Иван Холодов, погибший под Сталинградом
Сегодня будет ещё одна история про войну. На этот раз грустная. Даже вдвойне грустная.
Итак, жил на свете Иван Романович Холодов.
Он родился в 1904 году в селе Черностное (Советский район Курской области). Работал на сахарном заводе, вроде бы в селе Пристень, а потом в Тимском совхозе. На том же сахарном заводе работала младшая сестра моего деда - Федора Степановна Шабанова. Она не была красавицей, но была работящей и имела доброе сердце. В 1928 году Иван позвал её замуж.
Холодов с неустановленными товарищами, 30-е годы. На груди - значок ударника.
Холодов (в центре) на учёбе в 1935/36 году.
Иван Романович выучился на тракториста и своим примером увлёк моего деда. В 1936 году две семьи - Холодовы и Шабановы - уехали в Северный Казахстан на освоение целины. Они поселились и стали работать в зерносовхозе на станции Киялы Карагандинской железной дороги (Советский район ССеверо-Казахстанской области).
Холодовы с детьми, справа - неустановленная девушка.
20 ноября 1936 года накануне отъезда в Казахстан.
У Холодовых было трое детей, один ребёнок умер в младенчестве, а двое других - дочь Валентина и сын Владимир благополучно дожили до старых лет.
Слева - мой дед Никита Шабанов, справа - Иван Холодов.
На коленях у Федоры Холодовой сидит сын Володя, рядом - дочь Валя.
Справа сидит Мария - дочь деда, страшая сестра моего отца.
Фото около 1937/38 года, Северный Казахстан.
Всё это я узнал, беседуя с Валентиной Ивановной. Тётя Валя - дочь Ивана Холодова и двоюродная сестра моего отца. Они вместе росли, а точнее, Валентина Ивановна нянчилась с моим папой всё его и своё детство. Добрые отношения с семьёй Холодовых у нас сохранились по сию пору.
Холодов с войны не вернулся, он погиб или пропал без вести. Дальше у этой семьи была обычная советская послевоенная история: Федора Степановна никогда больше не вышла замуж, а дети выросли без отца. И я очень удивился, что они больше ничего не знали — ни где погиб их отец, ни где его могила. Была "похоронка" или нет — Валентина Ивановна не помнит. Её мать уже умерла, ушёл из жизни брат Владимир Иванович, да и тётя Валя уже старушка.
Федора Холодова и Иван (друг семьи, фамилия неизвестна), 3 июля 1945 года.
Так уж вышло, что могилу Ивана Холодова нашёл я. Нет, мне не довелось копать на местах боёв, ходить с лопатой и щупом, рассматривать под лупой медальоны павших.
Спасибо людям, которые создали базу данных "ОБД-Мемориал". Там я сравнительно легко нашёл нужную информацию.
В «Именном списке безвозвратных потерь личного состава 7-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского мехкорпуса за ноябрь, декабрь 1942, 1/2 1943 года» значится под № 364, что Холодов Иван Романович, красноармеец, стрелок, беспартийный, убит 24 ноября 1942 г. в бою у деревни Мариновка Сталинградской области.
Тут надо уточнить, что до декабря 1942-го 7-я гв.мехбригада и 3-й гв.мехкорпус были 36-й мехбригадой и 4-м мехкорпусом соответственно.
Из статьи П. Огарева "Бои у Верхне-Кумского, 15-19 декабря 1942 года" (ВИЖ,1959, № 5, с.51-52):
"4-й механизированный корпус сформирован в сентябре - октябре 1942 года на базе 28-го танкового корпуса, который летом вел тяжелые оборонительные бои в излучине Дона. Остатки его личного состава и техники явились ядром 4-го механизированного корпуса. В него вошли три механизированные бригады, пять танковых полков, зенитный артиллерийский полк, другие подразделения...
В первой же наступательной операции 4-й мехкорпус показал свою боевую мощь. Это произошло в дни контрнаступления советских войск под Сталинградом. Войска корпуса под командованием генерала В. Т. Вольского, действуя в составе ударной группировки Сталинградского фронта, с боями прошли свыше 100 км и соединились в районе Калача с 4-м танковым корпусом генерал-майора А. Г. Кравченко, завершив окружение 330-тысячной вражеской группировки Паулюса. После этого в жестоких боях корпус вместе с войсками 51-й армии отражал деблокирующий удар фашистских войск Манштейна - Гота южнее Котельникова.
