К 30-летию падения Стены
9 ноября 1989 года — последний день Берлинской стены. На эту тему недавно появился довольно меткий исторический анекдот: "Когда рухнул "Железный занавес", в каждой квартире граждан бывшего СССР появилась железная дверь".
Бранденбургские ворота, 1961 год. Фото: Wikipedia
Вот как увидел это событие антикоммунист и антисоветчик, немецкий художник Герберт Смагон (1927 года рождения):
Herbert Smagon. Падение берлинской стены.
При взгляде на произведение Смагона как-то сразу вспоминается цитата из повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (1965). Там главный герой, если помните, совершил путешествие в воображаемое будущее и оказался у Железной Стены, которая "разделяет два мира – Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим".
"– Любопытно, – сказал я. – А нельзя ли посмотреть? Что это за Мир Страха?
– Конечно, можно. Вот коммуникационная амбразура. Удовлетвори своё любопытство.
Коммуникационная амбразура имела вид низенькой арки, закрытой броневой дверцей...
Я приоткрыл дверцу. Тррах! Бах! Уау! Аи-и-и-и! Ду-ду-ду-ду-ду! Все пять моих чувств были травмированы одновременно. Я увидел красивую блондинку с неприличной татуировкой меж лопаток, голую и длинноногую, палившую из двух автоматических пистолетов в некрасивого брюнета, из которого при каждом попадании летели красные брызги. Я услыхал грохот разрывов и душераздирающий рёв чудовищ. Я обонял неописуемый смрад гнилого горелого небелкового мяса. Раскалённый ветер недалёкого ядерного взрыва опалил моё лицо, а на языке я ощутил отвратительный вкус рассеянной в воздухе протоплазмы. Я шарахнулся и судорожно захлопнул дверцу, едва не прищемив себе голову. Воздух показался мне сладким, а мир – прекрасным."
Ну, вот Железная Стена, разделявшая "Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим", и рухнула 30 лет назад...
Падение Берлинской стены. У Бранденбургских ворот. 1989 год.
Затянувшийся прыжок: призрак Берлинской стены пугает единую Германию
Объединенная Германия празднует 30-летие падения Берлинской стены. Юбилейные торжества проходят на фоне скандальных итогов последних выборов в восточных землях, которые доказали растущее недовольство немцев бывшей ГДР своей жизнью в ФРГ. Праздник омрачает ощущение, что ментальная Берлинская стена всё еще существует и ее призрак по-прежнему разделяет немцев на две Германии.
Фотоистория Берлинской стены, насчитывающая не одну сотню самых разных снимков, началась и закончилась кадрами с восточногерманскими военными. В самом начале, когда рабочие только готовили площадки для строительных работ, унтер-офицер Конрад Шуман совершил свой знаменитый «прыжок к свободе», став одним из широко тиражируемых на Западе образов холодной войны. Удачный кадр удалось поймать фотографу Петеру Лайбингу благодаря своему опыту съемок преодолевающих барьеры лошадей на ипподромах.
Унтер-офицер Конрад Шуман совершил свой знаменитый «прыжок к свободе» / Фото: birdinflight.com
На фотографии, сделанной спустя 28 лет, когда Берлинская стена доживала свои последние часы как граница между двумя Германиями, молодые восточногерманские военные — ровесники Шумана в день его побега — смотрят на протянутую им жителем Западного Берлина руку с настороженностью.
Тогда, 9 ноября 1989 года, пограничники, полицейские и солдаты армии ГДР не стали препятствовать стремлению своих сограждан попасть на Запад. Все ответственные за Стену службы работали, соблюдая немецкий порядок и даже проявляя доброжелательность.
Но желания бросить оружие и побежать в сторону неоновых вывесок западной части города ни у кого не возникло.
Радость от того, что раскол Германии, наконец, будет преодолен омрачалась для этих молодых солдат чувством неопределенности перед завтрашним днем.
Впрочем, тысячи граждан ГДР, не одетых в военную форму, старались думать о будущем с надеждой. На глазах сбывалась мечта поколения — Германия обретала долгожданное единство. Кто-то рассуждал об опасности восстановления сильной Германии, кто-то видел в происходящем экономическую выгоду, кто-то считал случившееся естественным ходом вещей. Однако для очень многих падение Стены отразилось, прежде всего, в личном измерении.
Почти треть века — срок немалый, но он вполне укладывается в осознанную человеческую жизнь. Родственники и друзья, которые имели мало возможностей легально увидеться друг с другом, теперь могли общаться безо всяких препятствий.
9 ноября 1989 года Шуман уже из Западного Берлина протягивает руку восточногерманским солдатам
Конечно, эйфория не была ограничена лишь личной сферой.
К 1989 году разрыв в экономике между ГДР и ФРГ достиг драматической отметки. Восточные немцы сталкивались, хотя и не в такой степени, как жители других стран Восточной Европы, с характерными проблемами стран советского блока конца 1980-х годов: от дефицита товаров до длинных очередей за ними.
Советский Союз вступил в период глубокого внутреннего кризиса и учиться побеждать ему становилось всё сложнее. Западный сосед казался успешным братом, которому в свое время посчастливилось выбрать верную дорогу к богатству и процветанию.
Объединение страны в 1990 году не принесло вместе с собой решения всех проблем. Впрочем, вряд ли кто-то из «осси» ожидал, что будет легко. Временные трудности были неизбежны, и к ним относились философски. На западногерманских автобанах «Трабант» имел мало шансов перед «Мерседесом».
Шло время и многое действительно изменилось к лучшему. Миллионы марок, а затем и евро инвестиций преобразили города ГДР, которые стали почти неотличимы от западногерманских. Обновилась инфраструктура, вырос уровень жизни.
Однако нарастали и тенденции, вызывавшие у восточных немцев тревогу и разочарования.
