Гамлет, помноженный на миллион. Пойдут ли инженеры из Нарвы в уборщики и кассиры?
На Delfi пишет Вячеслав Иванов (на фото): Волна ажиотажа, вызванного сообщениями о неизбежных увольнениях в энергетическом секторе, какое-то время подержалась и, утратив признаки сенсации, схлынула. Однако осадок остался.
Фото: Karin Kaljuläte
Новостной портал телерадиовещательной корпорации ERR сообщает, что 30 июня впервые в истории государственной компании Eesti Energia производство сланцевой электроэнергии было полностью прекращено. Вынужденная остановка продлилась 8 часов. Сжигать сланец стало невыгодно из-за низкой биржевой цены электричества и высокой стоимости квот на выброс углекислого газа». И это, похоже, только первая ласточка…
Если считать этот факт эхом недавних разговоров о предстоящих сокращениях рабочих мест в отрасли из-за грядущей необходимости ликвидировать сланцевую энергетику как таковую, то эхо оказалось более впечатляющим, чем сами разговоры. По крайней мере, оно стало жестким подтверждением серьезности намерений правительства.
Доктору философии очень идет метла
Согласно данным Кассы по безработице (Töötukassa), сегодня в Эстонии насчитывается примерно тридцать три тысячи безработных. В обозримом будущем планируется, за счет сланцевиков и энергетиков, пополнить эти ряды еще почти на две тысячи. Итого – 35 тысяч душ, потерявших работу.
Сайт Otsintööd (Ищу работу) предлагает соискателям 9737 трудовых вакансий по всей республике. Данные взяты преимущественно у той же Töötukassa.
Получается в среднем по 3,5 человека на одно место. Как в приличном университете…
Но, во-первых, даже если бы все эти вакансии были в одночасье заняты уже имеющимися безработными (без тех, что еще прибудут), все равно проблема не была бы решена.
А во-вторых, здесь простым арифметическим действием сложения/вычитания, или даже деления/умножения, ничего не добьешься. Потому что имеются, скажем, вакансии швеи или охранника в магазине, а ищут работу квалифицированный оператор-наладчик станков с ЧПУ или дипломированный педагог.
Конечно, когда, как говорится, жареный петух в темечко клюнет, то согласишься и тротуары мести, но это ведь не может быть системой, поскольку тогда в проигрыше и человек, и государство. Лишь очень богатые страны могут себе позволить такое расточительство, как использование высококвалифицированных специалистов в роли уборщиков или кассирш. Но они-то как раз себе этого не позволяют…
Эксперты называют это структурной безработицей. Сайт MacroEconom характеризует это понятие суховато, но в то же время достаточно образно: «Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей, [а также] с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров), а появляются другие отрасли (например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов)».
Режь своих кур – «ножки Буша» милее!
А вот мне в этой связи интересно: можно ли производство электроэнергии, без которой немыслима вообще никакая промышленность, никакое сельское хозяйство, а также никакая гуманитарная деятельность, включая развитие науки и искусства, приравнять к изготовлению паровозов и керосиновых ламп?
Во всех странах мира энергетика считается одной из стратегических отраслей народного хозяйства, залогом экономической независимости государства. И только в Эстонии это не так. Хотя и здесь в свое время (2002 г.) государственным мужам хватило мудрости не допустить приватизации Нарвских электростанций американской компанией N.R.G. Energy. Зато сегодня эти предприятия идут даже не с молотка – под нож! Будем закупать электричество за рубежом. Так оно дешевле… Чем обернется такая сиюминутная выгода в будущем, не возьмется сегодня предсказать никто. То есть предсказать в деталях. Но что ничем хорошим – для понимания этого не обязательно быть экспертом. За социальный взрыв не поручусь, но по поводу социальной стагнации (а как следствие – и экономической) можете не сомневаться: будет.
И тут возникает удивительный парадокс: при росте числа людей, теряющих работу, в прогрессирующей степени увеличивается дефицит рабочей силы. Впрочем, удивителен он только на первый, поверхностный взгляд. Известный эксперт, советник президента по экономическим вопросам Хейдо Витсур еще два года назад в интервью агентству BNS констатировал: «Уже долгое время нашей проблемой остаются как структурная безработица, так и структурный дефицит рабочей силы, а также низкая мобильность нашей рабочей силы и неравномерное региональное развитие рынка труда. Здесь, к сожалению, существенных перемен у нас так и не произошло».
Последняя фраза актуальна и по сей день…
В переводе на простой разговорный язык это означает вот что. С одной стороны, стремясь занять подобающее место в международном разделении труда на уровне Европейского Союза, Эстония послушно следует всем стандартам экономического и экологического характера, результатом чего становится ликвидация целых отраслей (например, текстильной). Взамен (то есть с другой стороны) мы получаем регулярные похвалы в различного рода отчетах (не люблю я слово «рапорт», как-то слишком уж по-военному оно звучит), и обещания поддержать, посодействовать и т.д..
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Население Эстонии неуклонно стареет. Однако пополняются ряды не только пенсионеров (а их только по нетрудоспособности в Эстонии уже более ста тридцати тысяч), но и безработных, которым все труднее найти новое рабочее место. И дело даже не только в том, что не всякому потерявшему работу подойдет любая новая вакансия, но еще и не всякий работодатель согласится взять к себе человека, скромно выражаясь, не первой молодости.
А при этом именно молодые все чаще стремятся трудоустроиться заграницей. Больше чем у четверти только моих знакомых дети живут и работают в странах ЕС, в Америке, Израиле, России. И большинство из них намерены остаться в стране нынешнего проживания навсегда. А кто будет содержать растущую армию иждивенцев, попавших в эту категорию населения чаще всего не по своей воле?
Еще в 2017 году экономист Банка Эстонии Расмус Каттай констатировал, что доля людей пенсионного возраста в населении Эстонии стремительно растет. И если приток иммигрантов не изменится в бóльшую сторону, то пропорция между пенсионерами и работающими людьми достигнет критического уровня. По мнению эксперта, если мы хотим, чтобы через 20 лет эта пропорция осталась хотя бы на том же уровне, что и сейчас, то каждый четвертый (!) работник в Эстонии должен быть иммигрантом из другой страны. За прошедшие годы ситуация если и изменилась, то лишь в худшую сторону.
В Эстонии мизерные квоты на ввоз рабочей силы, которые не изменялись с 1991 года. И это проблема не только социально-экономическая, но и демографическая. Ксенофобская политика правительства, жёстко ограничивающая приток свежих сил, приводит к тому, что число неработающих жителей страны скоро превысит число работоспособных. Как следствие, тенденция отрицательного прироста населения, и без того уже много лет вызывающая тревогу специалистов, вот-вот примет необратимый характер.
Принц Гамлет в знаменитом монологе вопрошал: «Быть или не быть?». Сегодня такой вопрос встает уже перед миллионом эстонцев…
Комментарии
да сколько уже можно мусолить эту тему.. они не первые, и не последние. прикрывают халявную лавку..
халявную лавку.. Вообще таксисты о.ели иди поработай на такой халяве через час свалишь.
Это всё последствия вступления в Евросоюз Эстонии ... Мне то моё нынешнее положение нравится ... Не жалуюсь ... Я вот отработал на железной дороге около 15-ти лет , а работаю дворником . И многие мои коллеги вот так ... Что сейчас говорить про энергетиков ?
Спецы работу найдут
Понюхайте чем пахнет, в свободной Эстляндии!!!...
Есть еще и другие люди, с другими профессиями...
Отправить комментарий