На 4 декабря 1942 года в состав корпуса входили: 36-я (позже она стала 7-й гвардейской - прим. моё), 59-я и 60-я механизированные бригады; 55-й и 158-й отдельные танковые полки. В каждой бригаде имелось по танковому полку. Корпус после ноябрьских наступательных боёв не успел пополниться личным составом и боевой техникой. Всего в корпусе вместе с частями усиления было 5600 человек и 70 танков (из них 32 танка Т-34 и 38 танков Т-70), 130 миномётов, 105 орудий, 38 станковых и 82 ручных пулемёта.
18 декабря 1942 года 4-й механизированный корпус был преобразован в 3-й гвардейский.
24 декабря газета "Красная Звезда" в передовой статье назвала его одним из лучших соединений Красной Армии. 27 января 1943 года приказом НКО корпусу было присвоено почетное наименование - Сталинградский".
Фрагмент карты "Контрнаступление советских войск под Сталинградом. 19-30 ноября 1942 г." (Из "Истории второй мировой войны 1939-1945 г.").
В центре - окружённая 6-я немецкая армия, слева - с. Мариновка, Из правого нижнего угла через Зеты тянется красная стрелка наступления 4-го мехкорпуса.
А дальше самое интересное - обратите внимание, я выделил жирным упоминание совхоза Зеты. Там в августе 1942 года в немецком окружении, вероятно, пропал без вести мой дед Никита Шабанов. Я уже рассказывал об этой (пока) необъяснимой истории.
Информация о боевых действиях 4-го мехкорпуса в конце ноября 1942 года (отсюда):
"20 ноября перешли в наступление войска Сталинградского фронта. Из-за сильного тумана начало наступления было передвинуто на два часа. В 9 часов 30 минут утра началась артподготовка, которая продолжалась от 40 до 75 минут. Несмотря на то, что авиация вследствие плохой погоды не могла действовать, а артиллерийский огонь был сильно затруднен по той же причине, прорыв обороны был осуществлен сравнительно быстро, к середине дня на всех участках, начался ввод в прорыв подвижных соединений...
4-й механизированный корпус 51-й армии был введен в прорыв на участке 126-й и 302-й стрелковых дивизий. К 18 часам корпус не встречая сопротивления, вышел в район Плодовитое, а к утру следующего дня занял Зеты. В 22 часа вслед за 4-м механизированным корпусом в прорыв вошел 4-й кавалерийский корпус и к утру занял Абганерово...
21 ноября... В полосе Сталинградского фронта продолжалось наступление. 4-й механизированный корпус к исходу дня продвинувшись на 15-20 км вышел в район Верхне-Царицынского, передовые отряды атаковали штаб 4-й немецкой танковой армии. 4-й квалерийский корпус и 302-я стрелковая дивизия обеспечивали левый фланг ударной группировки выдвигаясь в район Тундутово, Абганерово...
22 ноября... Части 4-го механизированного корпуса вышли в район Верхне-Царицынской, Зеты, овладели хутором Советский, вечером вели бои в районе Карповка, Мариновка, лагерь им. Ворошилова.
23 ноября... 4-й механизированный корпус захватил Мариновку. В районе Советского около 16 часов 36-я механизированная бригада 4-го механизированного корпуса встретилась с 45-й танковой бригадой 4-го танкового корпуса. Войска двух фронтов встретились, 6-я немецкая армия была окружена.
К исходу 23 ноября сложилась следующая обстановка. На внутреннем фронте войска Сталинградского фронта вели бои на рубеже Сталинград, Купоросное, Елхи, западная окраина Ракотино, Карповская, Мариновка.
24 ноября представитель генерал-полковник А.М.Василевский отдал директиву в которой войскам ставились следующие задачи: ... Сталинградский фронт должен был частью сил 4-го механизированного корпуса обеспечить переправу через Дон в районе Ляпичева, главными силами выйти в район Дмитриевка, Карповка... Из этой директивы видно, что войскам была поставлена задача сразу же ликвидировать окруженную группировку".