Заработная плата упорно не хотела дотягивать до западногерманской. Выходцам из ГДР не всегда удавалось вписаться в рынок труда ФРГ и тем более претендовать на руководящие позиции. Совсем трудно пришлось тем, кто обеспечивал работу государственной машины ГДР: военным, полицейским, госслужащим, партийными чиновникам. Рядовой ННА или мелкий канцелярский работник рассматривались как пособники «диктатуры СЕПГ» или агенты «Штази». Сорок лет истории ГДР, знавшей как черные, так и белые страницы, приравнивались к мрачным годам гитлеровской диктатуры.
Восточный и Западный Берлин 1963-1967 годов / Фото: yandex.ru
И всё же единая Германия стала реальностью. Это обстоятельство примиряло как недовольных своим новым положением «осси», так и «весси», считающих своих восточных сограждан неблагодарными ворчунами, на которых правительство выделяет слишком много денег. Всё это походило на безобидные семейные споры, всегда заканчивающиеся теплым совместным ужином.
Переломным моментом стал миграционный кризис 2015 года. Миллион беженцев с Ближнего Востока с легкой руки Ангелы Меркель стали частью новой немецкой повседневности.
«Мы справимся!» — обнадеживающе заявила фрау канцлерин, укрепляя свой авторитет «морального лидера» Запада.
Приезжих в Германии было много и раньше. Уместно вспомнить многочисленную турецкую диаспору, об интегрированности которой шли серьезные дебаты, или выходцев из постсоветского пространства, в основном без особых проблем влившихся в немецкое общество.
Однако впервые массированный наплыв приезжих пришелся на короткий промежуток времени, и впервые немецкая политика гостеприимства стала вызывать вопросы в своей искренности и целеполагании.
Беженцев встречали на вокзалах с цветами и детскими игрушками, на их размещение федеральное правительство выделяло значительные суммы из государственного бюджета. Сопутствующие наплыву мигрантов явления, такие, как рост этнической преступности, замалчивались в немецких СМИ, вызывая кризис доверия между властью и обществом. Критика миграционной политики приравнивалась к проявлениям расизма и национализма, по понятным причинам воспринимаясь в ФРГ болезненно.
Несмотря на то что восток Германии не был главной целью беженцев, стремившихся остаться в более богатых землях «старой» ФРГ, именно «осси» громче всего выражали свое недовольство. Хрупкий мир между двумя Германиями был нарушен.
Восточные немцы не могли понять ни причины высоких трат на содержание беженцев, ни ажиотажа вокруг них, подогреваемого СМИ и волонтерскими организациями. Их личный опыт непростого встраивания в западногерманские реалии был другим, а выделяемые миллионы евро на содержание мигрантов вполне могли были быть потрачены на развитие восточных земель.
И главное — мнение критически настроенных жителей бывшей ГДР и их потомков не было представлено как заслуживающее внимание. Массовые манифестации в Хемнице после убийства, совершенного мигрантами, освещались официальными СМИ как шабаш праворадикалов.
Принято считать, что «осси» почувствовали себя чужими в собственной стране, хотя скорее перед их глазами были картины из недавнего прошлого, когда пресса ГДР также не была особенно толерантна к плюрализму мнений.
Оказалось, что многие аспекты ФРГ, а вместе с ней и всего Запада, не сильно отличаются от одиозных проявлений эпохи Эриха Хоннекера. Разве ради этого треть века назад пала Берлинская стена?
Фото: pikabu.ru
Успевший перепрыгнуть через Стену, пока она не возвысилась почти на 4 метра, унтер-офицер Конрад Шуман не смог обрести счастья в ФРГ. Перебежчик боялся мести со стороны Штази и испытывал сильную депрессию (о реальных намерениях ГДР «наказать» Шумана ничего не известно). Не принесли облегчения и события 1989–1990 годов.
В 1998 году Конрад Шуман повесился в саду у своего дома.
Его трагичный образ во многом символичен для всех жителей бывшей ГДР. Не для всех из них бег за счастьем и свободой закончился ярким финишем. Не каждый сохранил способность к рассудительности и спокойному анализу, столкнувшись с западным миром, который ворвался в жизнь Восточной Германии в 1990 году.
С другой стороны, никакого выбора у восточных немцев тогда не было.
Сейчас восток и запад ФРГ вновь разделяют противоречия, вышедшие и на политическую плоскость. Политики на Западе признают, что нужно наладить диалог с жителями восточных земель. Однако пока официальная позиция Берлина состоит в том, что трудности носят временный характер, а недовольство граждан будет спадать по мере дискредитации политических сил, его использующих.
Выборы в Саксонии, Бранденбурге и Тюрингии показали, что такая стратегия небезупречна. Призрак новой Стены можно преодолеть только создав атмосферу доверия и взаимного уважения.
Комментарии
Tочно! Появилась возможность их купить. Преступности в СССР хватало и многие поставили бы себе такие двери если бы имели возможность их приобрести.
Не многие, а только те, у кого было что воровать. В основном это работники торговли, партийная элита и прочая продажная шушера. Простые люди по большей части не поклонялись "Золотому тельцу", имели в квартирах примерно одинаковый набор ценностей, который домушникам и за даром не нужен был, тем более за угрозу получить срок. Не редкостью было, что в семье был один ключ от единственного простейшего замка, поэтому клали под коврик прямо у двери.
После развала СССР поменялась парадигма всей жизни. У людей появилась страсть к накопительству, а некоторые даже недоедали, чтобы купить, например, видеомагнитофон. Плюс к этому у воровской касты появилось много случайных пассажиров в виде алкашей, наркоманов и малолетних почитателей гангстерских фильмов. Те начали воровать всё, что плохо лежало. По этим двум причинам сначала стали вторую дверь ставить (правда там еще третья причина была, сквозняка меньше), а потом и железные двери стали сильно популярны. Ну а потом их стали ставить все, даже у кого брать нечего было. Ведь сосед себе поставил, а я чем хуже.
