"Инсайт": вместо зарплаты "завтраки" – работники ополчились на семью рестораторов
Бывшие работники ресторанного королевства семейной пары Марью Мяндметс и Урмаса Луйка уже несколько месяцев сидят без денег - ждут невыплаченную предпринимателями зарплату. Рестораторы задолжали огромные суммы не только персоналу, но и государству. Однако их заведения как ни в чем не бывало нанимают новых сотрудников и завлекают клиентов солидными скидками.
"Трясли все кассы с наличными"
Канун 2020 года. Люди думают как порадовать своих близких: покупают подарки и готовятся накрывать праздничный стол. Бывший повар ресторана Maitsete Tänav, что находится в Rocca al Mare, Дмитрий Ковалевский вспоминает, что тоже хотел бы заниматься предновогодней суетой, но вместо этого он нервно проверял счет и ждал обещанную еще к 10 декабря зарплату за ноябрь.
Не дождавшись, Дмитрий поставил вопрос ребром: платите или я не буду работать. Ультиматум сработал. "Стали трясти все кассы с наличными - часть суммы выплатили копейками. Не удивлюсь, если кто-то из персонала добавил. Выглядело так, будто я кого-то ограбил", - иронизирует он.
В тот же период праздников своей зарплаты ждала другой повар - Римма Дудакова. Ей повезло куда меньше. Денег она так и не увидела.
"Как жить дальше - без понятия"
Ресторан Maitsete tänav в торговом центре Rocca al Mare - это лишь часть ресторанного королевства семейной пары Марью Мяндметс и Урмаса Луйка. В него также входит ресторан Maitsete tänav в торговом центре Kristiine и два других заведения в самом сердце столицы: La Prima Pizza в старом городе и Loo Jang у кинотеатра Coca-Cola Plaza, а также Vanaema Bistro, где работала Римма Дудакова. Оказалось, что так или иначе с зарплатными проблемами работники сталкивались в каждом из этих заведений.
"Я мама с двумя детьми, мне нужно их кормить и оплачивать счета. Я осталась без копейки и как жить дальше - без понятия", - сокрушается бывший повар ресторана Loo Jang Юлия Твердикова.
"Решаем"
Некоторые работники буквально умоляли своих работодателей заплатить положенные им деньги. Рассказывали, что им не на что организовать достойные похороны близкого, купить лекарства хронически больному ребенку или бабушке. Урмас Луйк в ответ кормил персонал "завтраками": "ждите", "я подумаю", "решаем". Его призывали задуматься о репутации. Урмас в ответ прислал в мессенджере смайлик - заливающуюся смехом рожицу.
"Старые работники буквально сидели и плакали. Люди не получали зарплату, а они нанимали новых работников, - удивляется Римма Дудакова, - Я пыталась заступиться за украинку Марию. Просила заплатить ей 350 евро, иначе бы ее выгнали из квартиры".
Мария получила от Урмаса 250 евро. На этом его щедрость закончилась. Вскоре ей пришлось съехать из квартиры и она оказалась без денег, в чужой стране, без возможности вернуться домой. Как и некоторые другие работники (их имена "Инсайту" известны - прим. ред.) Мария работала "в черную", хотя договор ей и обещали, в конце концов, его она так и не увидела. А это значит, что она даже не могла пожаловаться в комиссию по трудовым спорам.
"Это нас обокрали"
Марью Мяндметс и Урмас Луйк молчат как рыба об лед. Они перестали отвечать на вопросы тех, кому должны. При этом семейный бизнес продолжает работать как ни в чем не бывало даже во время чрезвычайного положения. Рестораны Loo Jang и La Prima Pizza открыты и завлекают клиентов заманчивыми скидками.
В последнем заказы на пиццу принимает сам Урмас. Пользуясь случаем, "Инсайт" попросил ответить на вопросы о невыплаченных зарплатах. Но ресторатор сослался на крайнюю занятость и попросил отправить вопросы почтой.
Спустя неделю Урмас привел занятную версию. Из нее следовало, что пострадавшей стороной является семья рестораторов. На вопрос, почему работники до сих пор не увидели своих денег, предприниматель ответил максимально обтекаемо: "На часть бывших работников мы написали заявление в полицию в связи с воровством. Суммарный ущерб составил 44 тысячи евро", - говорится в письме. Кто эти бывшие работники и о каком ущербе речь, Урмас не уточнил.
Жить в долг - фирменный стиль
Вполне вероятно, что кто-то из работников действительно мог подворовывать. Впрочем, ни один из более чем десяти бывших работников семьи рестораторов, с кем "Инсайт" разговаривал, на допрос в полицию не вызывался.
В то же время комиссия по трудовым спорам уже успела рассмотреть несколько жалоб людей на невыплату зарплат. Все случаи закончились победой бывших работников. Первое решение вступило в силу 17 апреля, но предприниматели на него никак не отреагировали. Это не удивительно.
Кажется, жить в долг и не платить за честный труд - это фирменный стиль семейной пары. Рестораторы активно расширяли свой бизнес. Прошлым летом они купили ресторан TOA. По какой-то причине от старого названия отказались и придумали новое: Loo Jang.
