"Инсайт": как защититься от навязчивых преследований?
В 2017 году к уголовному кодексу Эстонии были приняты поправки, согласно которым преследования и домогательства стали считаться уголовными преступлениями. Программа "Инсайт" выясняла, что именно изменилось с принятием поправок и стало ли жертвам навязчивого преследования проще добиться справедливости и защиты от государства.
От любви до ненависти один год
Шесть лет назад Татьяна Царь познакомилась с дворовым хулиганом. Все шло хорошо, но уже спустя год пара рассталась. Расставание далось молодому человеку не просто. Как рассказывает Царь, он не оставил попыток возобновить общение и начал преследовать Татьяну. "Он даже приходил на мое рабочее место. Девушки, которые там работали, знали, что может прийти сумасшедший и попытаться узнать на месте я или нет", - вспоминает Царь.
По словам Татьяны, кроме внезапных появлений на рабочем месте в ход шли угрозы. Бывший возлюбленный рисовал баллончиком послания на стенах дома, присылал смс-сообщения с предостережениями не попадаться ему на глаза, подкарауливал с ножом. "Напротив дома моих родителей в Мууга вся остановка была исписана словами "я тебя убью". Это морально было совершенно невыносимо", - говорит Царь.
Помощи было ждать неоткуда
Когда преследования только начались, девушка трижды обращалась в полицию, но на момент этих событий преследования и домогательства в Эстонии не были уголовно наказуемыми преступлениями. Таковыми они стали только в 2017 году, поэтому правоохранительные органы буквально разводили перед Татьяной руками, отвечая на ее просьбы о помощи отказом. Получив отказ, Татьяна Царь в полицию больше не обращалась, даже когда для этого появилась возможность.
Счастливый конец
Сегодня она живет счастливой семейной жизнью, в которой от преследований не осталось и следа. Поскольку события происходили давно, "Инсайт" не называет имени молодого человека. Тем более, что в конце концов он сам прекратил искать встреч с Татьяной Царь, и девушка смогла спокойно вздохнуть.
Пост о помощи
Теперь у жителей Эстонии появилась возможность обратитья в правоохранительные органы, но, чтобы они смогли помочь, нужно подготовиться.
В середине ноября 2020 года житель Кохтла-Ярве Юрий Сычев опубликовал в социальной сети Facebook пост с криком о помощи. "Моей жизни и семье угрожают на протяжении четырех лет, постоянно преследуют, поджидают ночами около дома, меня и мою жену, а именно бывший парень моей жены", - написал Юрий в сообщении.
По словам Юрия, преследования начались как только он начал жить с Вероникой - своей нынешней супругой, а преследует его Эрик Мальвинов, который не только является бывшим молодым человеком Вероники, но и приходится Юрию Сычеву дядей.
Семейная драма
Семейная драма разразилась на почве непростых отношений. У Вероники Сычева и Эрика Мальвинова есть 8-летняя дочь, с которой якобы отцу не позволяют видеться. Это, по мнению Юрия Сычева, и провоцирует конфликт с Мальвиновым и его братьями - Эдуардом и Владиславом. Эрик Мальвинов, несмотря на неоднократные попытки получить у него хоть какие-то комментарии, от общения с журналистами "Инсайта" отказался.
Кидались железными дубинами
Сычев утверждает, что самое серьезное столкновение между ним и Мальвиновыми произошло в августе прошлого года. Именно этому столкновению и был посвящен пост в социальной сети. Сычев описывает случившееся так: около 21 часа он вышел на пробежку в районе Кукрузе.
Когда он бегал, с ним поравнялся автомобиль, в котором находились двое братьев: Владислав и Эдуард Мальвиновы. "Они пытались меня задавить, выходили из машины, кидались в меня железными дубинами, пытались меня догнать, а когда не получалось - садились обратно в машину и начинали за мной ехать", - описывает события того вечера Сычев.
По версии Сычева, когда силы окончательно покинули его, братья Мальвиновы сумели его догнать, и якобы нанесли порядка 20 ударов в область головы. Сычеву разбили телефон, а Эдуард Мальвинов, уходя, якобы сказал, что если Сычеву пойдет в полицию, то его убьют.