Сейчас в Нарве еще полно квартир с одной советской обычной дверью или с дополнительной второй деревянной, поставленной еще в 90-х. Как правило, как и в советское время, профессиональному вору там делать нечего.
Помню году в 79 или 80 в Нарве у себя дома была убита пожилая женщина, преступник нанёс ей множество ножевых ранений, положил в ванну и залил горячей водой. Отпечатки пальцев снимали в техникуме и во всех ПТУ, а убийцей оказался 15-летний пацан, 8-классник.
Она не была из тех
Я писал про воров, а не про генетический шлак, который изредко вылезает из утробы в любой стране независимо от времени, строя и уровня жизни.
А ей бы такая дверь не помешала б.
To есть мой отец построивший в Нарве кучу объектов и получавший премии по 500-700р. в начале 70х тоже в их числе? А у нас дома было что брать.
Про число не понял
Ну рад за вас, что отец так хорошо зарабатывал и дома было что брать. У меня жизнь и окружение поскромнее было. Теперь расскажите, сколько раз вас обворовывали без железной то двери да с якобы большой преступностью в СССР?
Эпидемия квартирных, автомобильных и гаражных краж началась в Нарве с момента появления в практически свободном доступе героина. Пацаны быстро подсели и пошло-поехало. Одно время почерком воров было - выбить дверь, взять телевизор, завернуть его в покрывало и увезти. Иногда увозили на такси, причем таксисты и в полицию не звонили и сами краденое скупали.
Гаражные кражи совершали совсем зеленые воришки-наркоманы. Хотя некоторую изобретательность проявляли даже они. Например, если ворота было не взломать и замок не спилить, ломали заднюю стенку гаража. Иногда вот так заходили в один бокс, а потом, ломая стены, путешествовали дальше. Вроде и ворота целы, и вынесено все, что только можно.
Знакомый мент рассказывал, что две-три кражи со взломом за ночь - это было нормально тогда.
Сейчас подобные кражи сошли почти на нет. Телевизоры стоят копейки, двери стали надежными, наличку народ дома не хранит - все на счетах. Натурального героина в Эстонии нет, поклонников синтетики мало и живут они недолго.
Да и что можно взять в современной квартире такого, чтобы продать или обменять на дозу? Разве что золото, но есть оно или нет - вопрос, кому его продать - вопрос (ломбарды сотрудничают с полицией).
Уж про гаражи и не говорю. Там сейчас вообще ничего такого, что можно было бы быстро продать, просто не имеется.
Это так работает в любой стране, не только в Нарве. Вот чем и был хорош СССР, что в обиходе практически не было таких слов, как наркоман, гомосексуалист, безработица. Да, были такие слова, как блат, очередь, дефицит, которые сегодня уже практически не употребляются в их старом значении. Зато мы получили блат относительно устроится на работу, многочасовые очереди у себя под боком на границе и дефицит общения из-за повсеместного засилья гаджетами и людской озлобленностью благодаря разделению на самые разные слои общества. Начиная от национальности и "крымнаша", до войн между почитателями андройда и яблока.
В этом плане еще лучше классическая крестьянская община, где царит полная уравниловка, она же "социальная справедливость".
Вася лежал на печи и бухал самогон, поэтому урожай у него скудный и подушную подать заплатить нечем? Не беда, зато Ваня пахал как проклятой, поэтому с него есть что взять, и он за тебя с удовольствием (нет) заплатит.
Ты, Ваня, заботился о своем участке, унавоживал его и вспахивал два раза перед посевом, поэтому землица у тебя как пух и дает хороший урожай? Молодец, вот только настало время очередного передела земли, у алкаша Васи родилось за это время двое сынов, а у тебя только дочь, которая не человек, и на нее земли не полагалось, поэтому придется делиться с Васяткой - васиным сынам надо чего-то кушать. И тд и тп.
Круговая порука, всеобщая нищета и невозможность вылезти хоть на голову выше из толпы. Но при этом полная социальная справедливость, равенство и братство.
А еще подревнее пример "социальной справедливости" не смогли найти? Ваш хваленый капитализм и вовсе не намного дальше от рабства ушел. Социальная справедливость это следующий виток развития человечества, просто на данном этапе мы оказались с таким мышлением, как в вашем примере, далеко не все готовы. И сейчас у капиталистов еще много рычагов давления на то, чтоб человек работал всю жизнь, как папа Карло, но глаза уже открываются. И в первую очередь именно там, где с уровнем жизни уже давно полный порядок. Там начинают прозревать первыми, что материальные блага, это не самое важное в жизни.
Материальные блага это, может, и не самое важное в жизни, но лишь в том случае, когда их достаточно. См.пирамиду Маслоу - когда основные потребности (я поспал и не голоден, я защищен, нет страхов, есть безопасность) гарантированно удовлетворяются, начинает больше интересовать иное - уважение сограждан, самореализация, в тч и через бескорыстную помощь другим людям.
Но когда жрать нечего, то, простите, на остальное человеку наплевать. Даже друг друга жрать будут. Примеров - полно.
Василич, все так, я совершенно в этом плане с Вами согласен.
Но вот ответьте на простой вопрос - а почему с уровнем жизни порядок именно там, где никогда не было социализма советского образца? И почему не порядок, или не полный порядок с этим в бывших социалистических странах? А уж про сегодняшние страны "реального социализма", про Кубу, Северную Корею и Венесуэлу и говорить нечего.
Такое вполне могло бы произойти если бы не бабушка которая постоянно находилась дома.
А про то, что кого-то из знакомых обворовывали слышал раз в несколько лет. Один раз обворовали родственников в другом городе.
Допустим у вас 20 знакомых семей, что даже по советским меркам очень много. Даже допустим, что каким то образом исключительно все семьи зажиточные и у них нет бабушки, которая охраняет дом. Выходит, что за лет десять-пятнадцать, грубо говоря, в среднем каждую вторую квартиру у этих семей хотя бы по разу выносили? Не многовато? И это в Нарве 70-80-х, я так понимаю? Не в Чикаго 20-30-х?
