Илья Вершинин. Взгляд из России на выборы в Эстонии
Раз в четыре года выборы в Эстонии (как в органы местного самоуправления, так и в парламент) на протяжении вот уже целого десятка лет происходят без особенных изменений: люди голосуют за одних и тех же кандидатов, хотя в целом и остаются недовольными (судя по некоторым отзывам). В последнее же время тяготение к стабильности у местного населения претерпело некоторые изменения: появились новые кандидаты, часть из которых не уступает уже по предпочтениям долгожителям политического эстонского театра. Это подтвердили последние выборы. И так — по всей маленькой стране. Хотя в целом коренных изменений не вышло: у власти, по сути дела, остались те же, кое-что всё же значительно переменилось. Что же произошло в Эстонии за последние годы? На примере северо-востока Эстонии, где население в большинстве своём русское, мы решили проследить за ситуацией и сделать свои субъективные, хотя, впрочем, имеющие право на существование выводы.
Выборы в Нарве
В последние годы ни для кого не является секретом, что власть в Нарве сконцентрировалась в руках одних и тех же людей. Хорошо это или плохо, не нам судить. Но люди во власти одни и те же. Михаил Стальнухин, долгие годы руководивший городским собранием, хотя сегодня и работает уже в качестве депутата эстонского парламента (формально — с 2011 года), в выборах регулярно участвует и агитирует за власть своих подопечных. В последний раз, как раз накануне грядущих выборов в органы местного самоуправления, он вновь не преминул отчитаться о достижениях, сделанных его командой за последние десять лет. В агитке, опубликованной в его личном блоге, он сообщает избирателям о том, что только в Нарве безработица понизилась на 54 процента, что только в Нарве всё ещё не закрываются русские школы и что только в этом городе в школах существуют кружки по интересам. Также он вспоминает и то, что у жителей города Нарвы давно нет проблем с теплом. «Здесь — но только не в Эстонии», — говорит он на своей бумажке. Меня, автора этих строк, интересуют эти признания, и я невольно обращаюсь за комментариями к людям, кто непосредственно с этим связан.
Один из местных журналистов в разговоре со мной высказывает своё личное мнение об этом: подведение подобных итогов, равно как и раздача предвыборных, во многом невыполнимых обещаний, — в духе правящей коалиции — центристов (членов Центристской партии Эстонии), окопавшихся у власти вот уже как десять с лишним лет. Конечно, кое-что власть и сама делает, снимая с этого для себя выгодные политические дивиденды. В том числе и с антифашистской деятельности, в реальности которой, как он говорит, на самом деле и не пахнет. В прежние же годы, когда это дело не было выгодным, никаких заявлений об ущемлении прав русских и вовсе не делалось. Это в свете последних событий, хватаясь, будто тонущие люди, за последний корабль, власти стали к этой тактике прибегать.
В целом если характеризовать, по его словам, историю восхождения местного руководства во власть, то оно складывалось довольно интересным способом: по кирпичикам, реализовывая местные проекты, востребованность которых для местного населения достаточно сомнительна. Вот и накануне предстоящих выборов власти провели очередную акцию. Перерезали ленточки у объектов, будущность которых стоит под большим вопросом: станция чистой воды, которой пока ещё нет, два сарая в промпарке, свинокомплекс, где и запаха свиней не ощущается... Меж тем история продемонстрировала: многое из того, что планируется, городом не выполняется. Так, в одной из своих статей один нарвский юрист указывает: из 202 намеченных проектов выполнено было всего 85.
