросы, развел руками: «Вынужден признать, что я ничего не знаю. Я не смогу ответить, где в нашем районе бомбоубежища, если меня спросят, я не знаю, остались ли они. В Эстонии местные самоуправления отстранены от решения подобных проблем, в отличие, например, от соседней Латвии, все решается на государственном уровне. А там не считают нужным предоставлять нам такую информацию».
Бывший офицер разведки Рене Тоомсе в интервью порталу Pealinn, выразил сожаление, что у нас никто не думает о защите гражданского населения даже в мирное время.
«Недавно в США сошел с рельсов перевозивший топливо поезд, 14 вагонов загорелись. Из предосторожности были эвакуированы жители двух ближайших городков. У нас железнодорожные пути проходят через многие города и поселки, составы перевозят топливо и химикаты. Что мы будем делать в такой ситуации? Куда мы будем эвакуировать людей? Кто будет руководить операцией? Обеспечивать теплыми вещами, питанием, организует медицинскую помощь? Или мы застрахованы от несчастий? От амортизации техники? От человеческой ошибки?» - задается вопросами эксперт по безопасности.
«Между городами и волостями должны быть заключены договора, которые позволили бы людям, например, ночевать в теплых школьных зданиях, зимой палатка не выход. Размещением, питанием, оказанием необходимой первой помощи мог бы заниматься Кайтселийт. Все эти навыки надо отрабатывать совместно с полицией, спасателями, органами местного самоуправления. Надо создать систему, - предлагает он.- Нужно разработать сценарии возможных опасностей, оценить риски, найти методы их снижения, распределить ответственность, кто за что отвечает. Например, надо перевезти сотни людей. Какая транспортная фирма это делает? По какому сигналу она должна начать действовать?» Он также отмечает, что у нас отсутствует система оповещения, а люди должны знать, куда двигаться в случае опасности, где они получат помощь. По мнению Тоомсе, это вопрос не денег, а готовности. «В этом направлении ничего не делается, чистый ноль, хотя должно было быть сделано давно. Пора начать делать первые шаги, чтобы уметь защитить людей в случае опасности. Если все распланировано и отработано на учениях, спасать будет легче. Почему-то у нас не хотят, а может и не умеют это делать», - считает эксперт и вновь приводит в пример опыт США: «В Америке тоже не было такой системы, но после катастрофы с орканом Катрина в 2005 году они начали действовать, была создана специальная государственная организация для решения этой проблемы. Что должно случиться у нас?»
***
Напомним, в декабре 2010 года во время снежного шторма в Эстонии рядом с поселком Падаору в многочасовой снежный плен попало несколько сотен машин и 600 человек. Для того, чтобы организовать спасательную операцию совместными усилиями спасателей, полиции и военных, понадобились почти сутки. Тогда министр внутренних дел Марко Померанц обвинил в произошедшем министра экономики Юхана Партса, поскольку содержание дорог находится на совести Департамента шоссейных дорог. Руководитель департамента Андри Тынстейн в свою очередь переложил ответственность за случившееся на полицию, которая не смогла быстро организовать объезд пробки.
«Если завтра война» (худ. фильм)
«Если завтра война» — советский предвоенный художественный фильм 1938 года о готовности СССР к нападению агрессора. Фильм подготовлен коллективом кинорежиссёров под руководством Е. Л. Дзигана.
В основе оборонного фильма о готовности Красной Армии дать отпор врагу — документальные кадры, снятые во время манёвров. Фильм высоко оценил Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов.
Авторы сценарного плана — Ефим Дзиган, Михаил Светлов и Георгий Березко Режиссёры: Ефим Дзиган Георгий Березко (к/ст. «Мосфильм») Лазарь Анци-Половский (к/ст. «Лентехфильм») Николай Кармазинский («Союзкинохроника») Операторы — Евгений Ефимов Художник — М. Тиунов Монтажёр — В. Абдиркина Композиторы — Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс Автор текстов песен — Василий Лебедев-Кумач Звукооператор — В. Лещев Звукооформление — Е. Кашкевич Директор бригады — Е.Сергеев
Комментарии
Отправить комментарий