Кадри Лийк: в Эстонии смотрели на встречу с Путиным как на покорение Эвереста
Визит президента Керсти Кальюлайд в Москву и встречу с российским лидером Владимиром Путиным в Эстонии восприняли как важное достижение, ценное само по себе, но до сих пор остается непонятным, что именно Эстония хочет добиться такими контактами с российским руководством. Такое мнение высказала в четверг старший аналитик Европейского совета по международным отношениям Кадри Лийк в телепередаче "Esimene Stuudio", в которой обсуждались события последнего времени в эстонско-российских отношениях.
Кадри Лийк. Фото: Сийм Лыви/ERR
По ее мнению, пока невозможно ответить на вопрос, стоит ли Кальюлайд посещать Москву 9 мая этого года. "Я не знаю. Сначала посмотрим, придет ли приглашение. Я в этом не уверена. Затем посмотрим положение дел к тому моменту - кто [из глав государств] поедет, кто не поедет, какой будет эта тема и нарратив", - сказала Лийк.
Аналитик считает, что Путин рассматривает возможный визит на конгресс финно-угорских народов летом этого года в Тарту по приглашению Кальюлайд, но пока сложно сказать, какое решение примет российский президент.
"Мне в этом приглашении не понравилось, что я не понимаю, зачем мы это делаем и чего мы хотим добиться. Я не говорю, что это неправильно, но я хочу понимать нашу цель. И этот визит президента [Эстонии] в Москву [весной 2019 года] - по-моему, в Эстонии на него смотрели иначе, чем в остальном мире. Там это восприняли так, что Эстония сделала такой интересный шаг, и думали, как мы будем действовать дальше. А в Эстонии на встречу с Путиным смотрели как на покорение Эвереста", - сказала Лийк.
После такого события у человека не спрашивают, как он поступит дальше, а подносят под аплодисменты шампанское и цветы. "Словно бы это само по себе большая честь, что мы общаемся с Путиным. Я не уверена, что мы думаем, зачем мы это делаем и чего хотим добиться. Меня это беспокоит, потому что в контактах с Россией должно быть ясно, что ты делаешь и зачем", - пояснила аналитик.
"Я не говорю, что не нужно общаться. Для этого есть разные возможности. Возможно, мы хотим поддерживать контакты с соседями, чтобы жизнь была безопаснее. Хорошо, если у нас есть в Кремле телефонный номер, на который можно позвонить. Я бы это одобрила. Возможно, мы хотим способствовать реализации европейской политики по отношении к России и рассматриваем Путина в этом свете. Хотелось бы знать, что именно мы делаем", - добавила она.
9 мая может стать повторением Олимпиады-2014
Лийк назвала интересным то обстоятельство, что Путин поднял тему причин Второй мировой войны. "Он сделал это шокирующим способом. Обвинять Польшу в развязывании Второй мировой войны - это уже чересчур", - сказала она.
По мнению аналитика, Путин намерен собрать в Москве мировых лидеров на празднование годовщины окончания войны. "Но если он хочет протянуть руку и забыть про Украину, то такие заявления осложняют поездку в Москву, например, и для [канцлера ФРГ] Ангелы Меркель. Она еще думает, что предпринять в связи с этой несчастной ситуацией, как и другие мировые лидеры", - считает Лийк.
Она не исключает, что может повториться ситуация, как на Олимпийских играх 2014 года, когда Путин также рассчитывал на приезд лидеров западных стран, но перед этим принял законы против усыновления детей иностранцами и другие дискриминационные законы. "После этого западные лидеры, конечно, не могли приехать на Олимпиаду. Я не понимаю, почему он так поступает. Наверное, у него связаны сильные чувства с этими темами, но это политически неразумно", - сказал Лийк.
Эстония зашла слишком далеко с санкциями против Sputnik
По оценке Лийк, Эстония пересталась с интерпретацией оснований, на которых можно применять санкции к российскому агентству Sputnik, потому что санкции Евросоюза касаются лично гендиректора информагентства "Россия сегодня" Дмитрия Киселева, а не самого информагентства, в структуру которого входит Sputnik.
"Конечно, в Sputnik нет ничего хорошего, но мы добавили ему жизнеспособности, дали причину существования. Россия считает это дискриминацией средства массовой информации. Нам не стоит вступать в такую борьбу, по крайней мере, в одиночку. Если мы наказываем Sputnik, то они возьмут на прицел кого-нибудь из наших настоящих журналистов, и ущерб будет больше", - полагает сотрудник Европейского совета по международным отношениям.
Мир становится все более враждебным по отношению к Европе
Комментируя выход из Европейского союза Великобритании, которая с 1 февраля официально перестанет входить в состав экономического блока после почти полувекового членства, Лийк сказала, что общественное мнение по этому поводу расколото - кто-то доволен, кто-то огорчен.
"Какое-то время казалось, что брексит так и не состоится, но теперь он все-таки произойдет. Думаю, что люди смирились с этим. Брексит не станет толчком к развалу ЕС, вся эта сага [затяжной политический кризис в Великобритании в связи с выходом из ЕС] подрезала крылья евроскептикам. Даже [лидер французских национал-консерваторов] Марин Ле Пен больше не говорит о выходе из ЕС", - сказала Лийк.
По ее мнению, президент Франции Эммануэль Макрон пытается осуществить что-то масштабное. "Он прав в одном - мир меняется. 1990-е годы ушли в прошлое и больше не вернутся. Мир становится все более враждебным Европе и европейским ценностям. Россия, Китай и даже США больше не разделяют наше видение. Это должно повлиять и на внешнюю политику ЕС", - пояснила аналитик, не согласившись при этом с тезисом Макрона о необходимости концептуально новых отношений с РФ.
"Если бы у нас были общие интересы с Россией, то можно было бы это сделать. С Россией можно сотрудничать, если интересы и подходы совпадают. Например, Россия и ЕС сотрудничали по иранской теме, но не нужно нового мирового порядка или концепции, этого не хотят и сами русские, которые очень скептически настроены в отношении таких больших теорий", - считает Лийк.
Комментарии
а что, уголовное дело на эту мошенницу так и не завели?
Отправить комментарий