Евгения Симонова - луч света в темном царстве! Как снимали "Афоню".
Вчера Евгении Павловне исполнилось 63. На роль Кати в фильме "Афоня" ассистент по актерам Елена Судакова привела юную студентку Театрального училища имени Щукина Евгению Симонову. Женя режиссёру понравилась, и он утвердил ее без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной - "Пропавшая экспедиция" Вениамина Дормана. Там у нее главная роль, и все лето она будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис - хорошеньких и славных, но все не то. И Георгий Данелия понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не видит.
"И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за нее держишься?" - спросил его директор картины Александр Ефремович Яблочкин. "Что в ней особенного, не могу объяснить, — сознался режиссёр. - Но она в фильме будет луч света в темном царстве". Тогда Яблочкин сказал: "Будет тебе твоя Катя".
Фотопробы Анны Каменковой на роль Кати в фильм "Афоня"
И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль. ("Афоню" снимали в Ярославле). А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии "Горького" и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой Александр Ефремович просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме "Кавказская пленница". И только оставил записку: "Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин". А Георгию Николаевичу он сказал: "Кровь из носа, но ты ее должен снять за три дня. Иначе сорвем съемки на той картине!"
Яблочкин был матерый киношник и понимал, что нельзя, но все-таки можно, а что — никак нельзя. В итоге Симонову снимали днем и ночью, в буквальном смысле этих слов. (Иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект). А так она была все время на съемочной площадке.
После выхода картины на экраны в журнале "Искусство" кинокритики писали: "с неудержимостью светлого весеннего ливня врывается она (Евгения Симонова) в этот фильм - вопреки всем несуразностям, нелепицам Афониной жизни, вопреки его равнодушию и бесчувственности - что вдруг понимаешь: нет, это не просто "лирическая линия", "сюжетный ход", "мотив". Это и есть та самая, другая, настоящая жизнь, которой позарез не хватает и неустроенному Афоне, и благополучному Коле (Евгений Леонов), и элегантной красавице из "художественных сфер" (Нина Маслова). И когда в финале (пусть с солидным опозданием) поймет это и сам Афоня, кинокомедия кончится, потому что смешное уступит место серьезному, а мелочное, пустое - значительному и настоящему"
Кстати, по последнему варианту сценария, фильм должен был закончиться чуть раньше: "В финале Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии в паспорте молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером унылый мужчина с абсолютно пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался"
"Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился, - рассказывал Георгий Данелия. - И мы с Бородянским еще в процессе работы над режиссерским сценарием написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма встречались. Но поняли — такая концовка нарушает логику повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили все, как было. И все-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма. И мы решили снять так: Афоня в аэропорту лежит на траве и ждет самолет. К нему подходит Катя и говорит, как всегда: "Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы". Афоня открывает глаза — никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер и требует документы. (Катя ему привиделась).
В последний съемочный день Жени — третий — работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный "сон". И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом - Катя идет медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант - идет с цветочком. Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то! И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально".
И вот уже тридцать лет в конце фильма, когда Афоня идет к самолету, его кто-то окликает. Он оглядывается, а там стоит Катя и говорит: "Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы!"
Комментарии
О, мой один из любимых фильмов. Евгения и сейчас очень хорошо выглядит, молодец!
Отправить комментарий