Несмотря на якобы прозвучавшие угрозы, Юрий все-таки написал заявление. Но в опубликованном посте он сетует на то, что уголовное дело закрыли, и разбираться в случившемся никто не стал.
"В случае с Юрием, который вы описали, для меня очень интересно это избиение. Это такое дерзкое преступление, что возникает много вопросов. Либо это было не так, как он говорит. Либо здесь что-то не то, и все еще идет расследование, о чем мы с вами просто не знаем", - говорит присяжный адвокат Владимир Садеков.
С ног на голову
После того как Юрий Сычев написал заявление в полицию, уголовное дело все-таки было открыто. Так что спустя два дня после произошедшего инцидента в полицию пришел Эдуард Мальвинов для дачи показаний. И тут уже пришел черед Мальвинова удивляться и недоумевать.
По его версии, это как раз Сычев не дает спокойно жить его семье. Например, время от времени, Сычев якобы наведывается к дому Мальвинова, в котором он живет с мамой. Сычев регулярно оскорбляет пожилую женщину, которая приходится ему бабушкой.
"Я вам так скажу, он не здоров психически. Он подъехал к моей матери, подловил ее в поселке, пока она была там одна и угрожал ей ножом. Сказал, чтобы передала сыновьям, что он и нас порежет, - говорит Эдуард Мальвинов, который отрицает, что именно он напал на Юрия Сычева августовским вечером. - Драка была. Но один на один. Он меня оскорбил, я его оскорбил в ответ. Он на меня напал, но сил со мной справиться у него не хватило. Поэтому, получив по голове, он пошел и написал заявление".
Отрицает нападение и Владислав Мальвинов. "Эдуард на пробежку вышел. Я об этом знал и пошел с собакой туда гулять. Вышел, смотрю, у них там канитель какая-то. Я подошел, смотрю, они там вцепились и упали уже. Эдуард его как щенка потаскал, а я их разнял и все", - говорит Владислав Мальвинов.
В итоге из-за противоречия в версиях, отсутствия свидетелей, невозможности удостовериться в действительном ходе событий и доподлинно установить истину уголовное дело было прекращено.
"Вы понимаете, здесь очень просто свалиться в пустые обвинения. Контекст определяет, будет ли предъявлено или не будет предъявлено обвинение в конечном итоге, это сложный состав", - поясняет присяжный адвокат Владимир Садеков.
Все средства хороши
Семейный конфликт Сычева продолжился тем самым постом в социальной сети и новым заявлением в полицию. На этот раз уже по статье преследования. Это уголовное разбирательство все еще ведется, и правоохранительные органы не готовы его комментировать.
Нужен контекст
Очевидно, что в конфликт Юрия Сычева с дядями - Мальвиновыми, свой весомый вклад внесли обе стороны. Но что же делать тем, у кого ситуация не настолько неоднозначна, и помощь им нужна немедленно?
"Очень важно, чтобы человек дал понять, что он не желает встречаться, не желает общаться с конкретным лицом. Ну, конечно же, нужно обратиться в полицию, если происходят преследования. Можно заблокировать конкретный телефонный номер, с которого звонят, можно сделать недоступными в социальных сетях страницы для конкретного лица", - говорит ведущий следователь Идаской префектуры полиции Александра Нуурсеп.
"Если мы говорим о 157 статье, это требует времени. Недостаточно одного или двух смс. Нужен повтор с двух раз и дальше, но контекста они не создадут. Чтобы создать контекст, следователь должен прийти к выводу, что этот человек преследует своего бывшего или свою бывшую и так далее. Необязательно там должны быть угрозы, это может быть любая причиняющая психическую и физическую боль информация", - делится своими соображениями присяжный адвокат Владимир Садеков.
Комментарии
Шесть лет назад Татьяна Царь познакомилась с дворовым хулиганом. дальше можно не продолжать. сама же сделала свой выбор
Любовь зла...
закусывать надо .
Да у меня соседка,один в один. От нее все бегают .Такая Чуткая ,ужас.От нее в общаге сторонились.Катюша,мать ее.В полиции знают.Льет грязь на всех и ПОЛИЦИЯ принимает,как должное.Есть заявка и насрать ,что ничего не делал. Уголовное дело. Спасибо ПОЛИЦЕЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.
Отправить комментарий