Да многих обносили. Ворью надо на что-то жить, поэтому квартирами с плохонькой дверью либо с ключом под ковриком не брезговали. У другана покойного папа был охотником, мяса дикого настреливал в сезон порядочно, продавал и в неприглядной квартире с убогой мебелью хранилось всегда несколько тысяч рублей. А ключ под ковриком! Ну и зашел к ним в дом некто, спер аппаратуру и деньги эти. Даже достаточно дорогое забугорное ружье, которое хранилось под кроватью в кожаном чехле, хотели спереть, но затем просто бросили на пол. И закрыли тем же ключом двери, и под коврик же положили. А по статистике, сидевших в тюрьме лиц в СССР которые после отсидки продолжали заниматься преступлениями, было около 1 процента населения, то есть 2,5 миллиона на всю страну. Вот и считайте - если воров из них было около половины, то на 200 человек населения приходился один вор. Т.е. на 60000 населения Нарвы было около 300 лиц, профессионально занимавшихся воровством.
Это не 20 знакомых семей, а кого-то кого мои родители просто знали, что такой человек есть, а таких могло быть несколько сотен или даже тысяч.
А то какая глассность была в СССР я думаю всем известно, так что многие факты преступлений тогда просто замалчивались, вот и складывалась картина о будто бы низкой преступности.
Конечно, замалчивались. У нас ведь даже проституток (не будь Даля к ночи помянута) якобы не было, только фильм "Интердевочка" чего-то разъяснил счастливым верящем в лучшее лохам с промытыми наглухо подобной пропагандой мозгами. А преступная жизнь кипела. Соответственно, в 80-х просто стало опасно поздним вечером выходить в крупных городах на улицу - процветал гоп-стоп. А профессиональные воры всё чаще в те же годы очищали квартиры зажравшейся части общества и не только ее. Эту ситуацию отлично показал ныне сытый и лоснящийся любитель дорогих лошадей Невзоров в программе "600 секунд". Обязательно в конце приводил статистику дежурных частей, где свыше двух убийств по Ленинграду ежедневно было нормой.
Да, да! Только началось это ещё в советское время, как только появились видеомагнитофоны, машины и прочие элементы сладкой жизни, а с советскими нищенскими зарплатами на них приходилось копить очень и очень долго. И только когда зановес рухнул появилась реальная возможность купить всё это за реальные деньги. Почему сейчас столько машин и с каждым годом становится всё больше и больше? Да потому что они стали людям по карману, что было просто немыслимым в СССР где основная масса населения была просто нищей и жила от зарплаты до зарплаты перезанимая до получки 3-5 рублей.
Это скорее исключение. Никогда не понимал тех идиотов, которые копили на видик или машину, во всем себе отказывая. Так такие люди и сегодня найдут себе заветную мечту, ради которой будут голодать.
Когда занавес рухнул, появилась возможность узнать, что такое голод. Вот скорее так. А покупать большинство тогда могло только всякий фуфловый товар, который за границей даром не нужен был и сюда хлынул благодаря челнокам. Хотя конечно были люди у которых и в 90-х деньги водились. В большинстве своем это уже упомянутые челноки, бизнесмены и отдельные весьма редкие работники успешного коммерческого сектора. Ну и конечно работники полиции, таможни и прочие бандиты.
Ну уж не потому, что люди стали намного богаче. Просто машины стали до такой степени доступными, что сейчас хороший велосипед стоит больше, чем старенькая машина на ходу. Безработный может легко купить себе машину, наливать туда по пять литров и ездить по выходным сдавать бутылки. Но это не значит, что он живет лучше, чем работяга из СССР. Как раз наоборот, он живет хуже в разы по меркам человеческого счастья. А если брать в пример шмотки, то и вовсе сегодня безработный по меркам СССР одет с ног до головы так, что даже самым зажиточным не снилось. И если в СССР люди жили вполне по-человечески и счастливо, но мечтали о красивых шмотках и машине, то теперь любой базработный в первую очередь мечтает о работе, а почти любой работающий о более хорошей нормально оплачиваемой работе. А все потому, что машина и шмотки, это не единственное, что делает человека счастливым.
Счастье, это когда и у тебя все хорошо, и в семье стабильность, и во дворе знакомые и соседи при встрече не задают самый важный по их мнению и насущный вопрос - работаешь? Даже не где работаешь, а просто - РАБОТАЕШЬ? И тебе в ответ не нужно спрашивать, ну а сам то как, работаешь? Потому что ты знаешь, что у всех все ровно, стабильно, пусть даже и не сильно богато.
И не только машины! А всё когда упал зановес, т.е. закончилась советская власть.
Не единственное. Но в СССР, именно отсутствие этого делали несчастными абсолютное большинство населения.
В том и дело, что меньшинство. Не меряйте всех по себе. Голым никто не ходил, а перемещались прекрасно на общественном транспорте, который был не в пример сегодняшнему дню очень доступен и развит. Те, кого очень напрягало отсутствие заграничного шмотья и автомобиля, ехали на тот же Север и зарабатывали на раз на все эти блага. Да, надо было покрутиться, чтоб это все потом заиметь за заработанные деньги, но и сегодня надо не меньше крутиться, чтоб заработать на достойную, по современным меркам, жизнь. Особенно, когда капиталисты намеренно все время задирают планку понятия "достойная жизнь".
Тут спорить бесполезно, это два разных мировоззрения.
Василич хочет жить в бедном советском (весьма условном, кстати) равенстве, считая это социальной справедливостью, а его оппонент хочет иметь возможность зарабатывать и иметь материальные блага.
