История “Эстонсланца”: первые шаги отрасли
История добычи и использования сланца в Эстонии* будет неполной без рассказа о флагмане отрасли — комбинате «Эстонсланец», который в настоящее время продолжает работу под названием Eesti Energia Kaevandused, являясь составной частью концерна Eesti Energia, пишет на портале tribuna.ee Дмитрий Цехановский.
К 1953 году количество электрифицированных железнодорожных путей в шахтах резко выросло. Коллаж автора из фотографий ajapaik.ee и osta.ee
История «Эстонсланца» началась 10 июня 1945 года, когда Государственный комитет Обороны СССР издал постановление, обязывавшее Народный комиссариат угольной промышленности до 1948 года не только восстановить ранее работавшие и разрушенные в годы войны шахты, но и дополнительно построить 11 новых шахт. К окончанию этого срока планировалось выйти на суммарную добычу сланца в 7,8 миллиона тонн в год. Помимо этого, перед комбинатом была поставлена задача обеспечения сырьём завода по производству сланцевого газа, который строился в Кохтла-Ярве, а также других предприятий энергетики и сланцеперерабатывающей промышленности.
В состав комбината «Эстонсланец», который сначала базировался в Таллинне, вошли только две шахты — «Кукрузе» и «Кява». В 1946 году ему была передана также ещё не восстановленная шахта «Вийвиконна». Первым начальником комбината был назначен Н. Секуторов, а главным инженером — Ф. Бахин. Примерно через год «Эстонсланец» возглавил В. Постоутенко, а главным инженером стал П. Михалюка. Именно под их руководством началось создание будущего крупнейшего предприятия сланцевой промышленности на территории Эстонии.
Перед руководством комбината «Эстонсланец» и его работниками было поставлено немало задач, которые предстояло решить в первую послевоенную пятилетку: В их числе:
- Проектирование и строительство новых шахт
- Обеспечение бесперебойного электроснабжения
- Проведение геологоразведочных работ
- Обучение квалифицированного персонала
- Обеспечение работников жильём и социальной инфраструктурой
- Внедрение на шахтах эффективных технологий
- Снабжение шахт новой техникой и установками
- Повышение производительности труда горнорабочих.
- Организация социалистического соревнования
Помимо этого в уже действовавших шахтах приходилось реконструировать, а порой и полностью отстраивать поверхностные технологические комплексы, удлинять линию очистных забоев, параллельно осуществляя переход на электровозную тягу, а также обеспечивать бесперебойную добычу сланца в период весенних и осенних паводков.
Автономная электрификация шахт Северо-Востока ЭстонииВ первые послевоенные годы одной из самых сложных оказалась задача обеспечения бесперебойного электроснабжения. Насосные станции, подземное освещение, сортировальные конвейеры, внутренний электротранспорт и постепенно поступавшие на шахты врубмашины — всё это требовало немалых затрат электричества, которое надо было довести до шахт. В регионе работали лишь две крупные электростанции — в Пюсси и Кохтла, а остальное электричество получалось с небольших мобильных электростанций. Строящиеся шахты снабжались по электролинии в 6 кВт с подстанций Кохтла и Йыхви, а для полной электрификации шахт «Кукрузе» и «Вийвиконна» пришлось протянуть собственные линии, которые удалось построить лишь к 1947 году.
Здание в Старом городе Таллинна, в котором с 1945 года располагалась главная контора «Эстонсланца». Источник: Facebook
Случаи сбоев с подачей электричества исчислялись сотнями. Даже в 1947 году, когда уже заработали новые линии, продолжительность перерывов в подаче электроэнергии дошла до 200 часов в год. Именно по этой причине происходили затопления в шахтах, простои в забоях и нарушения графиков погрузки сланца в железнодорожные вагоны. Чтобы избегать подобного, в 1948 году в Кохтла-Ярве была запущена теплоэлектростанция мощностью 56 мегаватт, а в 1951 году начала работу подобная станция в Ахтме, но уже мощностью 72,3 киловатта. Эти электростанции позволили не только наладить бесперебойное снабжение шахт электричеством, но и существенно ускорить развитие социальной инфраструктуры в соседних населённых пунктах. Кроме того, как топливо там стала использоваться сланцевая мелочь с шахт, что попутно решило проблему с её реализацией и транспортировкой.
