Как бразилец и его жена 20 лет засаживали деревьями бесплодную пустыню и что из этого вышло
Известный бразильский фотограф Себастьян Сальгадо вместе с женой решил сажать деревья на ранчо, где он вырос. В итоге зеленый уголок разросся до огромного тропического леса на 600 гектарах некогда бесплодной пустынной местности в горном прибрежном регионе южной и восточной Бразилии. Высаженные супругами 2,7 миллионов деревьев закрыли одну из дыр в Атлантическом лесу, который был сильно вырублен в XX веке. Как же им это удалось?
Уехал от режима, но вернулся
В своей прошлой жизни Сальгадо, возможно, был одним из самых известных фотографов в мире. Он удостоен десятков наград, в том числе всемирной Премии мира Friedenspreis des Deutschen Buchhandels, присуждаемой немецкой книжной индустрией. Однако он решил изменить свою жизнь и его жена Лелия его поддержала.
Себастьян и Лелия.
Теперь Сальгадо – основатель и генератор идей проекта по восстановлению лесов на старом семейном ранчо в небольшом бразильском городке Айморес. Этот городок расположен в десяти часах езды вверх по побережью от Рио.
Себастьян родился на ферме в 1944 году, его родители владели плодородными землями. В детстве он сопровождал своего отца и работников фермы, когда те перегоняли стадо животных на ближайшую скотобойню, что происходило раз в полтора месяца. Именно в то время у него и сформировалась привязанность к долине Рио-Дус в бразильском штате Минас-Жерайс.
Так ранчо выглядело раньше.
Юноша поступил на экономический факультет вуза в Сан-Паулу, рано женился и собирался жить с семьей в родных краях. Однако мечты пришлось неожиданно отложить: в 1969 году он и его жена Лелия были вынуждены бежать от бразильской военной диктатуры в Париж. Именно там он начал свою карьеру фотографа.
Себастьян не был уверен, что вернется в эти края.
Через некоторое время его жене пришла в голову идея восстановить леса на его старом семейном ранчо, а Сальгадо тоже увлекся фотосъемкой природы, показывая красоту отдаленных уголков планеты Земля. Проект, выполненный в его фирменном черно-белом стиле, получил название Genesis (Книга Бытия).
Когда режим военной диктатуры пал, они смогли вернуться в Бразилию. Это произошло лишь через 10 лет после того, как они покинули родину. На родину Себастьян приехал уставший и нездоровый после долгих лет фотосъемки войн и катастроф, насилия и геноцида (ему пришлось некоторое время работать по такой тематике).
Отец Сальгадо решил передать свою ферму детям: семи дочерям и сыну Себастьяну. Обустроившись на родном ранчо, вернувшиеся из Франции супруги решили позаботиться о том, чтобы пустынная местность стала чуточку зеленее.
Она тогда еще не знала, во что в итоге перерастет ее мечта.
Сюда вернулись дикие животные
Когда-то на этой земле паслось до 10 000 голов крупного рогатого скота, а также свиньи, которых тут было бесчисленное множество. Живущие в этих краях 30 семей получали пропитание именно за счет животноводства, выращивания риса и сахарного тростника. Но со временем ранчо, как и весь регион, опустело. Если раньше одного гектара хватало для прокорма четырех животных, то теперь каждой корове требовалось больше гектара пастбищных угодий. Кроме того, быстрорастущая трава, завезенная в эти места из Африки, вытеснила местные виды растений, уровень грунтовых вод понизился, а годовое количество осадков со временем сократилось вдвое. Именно в это время, в конце 1990-х годов и возникла идея создания Института Земли и региональной программы восстановления лесов.
Они начали посадки деревьев. День за днем, месяц за месяцем, саженец за саженцем, гектар за гектаром...
Жена и муж год за годом сажали деревья.
Теперь, 20 лет спустя, эту некогда пустынную местность и не узнаешь. На 600 гектарах растут 293 вида растений, включая травы, мхи, цветы, кустарники и деревья. Многие из этих растений не встречаются больше нигде в мире. Среди деревьев можно выделить узловатую, похожую на дуб черехейру; стройную и гладкую каскудейру с выступающей кроной; похожую на каштан сапукайю; ветвистую кандею и стремительно взмывающую ввысь перобу (очень редкое растение с красно-коричневой древесиной, которое находится на грани исчезновения).
Теперь на территории ранчо бескрайний тропический лес.
Многие из посаженных деревьев выросли настолько большими, что не только обеспечивают тень для более чувствительных растений – сюда вернулись птицы и млекопитающие, в том числе местные виды волков и пума.
Теперь тут снова пасется скот. А в лесах опять живут дикие звери.
Превращение этого измученного уголка земли в тропический рай было также направлено на то, чтобы вылечить Себастьяна Сальгадо, так как мужчина был серьезно болен. В итоге работа над созданием леса избавила его от недуга: врачи признали, что его заболевание носило психологическую природу: лес его излечил. Это позволило ему вскоре приступить к реализации своего главного фотографического проекта Genesis.
Сальгадо говорит, что деревья дают ему энергию. Чем больше он сажает растений – тем больше сил на новые посадки.
Деревья его исцеляют и дают энергию.
Последователей всё больше
Стоит добавить, что местные жители изначально скептически относились к тому, что такой проект может увенчаться успехом. Даже отец Сальгадо, который в 1930-х годах начал строить это самое большое ранчо в округе, сомневался в идеях сына и невестки.
Так выглядит эта местность на карте с разницей в 12 лет.
600 га леса.
Теперь же восстановление тропического леса будет распространяться и дальше – на прилегающую территорию. Так, например, его сосед, фермер Жоао Муджиа, глядя на результат деятельности супругов, решил последовать их примеру и тоже начал восстанавливать леса на части своей земли. Помогает ему в этом организация, созданная Себастьяном Сальгадо – Instituto Terra.
Супруги восхищены тем, что получилось за 20 лет.
Кстати, за последние 20 лет Себастьян и Лелия Сальгадо вложили в развитие Instituto Terra около 3 млн. долларов из собственных средств. Эта цифра примерная, поскольку они никогда не считали, сколько тратят на свой проект. Но известно, что только на покрытие расходов по содержанию зданий и дорожек, выплату заработной платы 50-60 сотрудникам и содержание 20 студентов приходится тратить 600 000 долларов в год.
Теперь у них много помощников.
Сейчас супруги уже не одни. У них много единомышленников.
Каждому из этих студентов предоставляется жилье и бесплатное обучение в течение года, что позволяет им получать техническую подготовку и овладеть искусством выращивания и озеленения. Единомышленников у Себастьяна и его жены становится всё больше и больше.
Комментарии
ну значит у них деньги были и они наняли большое количество рабочих которые занимались благоустройством. И тут ведь не высаживании деревьев только речь. Ведь нужно и систему орашения делать. И грунт привозить плодородный.
Отправить комментарий