"Инсайт": молодые люди становятся контрактниками ради денег, приключений и поиска смысла жизни
Каждый год 23 апреля в Эстонии отмечают День ветерана. И хоть страна и не ведет никаких войн, молодые парни из Эстонии регулярно и добровольно отправляются в горячие точки. За последние 25 лет в различных военных миссиях официально приняло участие более 3000 граждан Эстонии. Но что тянет молодых парней на войну?
Мир посмотреть, себя показать
Ветеран эстонской армии и бывший судовой охранник Индрек Пухтла хотел увидеть мир своими глазами. Ветеран Французского легиона Илья Гасна хотел попробовать что-то новое в жизни и найти приключений. А участник шести эстонских миссий в горячих точках Артем Хейнсаар отправился на войну, чтобы купить квартиру.
У каждого из них свой опыт и своя история. Хейнсаар родился в Нарве. После окончания школы уехал учиться банковскому делу в Пермь. Правда, с учебой у него не сложилось, и через два года он вернулся в родной город. Устроился разнорабочим на Нарвские электростанции, потом его призвали в армию, а после службы он вернулся в родной город, где устроился охранником в магазин.
Проверять сумочки у бабушек - это не мое
"Постоял три месяца охранником в магазине, проверял у бабушек сумочки, и понял - это не мое. И тогда решил вернуться в армию, в Скаутский батальон, - вспомнил прошлое Артем. - Я знал, что батальон в основном участвует в миссиях. У меня не было конкретного плана, на какую миссию идти, но я знал, что там выше зарплаты".
Артем до сих пор продолжает службу в эстонской армии. За время службы он уже пять раз был в Афганистане и один раз ездил в Мали в составе военной миссии.
Илья Гасна с Артемом Хейнсааром практически земляки. Илья родился и вырос в Кохтла-Ярве. После окончания школы перебивался случайными заработками, отслужил срочную службу и поехал покорять Англию. Там познакомился с девушкой и отправился с ней в Польшу, но семейного счастья обрести ему было не суждено.
Поиск приключений
"Куда податься? Обратно домой не хотелось возвращаться. И я подумал, чтобы не возвращаться, как говорится, к разбитому корыту, лучше попробую что-то новенькое в жизни", - так описал свой выбор пойти служить во Французский легион Илья Гасна. Службе в легионе в итоге он отдал почти 10 лет жизни.
Индрек Пухтла в отличие от своих коллег по опасному делу с юности хотел быть военным. Свою службу он начал еще пограничником, затем пошел в армию. Отслужил 13 лет, из которых шесть провел в горячих точках - в Косово и Ираке. Ушел в отставку и пошел работать на суда. Четыре года он охранял их от вооруженных пиратов. Смену суши на море он объяснил желанием еще больше посмотреть мир.
Пираты в наркотическом угаре атакуют суда
О своей работе судовым охранником он рассказывает, буднично и спокойно, словно бы ему вместо вооруженных пиратов, приходилось приводить в чувство подвыпивших туристов на круизном лайнере.
"Пираты в основном были под наркотой, поэтому было сложно предугадать их действия, но обычно хватало показать им оружие или сделать предупредительные выстрелы в воздух, и они разворачивались и уезжали", - рассказал Индрек Пухтла, добавив, что как правило на судне находилось от четырех до шести охранников.
По его словам, подготовленное к проходу через пиратские районы судно напоминает крепость. Специальные ограждения, водометы и круглосуточная охрана. Взять штурмом такое судно не так просто. Обычно судно атакуют две-три лодки, на которых находится до десяти вооруженных автоматическим оружием пиратов, которые способны забраться на борт за три секунды. По словам Пухтла, задача охраны и экипажа не дать им этого сделать.
"Океан большой. Судно оборудовано радарами, системой навигации. Мы видели, что происходит вокруг нас и были готовы отразить атаку пиратов, - пояснил Пухтла и добавил, что на миссиях, в которых он участвовал, все не так. - Там не знаешь, где подстерегает солдат опасность".
В первый раз было страшно
В отличии от своей работы в море, о времени, проведенном в армии, Индрек Пухтла вспоминает уже далеко не так буднично и спокойно. "Было страшно, - вспомнил свой первый бой на миссии в Ираке Пухтла. - Рядом с соседней машиной в нашей группе взорвалось самодельное взрывное устройство. Первое ощущение было - все, их больше нет. По рации спросили, все живы? Они ответили - все в порядке, и когда их машина выехала из облака дыма, отлегло от сердца".