У Владимира Калинкина, старого нарвского оппозиционера, когда-то члена правления Союза российских граждан, есть своё мнение насчёт того, в чём причина успеха последних побед правящей коалиции. «Это — раздача в обмен на поддержку власти должностей, — с болью в душе говорит он. — Директора школ голосуют за центристов, ведут активную пропаганду среди своих подчинённых». Также Владимир Александрович приводит и примеры таких вопиющих случаев: за бутылку водки и за ю евро жителей города вывозили на избирательные участки. Нечто подобное было и на этот раз. Пенсионерам выдали по 20 евро накануне выборов, напугав следующим: после выборов Новый год с традиционными подарками от городских властей может и не наступить. Но, как говорят, на сей раз лед тронулся, и ожидания на сто процентов электоральной поддержки у местных властей не оправдались. При явке избирателей в 54 процента треть городского собрания заняли социал-демократы.
Выборы в Принаровье и Причудье
Не совсем простая за последние годы ситуация сложилась и в Причудье и Принаровье, где, напомню, практически всё население является русскоязычным. Причём, что самое интересное, обосновалось оно там не в эпоху советского застоя, не в первые годы послевоенного заселения Эстонии по вербовке, а ещё несколько сотен лет назад. Короче говоря, обстановка здесь, в Алайыэской волости, сложилась такая, что находящиеся у власти люди, как рассказывают местные жители, правят волостью, ничего не делая, вот уже на протяжении практически десяти лет. Делается, по их же заверениям, это достаточно легко. Население зазывают обещаниями бесплатных услуг, подкупают денежными знаками и рыбой. У экономической элиты к местным выборам тоже свои интересы: только через власть можно добиться беспрепятственного прохождения определённых решений. Местные жители рассказывают: большая их часть сегодня считает, что кого ни выбери, жизнь не изменится к лучшему, — поэтому большая часть голосует хлебом или кошельком. Что же касается реальных попыток оппозиции как-то изменить ситуацию, то все возможности — не на её стороне. Дело в том, что плакатная агитация там запрещена. Остаются газеты, радио, телевидение. Ничего этого нет у оппозиции. Кроме того, в населённых пунктах много дачников. Реальные же списки избирателей есть только у местных чиновников, чем те в свою очередь всегда и пользуются в деле достижения своих целей.
На последних выборах активные жители деревни предприняли попытку изменить положение в своей волости и своего добились. Как рассказывает Александр Петухов, создавший избирательный союз «Голос народа», добиться каких-либо успехов было очень непросто. Он поясняет: местная элита дошла до таких кощунственных вещей — отобрала у всех рыбаков разрешение на лов рыбы в конце августа и возвращала его им только в случае вступления в подконтрольный им избирательный союз в качестве кандидатов в депутаты. Вопрос ясный и понятный: набрать максимальное количество голосов, которые в общей своей массе принесут им победу. Отчаявшись в таком непростом положении в крае, Александр Петухов с группой единомышленников ещё за 13 месяцев до начала выборов начал регулярно печатать и распространять свой личный печатный орган — листок «Позор». В нём он рассказывал о делах, происходящих в волости. На данный момент удалось выпустить десять номеров.
Впрочем, о том, как дела продвигались, рассказывает сам Александр Васильевич Петухов: «Как оппозиция мы создали рабочий организационный орган, который детально анализировал деятельность властей. Было обнаружено большое количество нарушений законодательства, о чём доложили в государственные структуры (реакция оказалась весьма пассивной). Были направлены заявления в полицию о финансовых нарушениях (состояние хода дел замалчивается). Подготовлены и направлены не менее десяти депутатских запросов (ответы расплывчаты или открыто циничны). Вычислили и обнародовали совершение руководителем волости уголовного преступления (пересечение государственной границы), которое планировалось «спустить по тормозам» (дело застряло в прокуратуре).
Жители волости решили объединить все имеющие силы в один кулак с целью сменить 15-летнее правление ставленников папика-барона — Пауля-Кярберга, создали избирательный союз. Ради цели пришлось отставить личные амбиции, симпатии-антипатии, закрыть на ключ «шкафы со скелетами». Двенадцать человек, кандидаты в депутаты от союза, смогли объединить юриста, предпринимателей, двух экс-старейшин волости, культурного работника, журналиста, трёх действующих депутатов, жителей с активной гражданской позицией, чиновников.