Василич сравнивает преступность в тоталитарном государстве, а она в такого рода обществах всегда относительно низкая, с преступностью в государстве свободном. Да, минус свободного государства, где уважаются права человека и его свободная воля в том, что некоторые начинают путать свободу со вседозволенностью, а права человека - с возможностью уйти от ответственности за совершенное, ибо доказывать вину преступника в свободном государстве не в пример сложнее, чем в государстве тоталитарном - пытки в свободном государстве не применяются, суд свободен и независим, а часто судит вообще народ в прямом смысле этого слова - присяжные.
Каждому - свое, как говорится.
Вот только тосковать по прошлому - дело в любом случае бесперспективное и вредное.
Ни в коме случае! Василич хочет жить в современном обществе, построенном на принципах от каждого по способностям, каждому по потребностям.
А условный Василич хочет работать не для накопления личных материальных благ, которые может даже ему уже и не нужны, но потому что так сказали по телевизору и потому что надо соседа переплюнуть, да при этом еще пополнять золотые запасы маленькой кучки зажравшихся капиталистов, а на благо всего человечества. И делать это совершенно добровольно, а потому с большим удовольствием, что приносит и Василичу и его окружению, счастье. Что касается потребностей, они в таком обществе будут гораздо более рациональными, а значит в разы более доступными каждому, даже если это не слишком способный человек или вовсе инвалид без рук и без ног.
В конце концов Василич мечтает обсуждать в Интернете строительство ракет в другие миры, а не про политику, оружие и ракеты, которые направлены на уничтожение людей и прочей жизни на Земле.
Короче, читайте больше фантастики, по мимо чернухи там и много чего хорошего и светлого для человечества напророчили.
Вот именно и это как раз про моего оппонента! Давайте завязывать уже. Условному Василичу сложно и не интересно общаться с человеком, который остановился в своем развитии на стадии капитализма и не видит дальше своего кармана
Василич, Вы, судя по всему, фанат коммунизма в варианте советского писателя-фантаста Ефремова. Где принцип "от каждого по способностям, каждому - по потребностям" чудесным образом совмещается с высочайшим уровнем жизни, как материальной, так и общественной. При этом работать вовсе и не обязательно, за это не наказывают, но все равно ефремовские персонажи рвутся и работать, и даже лезть к черту на рога ("Час Быка") совершенно добровольно.
Такое может быть только в фантастике. Люди - не святые, увы. Принцип "ты - мне, я - тебе" прекрасно соответствует сущности человека.
Переделывать эту сущность пытались, да. Пытались создать и "образцового христианина", эдакого"советского человека", альтруиста, который работает не за страх, а за совесть. Не получилось. И даже более того, чтобы заставить человека работать, коммунисты применяли методы прям-таки рабовладельческой и феодальной эпохи - и прямое физическое принуждение, и закрепощение, и коллективную ответственность всей семьи за проступок одного ее члена.
Что делали христианские попы, и так всем известно.
И опять попы виноваты ёпт... Или попы или евреи, или даже они вместе, только не вы сами.
Дорогой, я, знаете ли, ни ведьм на кострах, ни евреев в печке не сжигал. Более того, считаю это полным идиотизмом, дичью и тяжким преступлением. Так что Ваши ко мне претензии совершенно беспочвенны.
Я говорил лишь о том, что христианство (и ислам, и буддизм, и любой другой культ тоже) уже более 1000 лет пытаются создать "идеального" человека. И нихрена у них не получается! Мусульмане, христиане, буддисты и тд - массово воруют, убивают, лгут, насилуют и ничего с этим сделать оказалось невозможно. Отдельные т.н. "святые" - не в счет. Тут, как говорится, исключение лишь подтверждает правило.
И вот, пришли коммунисты. Которые взялись за ту же, в-принципе, совершенно невыполнимую задачу - воспитать "нового советского человека".
Альтруиста, который будет вспахивать просто потому, что так надо (сразу вопрос - кому надо?) и будет сам регулировать свои потребности, то есть не захочет самолет или даже авто, а будет ехать на работу и на отдых на велике или на бусике. Икре предпочтет картофан, а шампанскому - боржоми (три раза ха).
Разумеется, нифига не получилось и у коммунистов. И не получится ни у кого.
"Ты - мне, я - тебе". Вот та основа, которая создала цивилизацию и побуждает людей не убивать друг друга в споре за баб и ресурсы, а сотрудничать и договариваться. И стимулирует те самые ресурсы добывать и вообще вспахивать.
Отберите у человека личный интерес, и получите советский колхоз. "Все вокруг народное, все вокруг ничьё". С соответствующим отношением к работе и к ее плодам. С пофигистическим отношением.
Со времен Хруща СССР импортировал зерно. Сами вырастить не могли, на украинских-то чернозёмах, на казахстанской плодородной целине! Стоило разогнать все эти колхозы-совхозы и вуаля - Россия в тройке крупнейших мировых ЭКСПОРТЕРОВ зерна! И Украина - крупный экспортер!
А самое удивительное, это знаете что? СССР мог бы вполне обеспечить себя своим зерном, вот только потери зерна составляли около 30% от урожая. Это потери от поля до зернохранилища. Колхозникам было на все плевать - начисление трудодней, а потом, после 1966-го - зарплаты, от этого никак не зависело!
Вот наглядная разница между социализмом и капитализмом.
Так и в колхозах люди стремились себя не обижать, так что личный интерес колхозников ими же самими и удовлетворялся после правления Хруща - тот же комбикорм тырили, тех же кур и прочую птицу как брак списывали и перепродавали в городах, двухжелтковые яйца забирали, мясо по дешевке для той же перепродажи, зерно. При этом телята нередко по праздникам тонули в коровьем дерьме. А зерно импортировали по простой очень причине. Колхозы УССР были при Брежневе перепрофилированы под сахарную свеклу. А плодородный слой казахстанской целины в 5-7 лет выдуло ветрами на север, в направлении РСФСР. И суперплодородными эти земли быть перестали, о чем естественно замалчивалось. Так и вернулись к скотоводству, благо трава растет и на ставших такими почвах. Так что Вы правы. Действительно странно, что имеющая столь небольшой процент пригодных для выращивания пшеницы РФ, стала крупным экспортером.
