Ивангород – Нарва: отношение к великой истории
Блогер Илья Варламов продолжает сравнивать Ивангород с Нарвой. На этот раз он прошелся по районам со старой застройкой.
Раньше Нарва и Ивангород были крупным промышленным центром, здесь располагалась знаменитая Кренгольмская мануфактура! После войны здесь работало до 12 000 человек, на весь Союз здесь ткали бельё, шторы и другую текстильную продукцию. После распада Союза крупное предприятие оказалось никому не нужно, тем более производство и сотрудников разрезала граница! Да, это раньше люди спокойно из Ивангорода по подвесному мосту ходили работать на фабрику в Эстонию. Сегодня мост разрушен, а цеха заколочены.
По обе стороны границы царит запустение, в этом мы с эстонцами похожи. В 90-е эстонцам такое большое производство оказалось просто ненужным. Да и конкурировать с азиатскими текстильными производствами было невозможно. Бывшие цеха и общежития для рабочих можно было бы переделать под офисы, жильё, культурные объекты, но Нарве такой объём оказался не по зубам.
Давайте посмотрим, что стало с бывшим производством у нас и у них.
Южнее исторического центра обоих городов, на реке Нарва, есть два острова, где сохранилась промышленная застройка XIX века. Острова разделяет старое, естественное русло реки Нарва. Чаще всего оно сухое, но иногда по нему сбрасывают воду с Нарвского водохранилища, и тогда на реке "оживают" Нарвские водопады. Обычно река течёт по новому руслу, прорытому восточнее и образовавшему искусственный остров.
Сам остров вроде как безымянный, а район, который на нём расположен, носит название Парусинка – по одному из важнейших товаров, который здесь раньше производили. Парусинка сейчас относится к Ивангороду, а Нарве принадлежит остров Кренгольм (который был островом ещё тогда, когда водохранилища не существовало).
Кренгольм всегда был районом с уклоном в промзону, тут ещё Ливонский орден устраивал лесопилки и водяные мельницы. Потом было построено несколько одиночных суконных фабрик. Но в 1857 году барон Кноп при помощи инвестиций российских купцов и промышленников Солдатёнков и Хлудова основал здесь знаменитую Кренгольмскую мануфактуру. Мануфактура постепенно разрасталась и к концу XIX века состояла уже из нескольких больших корпусов. Здесь производились ткани из хлопка, пряжа, нитки, вата и станки для собственных фабрик. Хлопок везли даже из США. Основным источником энергии служил 11-метровый водопад.
Мануфактура в 1900-1909 годах
Георгиевская фабрика
К началу XX века вырос рабочий посёлок Кренгольм, где проживало более 8000 человек. От войны до войны предприятие переживало упадок, а после 1944 года, когда Нарва и Ивангород были освобождены от гитлеровских войск, советская власть начала восстанавливать и наращивать производственные мощности. Хлопчатобумажный комбинат стал одним из крупнейших в СССР. После краха Советского Союза большая часть Кренгольмской мануфактуры оказалась в Эстонии. На российской стороне остались в основном жилые постройки и мануфактура Штиглица. Сейчас продукция под брендом "Кренгольмская мануфактура" всё ещё выпускается в Эстонии (в основном шторы и постельное бельё), но работают в компании чуть больше 50 человек.
01. Мы въезжаем в Парусинку, район, где с советских времён мало что изменилось. Это старый мост, которому уже чёрт знает сколько лет. На исторических фотографиях он тоже есть. Только он немного развалился, покосившиеся фонари остались только по одну сторону моста.
Мост в 1965 году
02. На Парусинке сейчас остались льнопрядильные корпуса и склады, уцелела малоэтажная фабричная застройка, жилые здания периода эстонского Ивангорода и сталинки.
03. Очень много зданий заброшено. Выбитые стёкла, заколоченные фанерой... Присмотритесь к зданию, часто большинство квартир заброшены и разграблены.
Кроме того, на Парусинке всё ещё стоит здание мануфактуры Штиглица, которое легко узнаётся по своей башне. Собственно, на льнопрядильной мануфактуре и производилась парусина для флота, по которой район получил своё название.
Парусинка в 1900-1905 гг.
1897 г.
Сейчас фабричные здания, общежития и даже жилые дома фактически брошены на произвол судьбы. За ними никто не ухаживает, восстанавливать их никто не спешит. Даже парк бывшей усадьбы Штиглица полностью запущен. Из исторических зданий в нормальном состоянии сохранилась только церковь Святой Троицы, но её-то как раз недавно отреставрировали.
04. Главная трагедия – это нынешнее состояние бывшей столовой в одном из помещений мануфактуры Штиглица (пишут, ещё раньше тут был газгольдер), фантастической красоты здания. Как видно, до него тоже никому нет дела... На крыше деревья выросли, фасад разрушен, окна выбиты.
05. Оно уже много лет ветшает и разрушается.