От социальной инфраструктуры до железных дорогКак технического персонала, так и шахтёров на Северо-Востоке Эстонии явно не хватало. Ещё в конце 1944 года было принято решение о создание сети лагерей для немецких военнопленных с центром в Кява. По некоторым данным, в 1946 году из 2147 рабочих шахт «Кукрузе» и «Кява» 1701 (79%) были военнопленными. К 1949 году срок у большинства бывших военных Германии закончился, и их полностью сменили переселенцы (в основном из России, Беларуси и Украины). После пуска в 1948 году шахты «Вийвиконна» на ней было 1672 работника, из которых 51% составляли эстонцы, финны, ингерманландцы и ижорцы, а 41% — русские, украинцы и белорусы. Инженерно-технического персонала тогда было лишь 186 человек на три шахты.
Как прибывающих из других регионов СССР, так и завербовавшихся на территории Эстонии работников надо было обучать шахтёрскому труду. Помимо того, что на шахтах работали учебные пункты, уже в 1946 году в Кукрузе начало работу горнопромышленное училище на базе шахты, а вскоре подобное учебное заведение появилось и в Йыхви. Кроме того, часто на работу в Эстонию получали распределение выпускники горнопромышленного училища из города Сланцы (Ленинградская область). С педагогическими кадрами ситуация также была очень непростой. Часто будущих шахтёров обучали не получившие базового специализированного образования люди, просто имевшие определённый стаж работы в шахтах. Примерно с 1948 года на шахтах стали появляться выпускники горного отделения Таллиннского политехнического института и Таллиннского горного техникума, ставших впоследствии одними из главных поставщиков кадров для «Эстонсланца».
Социальная инфраструктура развивалась параллельно со строительством новых шахт. Поскольку в те годы в регионе практически не было общественного транспорта, то в Кохтла-Ярве, Кукрузе, Йыхви, Ахтме, Сомпа и Вийвиконна началось строительство шахтёрских посёлков. Нехватка жилья и отсутствие инфраструктуры вместе с тяжёлыми условиями труда были главными проблемами в социальной жизни региона. Чтобы люди получили своё жильё, за счёт комбината были отстроены целые районы и даже некоторое количество индивидуальных домов, в которых проживали в основном инженерно-технические работники.
В силу особенностей добычи сланца, одним из существенных элементов инфраструктуры является железнодорожный транспорт. Именно он используется для большей части перевозок сланца между шахтами и потребителями, а также для транспортировки оборудования, агрегатов для добычи и материалов на шахты. Кроме того, с каждым годом возрастала роль внутришахтных железнодорожных перевозок. Интересно, что одной из первых задач, которую пришлось выполнять «Эстонсланцу», стал перевод всей рельсовой инфраструктуры с использовавшейся ранее европейской колеи на российскую.
В первые послевоенные годы очень сильно ощущалась нехватка вагонов и ремонтных площадей, что являлось препятствием в организации ритмичного процесса погрузки-загрузки. Большую часть этих проблем удалось решить за счёт сооружённых республиканским трестом «Эстонсланцестрой» железнодорожных линий Кукрузе — Йыхви, Йыхви — Ийдла и Вайвара — Вийвиконна, а также поставки вагонов из других республик СССР. Стройтрест же союзного подчинения «Газсланцестрой» отстроил железнодорожные ветки, ведущие к заводам, где проходила переработка сланца, а также ремонтные депо для подвижного состава.
Союзное подчинение оказалось лучше местногоВсе вливания из союзного бюджета начали приносить плоды примерно через два года после основания «Эстонсланца». Начиная с 1947 года, добыча сланца на комбинате стала превышать суммарную добычу шахт, которые остались в ведении Министерства местной промышленности Эстонской ССР. После 1950 года добыча «Эстонсланца» составляла уже 75% от общереспубликанской. Шахты же, которые остались в местном подчинении, год за годом уступали тем, развитие которых шло из общесоюзного бюджета. Зарплаты на них были ниже, снабжение — хуже, а следовательно и развитие с применением новых технологий — медленнее.