Да ничего странного - собственник свое зерно довезти до пункта приема мотивирован.Только там он получит деньги.
Поэтому он машину-зерновоз и брезентом укроет, и водилу за потерю зерна вы.бет.
В колхозах же так бывало - вся дорога от колхоза до зернохранилища по обочинам зерном усеяна. И всем было пох.
Про воровство в колхозах я тоже в курсах. Да иначе было и не выжить. Не собираюсь их осуждать даже.
Хм, неужели даже читали? Если так, значит не все для вас потеряно На самом деле Ефермов один из. Среди наших современников еще больше, как вы говорите, фанатов подобного общества будущего.
Сегодня фантастика, завтра быль. Это уже проходили и не раз. Может не завтра и даже не через сто лет, но к этому должны стремиться, иначе тупик и самоистребление.
Даже из кровожадного животного за несколько поколений можно взрастить вполне миролюбивое и милое существо. А уж сущность любого среднестатического человека-разумного программируется обществом за пару поколений легко и не принужденно. Но для этого должна быть тотальная смена парадигмы. А пока все, или даже только часть, рычагов программирования у тех, кому выгодно держать человека, как рабсилу, ничего не получится.
В соседнем комменте спрашиваете, куда делся хваленый социалистический рай? Так я отвечу. А не получилось довести дело до конца, попытку задушили, можно сказать, в зародыше. Банально, но капитализм победил.
ОК, понято. Это опять всё тот же вопрос двух совершенно разных мировоззрений.
Василич, при всем уважении, перечитайте «Скотный двор» Оруэлла. При этом держите в памяти, что в СССР Вы могли ее прочитать только после 1988-го года. И что такое современное общество, где от каждого по способностям, каждому - по потребностям? Это союз каких-то аскетов? Потому что иначе, простите, потребностей может оказаться больше, чем способностей и снова возникнет социалистический перефраз от каждого по способностям, каждому - по труду. Но как показало время, труд ничего не стоил. И благами общего труда пользовались избранные. Поэтому позвольте мне оставаться в моем капиталистическом заблуждении, где я зарабатываю на то, что мне нужно самостоятельно, а не ожидаю распределенного мне блага.
Люто плюсую.
А вы не допускаете, что «Скотный двор» обычный продукт антисоветской пропаганды? И почему не допускаете, что общество свиней могло развиться во что то более светлое, чем диктатура? Почему нет? Потому что был Сталин и Мао Цзэдун, поэтому такого не может быть никогда? Тогда поздравляю, вы обычная жертва пропаганды, причем не первой свежести.
Так все таки фантастику не любим? Эта все земляне вместе взятые, потому как в идеале все страны и границы на планете должны исчезнуть, как пережиток прошлого.
Я надеюсь вы не будете спорить, что на данном этапе пока еще Земля может прокормить спокойно все население Земли, а все эти покупки новых Айфонов раз в два года, эта совсем не та потребность, которую нужно будет навязывать обществу. Просто об этих лишних потребностях все забудут, как страшный сон, как только замолкнут все рекламные площадки мира.
Да много чего может изменится в лучшую сторону, если на смену капитализму придет что-то такое, что будет работать не на обогащение верхушки, а равномерно на все человечество. И не важно, как это будет называться, коммунизм или как нибудь типа "антикапитализм", "глоболизм" и т.п. Да как угодно.
Ну, рассуждать о всём населении Земли не надо бы. Африка и Азия сверх меры плодятся, но это не значит что это безумие кто-то будет поощрять в странах где разумный подход к семье. А уж тем более кормить. Притом, снизить количество населения не невыполнимая задача. А границы вряд ли исчезнут в ближайшие лет 1000. Сами граждане более-менее благополучных государств будут против наплыва оголодавших инородцев. Посему границы будут на замке.
Хотелось бы.
Но тут ключевое слово - если.
Капитализм не идеален. И демократический режим правления - тоже. Да, мы видим корруптантов и даже прямых подонков, которые, манипулируя избирателями, соблазняя их популистскими лозунгами, приходят к власти даже в странах старой демократии, в Западной Европе и в США (Макрон,Трамп, к примеру).
И мы на все это лядство смотрим и думаем - а нахрена нам такая демократия? Нахрена нам эти воры и жулики у власти? Нахрена нам у власти эти извращенцы?
Но! Одно лишь НО, которое перевешивает все остальное.
Пока что, увы и ах, но ничего лучше современной демократии ничего не придумано. И лучше вор и жулик, многоженец Трамп или даже извращенец Макрон и лесбиянка Меркель, чем кристально честный в материальном и сексуальном плане Сталин, который оставил после себя, как говорят, только сапоги и трубку плюс дочку и двух сыновей. И массу трупов. А Гитлер был вообще вегератианцем и алкоголя почти не потреблял, кроме пива. Равно как и женщин он тоже потреблял мало, если потреблял вообще.
Но тоже, такой вегетарианский зайчик и почти что святой девственник, но трупов навалил миллионы.
Вы, Василич, уж извините за прямоту, похожи на адепта христианства. Пмимо того, что Вы еще и адепт коммунизма.
Верите в то, что можно изменить человеческую природу, что можно построить рай на земле.
Лично я пользуюсь китайцем, ценой в 95 евро, два года - полет нормальный. И диагональ - 6 дюймов, в злобных птичек играть весьма удобно!
Этот я про айфон и андроид, сорри.
А как же жить без веры в лучшее? Современный человек сам по себе, если его рассматривать отдельно от системы навязанных ценностей, умное, мирное и не такое уж и жадное животное. Помести с детства того же Гитлера в совершенно другое общество, ведь вырос бы совсем другой человек.