06. Здание можно было бы законсервировать, чтобы потом, если настанут времена получше, восстановить, но нет... Сейчас сюда открытый доступ, местные жители украли всё, что можно было украсть, здание разбирают по кирпичам! Подростки из старого паркета жгут костры.
07. Напротив тоже всё заброшено...
08. Пиздец и разруха
09. Сегодня здесь мог бы быть ресторан, отель, музей – да всё что угодно! Но здание не вписалось в XXI век. Так бывает...
Столовая и универмаг в 50-е
10. Много ли в России исторической застройки, спрошу я читателя? Умеем ли мы сохранять историю наших городов?
Парусинка в конце 20-х годов
Мануфактура Штиглица в 30-х
Имение Штиглица. Его, конечно, давно уже нет.
11. Жилые здания
12.
13. Десятилетиями тут никто ничего не делал. Здесь живут какие-то люди, но время остановилось лет 50 назад. В зданиях старые гнилые двери, дороги давно развалились, или их просто никогда не было.
14. В Ивангороде живёт всего 10 тысяч человек, но это не помешало устроить здесь двор-парковку.
15. Красиво
16. А на улице Текстильщиков есть странные гибриды, советские... эээ... "лофты". Это старые фабричные постройки переделали в жилые дома, когда в мире ещё особо не практиковали реновацию промзон. Жители, правда, отнеслись к шикарной архитектуре без должного уважения... Кто-то застеклил балконы, кто-то вставил пластиковые окна.
17. Окажись этот район в другом месте, он мог бы стать украшением города. Но в Ивангороде сейчас это никому не нужно.
18. Дома вот в таком состоянии.
19. Дворы иногда напоминают античные руины. А теперь представьте его в "неудачное время" ;)
20. Всё брошено и гниёт: дома, столбы, машины...
А ведь ещё в 60-е по Парусинке ходили автобусы (конечная остановка "Льноджутовая фабрика")
21. Добро пожаловать!
22. Такое ощущение, что кто-то спьяну принял мемориальную доску за "вражескую" и решил разбить, а потом вчитался, увидел русский текст, и дальше уже рука не поднялась.
23. Барак наполовину жилой.
24. Многие здания уже никому не нужны. Обидно, ведь можно было бы их снести! Но здесь ни ТЦ, ни муравейник не построишь, потому что людей в городе нет.
25. Подъезд хорошо иллюстрирует состояние города. Обратите внимание на козырёк... Город на самом деле бросили не после развала Союза, а гораздо раньше. Местные жители вспоминают, что за последние 50 лет тут в лучшем случае асфальт поменяли на главной дороге, и всё.
26. Некогда жилой дом. Большой старинный район просто гниёт и разваливается. В советское время или сразу после развала СССР здесь всё что можно обнесли высокими сплошными заборами, да так и оставили.
27. Государственная граница. На другом берегу Эстония.
28. Справа Эстония, слева Россия. И маленький ручеёк вместо могучих водопадов.
29. Эстонцы законсервировали здания бывшей мануфактуры. Ещё в 90-е некоторые здания выкупили шведы, недавно вот сделали новую крышу. После этого корпуса переходили от владельца к владельцу, но, несмотря на это, эстонцам удалось сохранить фабричные постройки в приличном состоянии. Местные бабушки рассказали, что эстонцы специально законсервировали цеха, чтобы потом разместить там солдат НАТО. Не шутка!
30. Бывший подвесной мост. Он, конечно, давно не используется. Более того, он весь сгнил и почти разрушился, но его всё ещё не убрали. Висит тут как символ оборванных связей между Россией и Европой.
31. А вот завод с эстонской стороны. Он обнесён забором и законсервирован.
7
32. Что с ним делать, не очень понятно. С одной стороны, можно было бы сделать жильё или арт-пространство, но Нарва по эстонским меркам город депрессивный, и жить здесь желающих мало. Спроса на арт-пространство тоже нет.
33. Жилые дома у эстонцев выглядят куда лучше, чем у нас. Окна одинаковые, здания чистые и аккуратные.
34. Жильё... Я бы с удовольствием жил бы в таком доме.
35. По европейским меркам не идеально, но по сравнению с Ивангородом в Нарве просто другой мир.
36.
37.
38. Тут всё зависит от здания и его владельца. В Эстонии за зданием следит собственник, и если он не за ним не ухаживает, то дом будет разрушаться, и ничего с этим сделать нельзя.
39.
40. Сюда бы нормальные дворы ещё ;) Но у Нарвы с бюджетом тоже плохо.
41.
42. Это больница, построенная в Нарве в память 300-летия дома Романовых. Здание недавно отреставрировали. К сожалению, в него вставили пластиковые окна, которые никак не вяжутся с архитектурой модерна. Зато эстонскую больницу легко вычислить по грамотно сделанному пандусу и велопарковке.
43. А вот наша больница в ивангородской Парусинке.