В "ОБД" имеется и вторая запись о смерти Холодова.
В списке похороненных в братской могиле под номером 776 значится Иван Холодов.
Но дата гибели отличается от даты списке потерь полка - 28 ноября, а не 24-е. Также неверно указан год рождения.
Всего там похоронено 834 русских солдата. Страшная мясорубка была у деревни Мариновка! И похоже, что она не была взята в ноябре 1942-го! Но то, что бои шли вблизи неё и на окраинах - это факт.
Заметка зав.Мариновской сельской библиотекой В. Н. Столетовой с неофициального сайта г. Калача-на-Дону:
"В донских вольных степях произошла в прошлом не одна битва, но в сражении за Сталинград наше село находилось в самом центре событий.
По приказу штаба Юго-восточного фронта, измотанная в боях 62-я армия фашистов, совершив в ночь на 31 августа 40-километровый марш, отошла на средний обвод Сталинградской обороны и заняла рубеж Орловка – Новый Рогачик. С этого дня село оказалось на оккупированной территории. 50 дней оно находилось в окружении. Люди голодали. И днем, и ночью было опасно даже выходить за водой.
В начале января начались сильные бои, и в ночь с 10 на 11 января 1943 года село было освобождено. Его окрестности представляли наутро страшное зрелище: кругом торчали обугленные остовы искореженной техники, все было усеяно телами погибших. Мариновка была почти полностью разрушена, жителей невозможно было узнать: настолько они были грязные и исхудавшие. Эта победа тяжело далась нашей армии – кровью солдат залиты склоны холмов возле Мариновки, Прудбоя, Рогачика.
Каждый год 11 января мы, мариновцы, собираемся около памятника в центре нашего села, где находится братская могила погибших защитников Сталинграда, чтобы почтить их память минутой молчания и низко поклониться тем, кто отдал свои жизни за освобождение нашей Родины".
Я нашёл всё это и очень обрадовался — вот она, разгадка этой истории! Я написал тёте Вале письмо, приложил документы. Надо же, как легко и просто оказалось решить проблему!
Через пару недель мне позвонил Серёга — внук тёти Вали. Он сказал, что она получила письмо и прочла.
Случился инсульт, сейчас она частично парализована, и, возможно, умрёт.
Господи, как я расстроился! Зачем я это сделал?! Ей уже за семьдесят, надо было подумать о слабом здоровье! Что правильней выбрать, когда на одной чаше весов — правда, которую человек хотел узнать всю жизнь, а на другой — здоровье вместе со спокойным незнанием?
Я полетел в Москву, оттуда в Краснодар, а потом поехал в Абинск. Я хотел повидать Валентину Ивановну и попросить прощения. На душе было тяжело.
Когда я приехал, ей было уже лучше. Валентина Ивановна пришла в себя, но не могла ходить самостоятельно и всё время лежала в кровати. Сын привёз ей кучу лекарств и биотуалет. За бабушкой ухаживал внук Сергей со своей подругой.
Это Сергей - правнук Ивана Романовича, сходство с прадедом поразительное!
И тётя Валя сказала мне: "Не переживай, ты всё сделал правильно. Мне семьдесят два и я наконец узнала, где погиб мой папа. Феденька, моя мама ждала его всю жизнь! Представляешь, всю свою жизнь! Она даже думала, что пусть бы он не вернулся к нам и создал другую семью, но лишь бы живой был! Мне всё равно скоро умирать, и хорошо, что я узнала".
И тогда я успокоился. Я пробыл в гостях два дня, и оба этих дня мы говорили с ней обо всём: о наших родных, предках и детях.
Валентина Иванова и Федора Степановна Холодовы, середина 80-х годов.
Такая вот история.
Дед Никита Шабанов вернулся домой в "победном сорок пятом", а Иван Холодов навеки остался в сорок втором.
Эти люди отстояли Сталинград, и потомки защитников должны знать о своих дедах и прадедах.
Комментарии
Склоняю голову перед людьми прошедшими великую отечественную, спасибо вам за то что мы есть....
Отправить комментарий