Старую вывеску заменили на новую неоновую. Правда, за работу не заплатили. Фирма, которая помогла в ребрендинге ресторана, обратилась в суд и ожидаемо выиграла - ей должны вернуть 4500 евро. Этот случай можно было бы считать курьезом, если претензии к Урмасу и Марью не имели и другие бизнес-партнеры пары.
Как жить в долг, не привлекая внимания
Ближе к Новому году повара ресторанов в торговых центрах Kristiine, Rocca al Mare и Loo Jang стали замечать, что на разные фирмы приходят продукты от одних и тех же поставщиков.
"У нас по одному адресу работало три фирмы. Когда одна из них набирала долги, заказы на нее тормозились и товар заказывала другая фирма", - поясняет бывший повар Maitsete tänav в Rocca al Mare Дмитрий Ковалевский. Аналогичными впечатлениями поделились бывшие работники ресторанов Loo Jang и Maitsete tänav в торговом центре Kristiine. В итоге рестораны получали продукты, а поставщики не получали денег.
Эту гипотезу никак нельзя списать на воспаленную фантазию обиженных поваров, поскольку по крайней мере один поставщик (имя редакции известно - прим. ред.) подтвердил, что попался на эту удочку. Другие тактично промолчали, сославшись на коммерческую тайну или же признались, что они оказались прозорливее и раскусили схему.
Урмас Луйк божится, что в этих сделках нет ничего странного: "Это обычная практика. Мы находимся в постоянном контакте с жизненно важными партнерами и ищем подходящие решения, в этом ведь заключается суть партнерства!"
Похороны фирм Марью Мяндметс
Луйк добавляет, что лично он никому ничего не должен. И формально он прав: должниками являются фирмы, которыми владеет Марью Мяндметс. Стоило одной фирме залезть в долговую петлю, как Марью открывала новую. Подсчитать общую сумму долгов сложно, но она выглядит внушительной уже сейчас. По последним данным, три фирмы Марью имеют налоговую задолженность в размере 117 000 евро.
Три наиболее проблемные фирмы из четырех - M Food Rocca OÜ, V&M Trust OÜ, Kristine Konsultatsioonid OÜ - уже переписали на третьи лица. Обычно так поступают, когда хотят похоронить фирму вместе с долгами.
"Я не хочу сказать, что это классика, но да, это довольно распространенная практика", - признает директор Союза юристов Криста Пааль.
К слову, в 2011 году Луйк, который по многочисленным свидетельствам и управляет компаниями своей сожительницы, привлекался к уголовной ответственности за своеобразную оптимизацию расходов. Статья - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Дело закрыли, поскольку он и другие обвиняемые на скамье подсудимых обещали компенсировать ущерб.
Луйк утверждает, что "купля и продажа предприятий - обычная практика". Почему одним и тем же рестораном оперировало по несколько фирм сразу? Почему на третьи лица переписали именно фирмы с долгами? Ресторатор развел руками и сказал, что не может комментировать эти вопросы: "Коммерческая тайна".
Получить деньги - почти нет шансов
Бывшие работники семьи рестораторов все же имеют шанс увидеть честно заработанные деньги. У них есть возможность обратиться в комиссию по трудовым спорам, а затем к судебному исполнителю. Если им не заплатят, они могут подать иск о банкротстве задолжавшей компании. После чего работники смогут получить деньги от Кассы по безработицы.
С бизнес-партнерами все не так однозначно. Несколько предпринимателей, которые выиграли дела против компаний Марью Мяндметс (ныне переписанных на третьи лица), признались, что иски, скорее всего, бесперспективные.
Поэтому "Инсайт" обратился за комментарием к Урмасу Луйку повторно. Почему не заплатили тем работникам, которые добились победы в комиссии по трудовым спорам?
Почему семья избавилась именно от тех предприятий, которые, очевидно, по уши в долгах? Могут ли они назвать хоть одного партнера по бизнесу, который может подтвердить, что с ними ведутся переговоры по погашению задолженности?
Урмас раздумывал чуть больше недели. Ему напомнили, что ждем ответа. Он пришел в день эфира, 7 апреля. Ресторатор вновь сослался на коммерческую тайну. "Кроме того, время - ограниченный ресурс, а мы очень заняты", - отметил Луйк в конце письма.
Лидер партии "Эстония 200" Кристина Каллас поставила бы действиям правительства четверку с минусом: минус – за недостаточно ясную коммуникацию и отсутствие четких сигналов для бизнес-сектора.
"Когда кризис только начался, мы (партия "Эстония 200") решили, что нет смысла без конца критиковать и нужно дать правительству возможность руководить этим кризисом, а людям – прислушиваться к одному руководителю. Сейчас мы видим, что те шаги правительства были правильными", – сказала Каллас в передаче "Интервью недели" на телеканале ETV+.
Тем не менее, она отметила, что сейчас появились поводы для критики: "Две недели назад все было очень непонятно. Мы видели, что заболеваемость пошла на спад, а правительство решило продлить чрезвычайное положение еще на две недели. Я не могла понять, почему нельзя было перейти от кризиса в здравоохранении к кризису в экономике? Бизнес и экономика ведь ждут, а мы до сих пор в ситуации борьбы с вирусом".
Комментарии
Отправить комментарий