А в какое общество надо было поместить Гитлера? Он благополучно учился в католической школе, много в юности рисовал и всё шло относительно гладко. Но полыхнула Первая Мировая, он довольно долго находился на фронте и ранен был несколько раз. Поэтому воспринял поражение Германии и Австро-Венгрии как нечто личное. Ну а так как был психопатической личностью с огромными амбициями - завертелось, благо ситуация потворствовала. Вопреки мифам о необразованности Гитлера, он свободно разговаривал на английском и французском языках, которые выучил в порядке самообразования еще до всех войн.
Например в такое, где не было первой мировой войны, а в идеале в такое, где вообще не знают, что такое оружие. Вот и всё.
Адик неплохо рисовал. Вот реально неплохо!
И если бы его не отпинали из венской академии, знали бы мы (конечно, скорее всего, его знали бы только историки, специализирующиеся на австрийской живописи первой половины ХХ века ) не жестокого диктатора, не "фюрера арийской нации", не кровавую скотину и убийцу миллионов Адольфа Гитлера, а скромного живописца Адольфа Шикльгрубера.
Он и сам что-то подобное подозревал, судя по всему.
«Я художник, а не политик. Когда польский вопрос будет решён, я хотел бы закончить свою жизнь как художник»
(с) Адик, 1939
"Я художник не местный, попишу и уеду..." Да, рисовал неплохо. Сам бы прикупил акварелей, если бы было доступно. Но вот насчет помещения Гитлера в другую среду... От предыдущего собеседника поступило 2 нереальных плана. Оружие по Европе было свободно в продаже в начале 20 века и надо сказать что в школах расстрелов учеников не было. Да и Первую мировую было не отменить. Один дурачок, любящий описывать в дневниках отстрел кошек, совершил уже идиотский поступок в виде военного ответа куда как более развитой в военном и промышленном плане Австро-Венгрии, когда та за убийство в Сараево эрцгерцога Фердинанда поставила фактически оккупационные требования Сербии и Сербия их не выполнила. Результат мы знаем - Австро-Венгрия раскололась, Россия раскололась и была ввергнута в гражданскую войну, у Германии отобрали колонии и территории, все эти три государства перестали быть монархиями. Однако же из миллионов воевавших на фронтах Первой мировой на звание фюрера претендовало всего два человека.
В том то и дело, что я прекрасно помню это время когда кто-то приходил в какой-нибудь импортной шмотке и практически все задавали вопрос где достал(именно достал а не купил) и за скока
И весь этот вещизм(как любили называть это упёртые комуняки) моментально исчез как только всё появилось в открытой продаже.
Да, когда видаков и двухкассетников напокупали, на первый план вышли другие потребности.
Как говорил мне один старенький, но еще весьма охочий до баб немец - мы вам дадим старые немецкие машины, а вы нам дадите своих молодых и красивых баб.
Так и получилось.
Хотя немецкие бабы тоже до этого дела охочие, и когда я оттуда машинки перегонял, лысого в кулаке сжимать почти и не приходилось. Сожительствовать одна немка предлагала, но родина (ребенок от другой бабы) таки позвала назад.
Я, безусловно, скотина. Согласен.
Хотя сын уже в ВУЗе отучился и квартиру я ему в Таллинне купил. И жинка таки у меня звиздатая!
Так напокупали то когда? Когда уж несколько лет совка не было. Другие реалии, другая жизнь. И до того покупали, еще при совке. И было откровенно страшно даже говорить кому-то, что дома есть импортная аудиоаппаратура и/или видак - квартира становилась в очередь на обворовывание сразу же. Я в 1990 мог сляпать тарелищу для просмотра спутникового ТВ Европы и ресивер сделать своими руками, но не стал этого делать. Именно из-за клятого ворья и не стал, так как обнесли бы хату в момент. А вот ректор моего вуза в 1988 поставил. Ну и страдал 3 раза от ворья.
Ну, во-первых далеко не в каждой. Мы просто поставили второй замок, понадежнее обычного.
Во-вторых, а что, преступность стала расти потому, что после падения "железного занавеса" в страну вдруг хлынули агенты мирового империализма, которые загадили все подъезды и лифты, срезали провода, избивали, грабили и убивали граждан, а милиции власть запретила их трогать? Да нет, дорогие товарищи, это вы сами устроили всю эту вакханалию начала 90-х, а милиция была плоть от плоти народной и поэтому быстро спелась с бандитами и вымогателями и стала заниматься своей работой спустя рукава. В Эстонии с этим покончили только к началу 2000-х и с тех пор преступность неуклонно падает.
Отец еще поставил в нашу квартиру вторую (внешнюю) дверь из 7-миллиметрового железа. В советское время поставил. Брать в квартирах немаргиналов тогда было чего, профессиональное ворьё целилось далеко не только на единичные квартиры торгашей/цеховиков/спекулянтов/загранработников и моряков. В те годы, если кто не знает, были случаи полного выноса группой лиц из квартиры буквально всего, включая мебель. А вопиющий случай произошел в одном областном центре РСФСР в конце 80-х - украли дом. Молодая семья получила участок, сделали фундамент и параллельно на родительском участке сруб дома выстаивался свыше года, затем сруб был разобран и перенесен на участок, вставлены окна, крышу сделали из медных листов. Да и укатила молодежь на радостях на юга недельки на две. Приезжают, а дома физически нет, голый фундамент. Кто-то деловой воспользовался тем что соседи новоселов не знают в лицо и за это время группой лиц разобрал домик и вывез в неизвестном направлении. В отделении ржали аки кони. Украден дом? Это нонсенс! Так и не нашли. В том же городе ночью подогнали угнанный автокран, сняли плиты перекрытия с гаража при частном доме (хозяева тоже отсутствовали), вытащили тем же краном нулевую черную "Волгу" и увели, правда при перегоне попали в легкую аварию близ Еревана на глазах поста ГАИ и скрыться не успели. А вы говорите - квартиры.
Было, да. Один ивангородский товарищ сдал свою нарвскую квартиру, а квартиросъемщик оттуда вынес и продал просто всё.