Впервые попавшего в Афганистан Артема Хейнсаара удивили жара и необычный уклад местной жизни. А о первом бое он сказал: "Слышишь, как летят пули, понимаешь, с какой скоростью они летят. Я всегда задумывался, а если она попадет в меня, какой эффект будет? Насколько это больно? Страх ощутить боль. С другой стороны дико интересно, что будет дальше?"
Тряпка и швабра - оружие солдата
Илья Гасна, заключив контракт с Французским легионом, первые пять лет видел только стены казармы, а основным его оружием были тряпка и швабра. И далеко не всем понравилась такая "мужская" работа.
"С моего призыва, например, дезертировало 50%, то есть половина отсеивалась. Прежде всего был тяжело морально, ожидания и реальность не совпадали", - вспомнил годы службы Илья.
Спустя пять лет службы Илье все-таки выпала возможность проверить себя на прочность и попасть на войну. Он отправился в Иорданию, где охранял госпиталь на границе с Сирией, там в то время шла война.
"Было очень много беженцев, и они все жили в этом лагере. Лагерь постоянно расширялся. А когда люди живут в таких нечеловеческих условиях, которые были там, то, конечно, конфликты случались. Порой они пытались вымести свою злобу на нас - на солдат. Хорошо, что, кроме камней, у них не было другого оружия. Потому что их были тысячи, а нас всего 11 человек", - поделился впечатлениями Гасна.
Ни богатства, ни славы
Молодые люди отправились на свои миссии, чтобы посмотреть мир, заработать денег и найти себя. Но ни богатства, ни славы опасная профессия им не принесла.
"Я скажу так, по опыту всех своих коллег, кто ездил на миссии, оставаясь в армии, ты богатым не станешь", - сказал Хейнсаар.
Однако они ни о чем не сожалеют и уверены, что сделали правильный выбор в жизни. По словам Хейнсаара, он стал уверенным в себе и избавился от бессмысленного страха. Индрек Пухтла доволен карьерным ростом в армии и тем, что приобрел огромное число друзей.
"Для человека очень, очень важно найти себя в жизни. Пройдя эту школу, я себя нашел", - подытожил Илья Гасна.
Комментарии
Не нравится мне эта серия новостей с расхваливанием контрактников на ERR, очень грубая и плоская пропаганда.
Да, это реально хороший способ заработка для кого-то, но тогда не нужно лицемерить, будто армия нужна Эстонии для защиты границ. Так и говорите - армия нужна для создания рабочих мест.
"способ заработка для кого-то", кому не повезло с мозгами? Человек с интеллектом туда явно не пойдёт.
Образование можно купить ,а у кого нет денег, приходится копать окопы..Дураков там нет, осмотр имеется. Лучше в армию шли ,чем наркотой барыжить и потом пол жизни в тюрьме чалится..Хотя кому что больше нравится.
Верно, вот только за деньги никто умирать и геройствовать не станет. НАТО это огромное предприятие с бухгалтерией. И все крики и страсти про войну им нужны как источник финансирования.
да неугаснет дух авантюризма, пока человек в поиске себя почему бы и нет.
Сейчас все ради денег и адреналина. Если бы не возраст, сам бы пошел.
Лично из моего опыта: если ты не способен воткнуть первому встречному прохожему заточку под рёбра, то и действующая армия не твоя тема. Опять же из своей статистики: на это способны максимум 5% современной молодёжи и ещё 20% можно научить стрелять в людей с дистанции, но в ближнем бою от них толку мало, можно сачком ловить, как бабочек.
Можно ли этому научить во время срочной службы? Нет. Должен быть развит инстинкт убийцы.
To eсть по твоим понятиям, в Израиле все способны? Там же все в армии служат.
Служат в армии в Израиле все, процентов 90 это тыловики, ещё 10 процентов на условном "передке", то есть имеют возможность иногда пострелять в сторону противника, а за линию фронта ходят единицы, человек 200, те кто убивает голыми руками. В условиях современной высокотехнологичной армии больше и не надо, чай не средние века.
Почему тогда в Эстонии тема армии только для тех, кто способен заточку первому встречному?
Когда-то давно послушал родителей и не пошёл,теперь жалею.
Большинство мечтают о спецназе, десанте и тд, а попадают в стройбат(или аналогичное)
Зато в День ВДВ, вдруг выясняется, что вообще все отслужили именно в ВДВ, даже те, кто явно не проходит ни по росту, ни по весу)
Реализуют свои детско-юношеские комплексы.
В войска спеназначения берут тех, кто может, а не тех, кто хочет
Аааааа, боже, как же я угарел с этого комента=)))))))
Ассасин вышел из тени чтобы поведать нам о своей личной статистике=) Запомни убийца, если ты способен воткнуть первому встречному заточку под ребра, то твое место не в армии, а в дурке.
Отправить комментарий