Именно благодаря «убойной силе» союза удалось впервые переломить ситуацию и победить на выборах. К слову, на этих выборах позиции серых баронов Чудского озера впервые за многие годы удалось покачнуть от волости Алайыэ (Олешница) до города Муствеэ (Чёрные воды)».
Что же касается проигравшей власти, то впервые за 15 лет она заявила: выборы оказались нечестными. Об этой реакции её на результат выборов мы, впрочем, ещё поговорим.
Итоги выборов
Какие на основании вышеприведённых нами данных можно сделать итоги по выборам? Пока можно сказать с определённостью: там, где проживают наши российские соотечественники в своём большинстве, земля зашаталась под ногами. Люди заявили своим полупассивным голосованием (при менее чем пятидесятипроцентной явке), что текущее положение вещей их не устраивает. Это, кстати сказать, объясняют и последовавшие после выборов шаги только что занявших депутатские кресла людей в Нарве: первым их шагом стало не что иное, как повышение зарплат себе любимым. Конечно, проголосовали жители Нарвы не только за находящихся многие годы у власти центристов, но и за других кандидатов, в первую очередь из-за того, что появились новые лица в списках кандидатов, преимущественно от социал-демократов. Конечно, в полной мере чаяниям русского населения не все социал-демократические кандидаты отвечают. Евгений Осиновский, превзошедший Стальнухина своими голосами, — носитель западных демократических ценностей, которые проживающим на северо-востоке Эстонии русским с их традициями явно не к лицу. Но главное, ради чего пошли многие новые лица на эти выборы, — желание изменить ситуацию в городе к лучшему. Одним из таких является, например, Юрий Рауд, которого многие в городе знают как активного борца за справедливость. Конечно, о коренных изменениях в сознании русскоязычных избирателей в Нарве говорить пока рано. Процесс только начался. Что же касается Принаровья и Причудья, то здесь процесс вступил в свою активную фазу. Победила оппозиция, чем оказалось недовольно прежнее руководство. На момент написания статьи местное самоуправление так и не приступило к работе. Пауль Кярберг буквально забросал избирательные комиссии и Гос-суд по поводу того, какими неправильными оказались выборы в его карманной волости. Трудно всё-таки привыкать к мысли, что ничто не вечно под луной.
В завершение хотелось бы привести цитату из высказывания известного русского философа Ивана Ильина, характеризующую, как мне кажется, сегодняшнюю ситуацию с выборами в Эстонии как нельзя лучше: «Установление партийной монополии никогда и нигде не приведёт к добру, лучшие люди отойдут в сторону, худшие повалят в партию валом. Ибо лучшие — мыслят самостоятельно и свободно, а худшие — готовы приспособиться ко всему, чтобы сделать карьеру».
Комментарии, как говорится, излишни.
Комментарии
Илья, посмешил своей инфантильностью и верхоглядством. Пиши ещё, но лучше в юмористическом разделе.
" зерно" истины в его словах есть Ну а теперь в меня "полетят камни"
Илье надо с Иваном объединиться, вот будет команда ! Политтехнологи - профессионалы .
Илья а из какой вы России.
http://rus.delfi.ee/daily/virumaa/molodoj-zhitel-ida-virumaa-sobiraet-vospominaniya-ryadovyh-vojny.d?id=45812513
Ясно, попал мальчик под влияние Калинкина, вот и пишет всякую чушь под своим именем.
Он еще и монархист.
Обычная тактика центристов, за неимением аргументов в споре поносить автора. Всё как знакомо в Нарве...
Что вам не нравится? Всё грамотно и понятно написано. Какие вопросы? К чему бессмысленные придирки?
"Осиновский превзошёл Стальнухина по голосам, но русским он явно не к лицу" - это грамотно написано . Кто тогда за него голосовал?
Отправить комментарий