В 1949 году начальником комбината «Эстонсланец» стал Е. Кашеваров, который с сохранившим за собой должность главного инженера П. Михалюкой руководил процессом до 1952 года. Именно в годы его работы «Эстонсланец» заложил тот потенциал, который в дальнейшем позволял год за годом увеличивать разработку сланца, доведя её до рекордных показателей в 1980-е годы.
В 1949 и 1951 годах институт «Гипрошахт» составил два комплексных проекта развития добычи сланца на территории Эстонской ССР. В числе прочего был сделан вывод о том, что добытый здесь сланец при пересчёте на условное топливо будет на 25-30% дешевле, чем донецкий антрацит, и более чем в два раза выгоднее воркутинского угля. Возможно, именно эти исследовательские работы обеспечили сланцевой промышленности ЭССР дальнейшие инвестиции и пристальное внимание со стороны властей СССР.
Ручной труд в шахтёрском деле в 1950-е годы постепенно начал заменяться агрегатами, но процесс шёл очень медленно. Источник: книга «90 лет эстонского сланца»
В начале апреля 1952 года составной частью комбината «Эстонсланец» стал строительный трест. В его состав вошли кирпичный завод в Локса, ремонтно-механический завод в Йыхви, завод древесных изделий, железобетонный завод, карьерное хозяйство и автотранспортная контора. Именно силами этого стройтреста были достроены и запущены новые шахты. Им же была построена большая часть жилого фонда и социальной инфраструктуры городов Йыхви и Ахтме, а также посёлков Вийвиконна, Кукрузе, Кява и Сомпа. В Кукрузе, например, уже в те непростые годы было закончено строительство школы, работали продуктовый и промтоварный магазины, детский сад, ясли, а также медицинская амбулатория. Только за 1952 год объём строительных работ, выполненных «Эстонсланцем», составил 35 миллионов рублей. И это при себестоимости тонны сланца в 44 рубля.
Становление предприятия завершилось — впереди 40 лет развитияВ 1948 году были запущены шахта №10 в Ахтме и шахта №6 в Эреда. В 1949 году началась добыча сланца в шахте №2 в Йыхви. В 1951 году вступила в строй шахта № 8 в Таммику, а в 1953 году — шахта №4 в Сомпа и разрез «Вийвиконна».
По состоянию на 1953 год, комбинат «Эстонсланец», которым к тому времени руководил перешедший с должности управляющего трестом «Ленинградсланец» М. Хрусталёв, состоял из восьми шахт, собственного ПТУ, базы материально-технического снабжения и стройтреста вкупе со строительными конторами, работавшими в Таллинне и Вийвиконна.
Сданная в эксплуатацию в январе 1953 года шахта №4. На переднем плане — сортировка. На заднем плане —котельная. Слева — конторское здание и вспомогательный наклонный ствол. Справа — ОТК и контора сортировки. Источник: книга «90 лет эстонского сланца»
С приходом новых квалифицированных кадров начали создаваться комплексные бригады, где каждый рабочий владел несколькими специальностями. Это позволило перейти к другому расчёту оплаты труда. В таких бригадах получали за метр прохода горной выработки, вместо принятой ранее оплаты по тоннам сланца, что вместе с поощрениями за участие в социалистическом соревновании позволило существенно увеличить доход шахтёров.
Эстонский сланцевый газ уже в те годы довольно активно использовался как во многих городах северной части Эстонии, так и в Ленинградской области — в качестве заменителя природного газа. Именно благодаря быстрому развитию сланцевой промышленности, на северо-востоке Эстонии начал образовываться единственный в прибалтийских республиках СССР горнопромышленный район. После постройки здесь Нарвских электростанций, которые использовали сланец в качестве основного топлива, резко увеличился и экономический потенциал Эстонской ССР в целом.
Во второй части статьи читайте о развитии предприятия вплоть до 1980-х годов, когда будут достигнуты рекордные показатели по добыче сланца на территории Эстонии, а также вкратце о том, что из себя представляет из себя наследник комбината — Eesti Energia Kaevandused.
Дмитрий Цехановский
Комментарии
для Дмитрий Цехановский :правильно ИЖОРЫ , а не ижорцы !
Отправить комментарий