Всё, что можно было вынести и продать. Диван, стол и тд.
Да нееет. Это слишком просто и палевно, все же в лицо хозяин квартиросъемщика видел и в доки посмотрел. Тут банально ребята делали - профессиональный взломщик аккуратно вскрывал квартиру и вызывал бригаду помощников с грузовиком. Типа переезд. И выносили всё от силы за часа полтора на глазах у подъездных бабок. По приходу с работы хозяева офигевали. Один случай подобный был через дом от отделения милиции, которое стояло в ряду этих домов. Сотрудники милиции выходили курить на крыльцо и всё видели. Но ни один не подошел и не поинтересовался происходящим - выезжает кто-то и выезжает. Я просто тогда учился в этом городе и жил в этом районе, почему и знаю в подробностях.
Читал, читал..... у Василича - иллюзорное прошлое, у оппонента - иллюзорное настоящее! Один приукрашивает прошлое, другой настоящее приукрашивает. и оба понимают, что и тогда жили не так и сейчас не так живут. А хочется реального, счастливого и справедливого будущего!
Увы, но скорее всего не при нашей жизни. А иллюзий по поводу прошлой жизни не испытываю, оно было тоже далеко до идеала, как и настоящее. Но все таки немного ближе к нему и главное в правильном направлении смотрели.
Знаете, Василич, хочется того же.
Хочется, чтобы даже пусть как у Ефремова.
Но ведь это невозможно.
Да, заебала всех эта гонка за успехом, и постоянная необходимость подтверждать, что ты не верблюд. На чужом языке.
Хотя я это делать могу и неоднократно это делал, и буду делать при необходимости.
На обоих чужих - и на английском, и на эстонском.
Но, в отличие от Вас, я вижу - других вариантов нет и на протяжении нашей жизни уже не будет.
А Вы всё в каком-то другом мире живете. Которого нет и не будет. Никогда не будет.
Просто вы классический - пессимист. Как по мне, так лучше быть придурковатым оптимистом, чем унылым циником.
Про себя скажу. Лично. Мне и в эстонской ЭССР жилось хорошо и всего всегда хватало. И сейчас живётся неплохо. Даже лучше - стало больше вариантов в плане возможностей и средств. А у вас всё какая-то депрессивная чернуха...Что тогда, что сейчас.
Задумайтесь, может это лично с вами что-то не так, а не со всем этим окружающим миром?
А Василичу, отдельный респект и уважуха.) Так держать!)
Я бы ещё добавил, что мой оппонент не только унылый демагог и циник, но ещё и сильно злобный при этом. Хотя, когда его не заносит и он не срывается в лексикон и стиль отмороженных либералов аля Новодворская, с ним даже можно подискутировать, оказывается.
У меня-то как раз все слава Богу. И у детей тоже. И внуки как надо растут.
Сумму дохода называть не буду, но загородный дом, городская квартира, хорошая машина, и счет не пустой - всё это есть. Дети еще лучше живут.
Разница моей жизни сейчас с совковой жизнью - просто колоссальная!
А вот мне кажется, что вы кривите душой. Ваша активная агитация против всего советского и российского здесь на сайте в комментариях, которую проводите не первый год, вкупе с вашим "у меня отличная зажиточная жизнь" мне напоминает людей, которые ведут курсы "Стал миллионером, научу и вас", которые с этих же курсов только и кормятся, еле наскребая на булку с маслом.
Если вы такой успешный, чего вы часами день за днем среди "ватников" и "таблеточных алкоголиков" комментарии строчите здесь и на других сайтах? Какое от этого удовольствие или профит?
Другие варианты есть всегда, что и показал хотя бы тот же СССР. При нашей жизни не будет, я тоже в этом уверен. Не было бы хуже и то ладно.
И да, у каждого свой микромирок со своим окружением, радостями и мечтами. К счастью. В ваш мирок, где главное мерило, это материальный успех, не тянет, поэтому вам видимо уютнее при капитализме, а мне было уютнее при социализме. Поздравляю, вам повезло больше. Но это совсем не значит, что я живу здесь и сейчас менее счастливо, чем вы. Подозреваю, что и в кровавом СССР вы жили вполне не плохо, но в силу своего характера хорошее не помните. Или как наша президент, у которой не было велосипеда в детстве, о хорошем умалчиваете на публике, так как вам так выгодно в настоящий момент.
Велосипед у меня в детстве таки был. И поздний СССР кровавым отнюдь не был. Как сказал Леонид Ильич при восшествии на престол - " при мне крови не будет" - и слово свое дедушка Брежнев сдержал. Мы, помню, ржали над его косноязычием (все эти "сосиски сраные" и тд ) и явной деменцией, а сейчас мне даже стыдно - ведь по мановению его пальца гэбисты утопили бы народ в крови, как при Сталине, но такого приказа он не отдал.
Покойся с миром, тёплый ламповый Леонид Ильич. Ты был лучшим правителем грёбаного ссср-а.
Да нифига он не лучшим был. Как раз при нем оформилось такое отставание по сравнению с Западом, что это фактически приговорило СССР. Подозреваю, что Суслов спецом кормил его байками о полном благоденствии и наступившем коммунизме в стране. Тот ведь в силу старческого усыхания мозгов не в силах был понять что это весьма далеко от правды и экономическая ситуация уже тогда была критической. И гебня тут все равно бы ничего не сделала из-за малости ее контингента. При Сталине и до середины правления его верного ученика в плане репрессий Хрущева страну топила в крови обычная милиция, которой было больше по численности в добрых 15-20 раз и которая кроме внутренних войск имела даже бронетанковые части в те годы.
Я и пишу об этом. Что то было хорошее тогда, что то сейчас...
вот именно "смотрели". Насчёт этого хорошая поговорка у нашего народа есть - смотрит око, да зуб неймёт, так и здесь.
Отправить комментарий