44. Вы удивитесь, но она тоже была построена в честь 300-летия дома Романовых. И вот в каком она состоянии.
Больница во время карантина в 20-х годах
45. Новый корпус эстонской больницы
Нового корпуса российской больницы нет...
46. Малоэтажная застройка в Парусинке, так называемые "сталинки", построенные после войны. Некоторые окна заколочены, народ бросает квартиры и уезжает.
47. За зданиями никто не следит.
48. Только новые вывески "Пятёрочки" напоминают, что мы не в заброшенном городе, а на дворе 2017 год...
49.
50. Дома вот в таком состоянии. Дворы – сами видите.
4 4
51. Всё, что могло разрушиться, разрушилось.
52. Эстония. Тут тоже есть советское наследие. С ним много проблем, но, в отличие от России, виден свет в конце тоннеля. В зданиях меняют крыши, трубы и т.д.
53. Но иногда Эстония не отличается от России. Да, это Эстония ;)
54. Сталинский дом в центре Нарвы
55. Ремонтом домов в Эстонии занимаются сами жители. То есть если у вас начал разваливаться фасад, надо скинуться и отремонтировать его. Некоторые жители берут кредит в банке на ремонт своего дома, город может помочь с деньгами, но выдаёт далеко не 100% суммы.
56. Фасад готовится к покраске.
57. Отреставрированные дома в Нарве выглядят так.
Ивангород, конечно, жалко. Он стоит на оживлённой трассе, через него тысячи людей каждый день переходят границу в Европу и обратно, но его не замечают! Просто мимо проходят. В городе нет ни одной нормальной гостиницы, в городе нет ни одного нормального кафе или ресторана. При этом вы сами видите, что потенциал гигантский! Сюда могли бы приезжать туристы, здесь есть что посмотреть, но никому ничего не надо.
Особенно обидно за руины промышленных предприятий. Судя по всему, уже скоро всё это придётся снести и забыть.
Ощущение, что Ивангород давно сдался и махнул на себя рукой. Будь что будет. Как бездомный, который потерял надежду выкарабкаться. А Нарва на другом берегу ещё борется.
Комментарии
Если честно, то блогер этот раздражает! Кто то видит в луже только лужу а кто то солнце! Знаете уважаемый в нраве в районе Кренгольма тоже много разрухи, что вы её то не сфоткали? И вообще если так нравится "заграница" вперед и флаг в руки ни кто вроде вас не держит!
только два здания разрушены здание Kalda 2 и Дк имени Герасимова
А жилой фонд Парусинки разрешен на 75 %
Говоря другими словами, менять в России ничего не надо, и так все хорошо. А кто думает иначе - тот предатель и агент госдепа.
Варламов реально переживает за Ивангород, это прекрасно читается в тексте, пишет он без малейшего злорадства.
Самое смешное, что маленький Иваногород (теперь уже менее 10000 жителей) верно идет по стопам громадного Детройта (было к 3000000, теперь менее 700000). Причина то на поверхности - нет работы и не предвидится. Работу предоставляет бизнесмен, иначе он называется капиталист. Только вот заставить капиталиста вкладывать свои средства там, где ему не хочется или невыгодно не может заставить даже Госдеп США. Поэтому все ярославнины плачи на тему "надо что-то менять в России" так и останутся пустопорожней болтовней. Иными словами, чтобы такие городки жили и развивались, нужен СССР. Конечно, можно кивать на германские городки - вон у них там как всё замечательно. Только надо понимать, что живущие в этих городках люди каждый рабочий день недели утром садятся в авто и едут зарабатывать деньги в ближайшие города-миллионники за 50-150 км от места жительства, а там, где нет рядом городов-миллионников наступает Ивангород и Детройт. Как в немецком же городке Эрфурт в начале века - я поразился тому, что целые кварталы брошены и даже тротуарная плитка кем-то снята, а когда пообщался с местными, те объяснили мне, что очень много эрфуртцев уехало навсегда в западную часть Германии именно из-за невозможности найти работу.
Я же говорю - полгорода так и просится под снос, так как сплошные заброшки с выбитыми окнами. Только сноса не будет, так как владельцы нарисуются мигом и потребуют компенсации или квартиры в новостройке.
Я не стал сравнивать город который был с населением 87000 чел а стал 57000 чел где то -это Нарва был вторым городом Эстонии..Просто очередная помойка по сравнению с равным Кингисеппом а там идет строительство домов а у нас потихоньку сами рушаться и не кому нет дела..А если сравнить по производству то совсем у нас убогость и идет сдача метала и не более..Как Мариуполь на Украине но у нас быстрее все снесли и положили себе в карман.. а народ беднеет и на погост..как в кино 12 стульев парикмахерские и дома обряда..большие предприятия..
Ну вот и жемчужина Ивангорода - Парусинка попала в объектив Варламова.
Жаль, что это не обращение к Путину, всё так и останется.
Отправить комментарий