Фонд интеграции и миграции организует в Пайде дебаты о «серопаспортниках»
На Фестивале мнений, который состоится 12-13 августа в городе Пайде (Эстония), Фонд интеграции и миграции «Наши люди» (MISA) совместно с пятью партнерами организует дебаты на тематической площадке «Потенциал государства». В пятницу, 12 августа, в обсуждении темы «Лица с неопределенным гражданством — головная боль или неиспользованный потенциал?» примут участие Пауль Эрик Руммо, Мари-Лийз Лилль, Олеся Лагашина, Хенри Лаупмаа и Владимир Свет.
Известно, что в Эстонии в настоящее время проживает свыше 80 000 человек с неопределенным гражданством (или 6 процентов населения). «Неграждане» — определение для лиц без гражданства в Латвии и Эстонии, имеющих особый статус. Он распространяется на лиц, проживающих в этих государствах, состоявших в гражданстве СССР, которые после его распада не получили никакого признанного гражданства, а также на их детей, не имеющих никакого гражданства.
«Негражданство» коренных жителей страны — фактически довольно странный, ранее неизвестный в мировой практике статус — неграждане не могут считаться ни гражданами, ни иностранцами, ни также лицами без гражданства, а являются лицами с «oсобым правовым статусом». В качестве документа, удостоверяющего личность, им выдается особый «паспорт негражданина» (который выдается только им — «проездной документ лица без гражданства»).
Эти люди родились в Эстонии или прожили здесь десятки лет — создали семьи, получили образование, нашли себе работу или сами стали работодателями, но обладают меньшими возможностями участия в политической и общественной жизни, в частности, лишены права работать в государственных учреждениях, принимать участие в выборах эстонского и Европейского парламента.
По словам директора MISA Дмитрия Бурнашева, каждый эстоноземелец с неопределенным гражданством задается вопросом — «Какая страна является для меня «своей», для какой страны я являюсь «своим»»? По данным Доклада о развитии человеческого потенциала в Эстонии социальная отверженность лиц с неопределенным гражданством достигает почти 50 процентов, что в среднем в два с половиной раза превышает соответствующий показатель среди эстоноязычных граждан Эстонии. Он существенно превышает также соответствующий показатель среди русскоязычных граждан Эстонии.
На Фестивале мнений состоится обмен мнениями о том, в какой степени и как иллюстрирует состояние эстонского общества большая численность лиц с неопределенным гражданством. Является ли статус «неопределенного гражданства» и связанные с ним ограниченный диалог с государством, социальная отверженность и иные вопросы проблемой только лиц с неопределенным гражданством, или это свидетельство более широких потенциальных возможностей, касающихся всего эстонского общества?
Дмитрий Бурнашев:
— Тема лиц с неопределенным гражданством была включена нами в круг вопросов, обсуждаемых на Фестивале мнений, так как мы считаем, что дискуссия в обществе о сокращении численности лиц с неопределенным гражданством не получила должного развития и является однобокой. Предложения по решению проблемы, которой занимаются уже несколько десятилетий, направлены, главным образом, на то, чтобы мотивировать людей ходатайствовать о получении эстонского гражданства. Но это лишь один из возможных вариантов решения проблемы. В течение нескольких лет Фонд MISA тоже проводил различные мероприятия, направленные на поддержку усилий по приобретению эстонского гражданства, например, оказывал содействие в бесплатном обучении эстонскому языку или подготовке к сдаче экзамена по гражданству, а также инициировал обсуждение молодыми людьми вопроса о значении для них эстонского гражданства и того, какие ценности сопряжены с этим статусом. В то же время мы видим, что для того, чтобы работа могла принести плоды, необходимо вовлечение в деятельность всего эстонского общества. Однако, по мнению многих лиц с неопределенным гражданством, между ними и государством отсутствует диалог, вследствие чего они испытывают сомнения относительно того, заинтересовано ли эстонское государство в них, как в гражданах страны. Для изменения существующего положения рассмотрение темы должно выходить за рамки информационно-просветительской деятельности и поддержки лиц с неопределенным гражданством — необходимы вовлеченность и содействие всего эстонского общества.
Целью обмена мнениями, организованного Фондом MISA, является поиск ответов на следующие вопросы: какие изменения необходимы для того, чтобы все жители Эстонии ощущали бóльшую вовлеченность и чувствовали себя полноценными членами эстонского общества, с тем, чтобы снизилась степень социальной отверженности лиц с неопределенным гражданством и выросло их доверие к эстонскому государству. Что необходимо сделать для того, чтобы гражданство Эстонии стало ценностью, заслуживающей приложения целенаправленных усилий? Ответы на эти и многие другие вопросы могли бы помочь поиску решений, направленных на мотивирование неграждан связать свою жизнь с эстонским государством, ощущая при этом свою значимость для государства.
Помимо дискуссии, организованной Фондом MISA, на тематической площадке «Потенциал государства» можно в течение двух дней послушать выступления, связанные с вектором развития электронного государства и электронных услуг, проводимой в настоящее время административной реформой, благосостоянием государства и перспективами будущего народа Эстонии.
Организаторами обмена мнениями на тематической площадке «Потенциал государства» являются: Академия э-государства, Фонд интеграции и миграции «Наши люди» (MISA), Эстонская ассамблея сотрудничества, Департамент статистики, Эстонский центр молодежной работы (ENTK), Союз молодежных объединений Эстонии (ENL).
Комментарии
Если судить по тому, как меняется риторика интеграторов, то мир ждут большие перемены! Нашлась вдруг обтекаемая форма "неопределенное гражданство", а раньше было конкретно - неграждане! И на сером паспорте конкретно написано "пришелец". Надо было ещё 25 лет назад решать этот вопрос, а не слушать советы Сороса, как гнобить Русское население этой маленькой страны. А то получается открытое предательство своих местных русских - которые так же пели в цепочках за свободу и независимость Эстонии, а после восстановления этой свободы эстонское население страны самозабвенно скандиовало: "чемодан-вокзал-Россия"!, поразили в правах, выдав " волчий билет" в виде серого паспорта. Что бы русские ежедневно чувствовали своё униженное положение. Но не вышло унизить окончательно - вступление в Евросоюз открыло для "негров" западные границы, Россия открыла восточную. И пришельцы ощутили, что серый паспорт не только обуза, но и, в некотором смысле, облегчает жизнь. А теперь интеграторы озаботились поднятием престижа эстонского гражданства. Любопытно, каким образом?
Да! Для Пайде тема чужих в Эстонии очень актуальна!
Отправить комментарий