Как эстонская полиция безопасности инструктирует учителей истории
Семинары для русских учителей обществознания и истории в Эстонии проводятся отдельно от эстонских и имеют иное содержание. На собрание русских доступ свободен, собрания эстонских учителей — секретны. Эстонский департамент полиции безопасности (КаПо) в лице своих представителей и прежде участвовал в собраниях учителей истории и обществоведения, но если прежде человек из спецслужбы просто выступал с докладом, то последний ежегодный учительский семинар был и организован КаПо, и 17 марта прошел в здании этой организации на Тоомпуйестеэ, 3.
Общество учителей обществоведения Эстонии сообщило, что на семинаре будет дан просто обзор работы полиции безопасности, но когда журналист эстонского же издания (однако с русской фамилией) попыталась попасть на мероприятие, ей отказали. Более того, корреспондент DELFI Маргарита Корнышева узнала, что русских учителей истории и обществоведения тоже не будет на Тоомпуйестеэ, 3 — для них семинар был устроен на другой день, в другом месте, в Тарту, и, возможно с иной темой или её наполнением — «Принцип коллективной защиты на примере малого государства».
В Департаменте полиции безопасности пояснили, что собраться в штаб-квартире КаПо пожелали сами педагоги, так что это — идя навстречу их пожеланиям. И с моей стороны было бы, дескать, вежливо, если бы я попросила разрешения участвовать прежде всего у Общества учителей обществоведения.
Контактное лицо общества Сулев Валдмаа откликнулся на мое обращение: ”Надеюсь, что, если у вас имеется интерес к тематике семинара этого года, вы сможете, так сказать, профессионально достичь договоренности с теми, кто обеспечивает его содержание”.
Я сказала, что именно полиция безопасности и послала меня к учителям. На сей раз Валдмаа ответил резче: ”Семинар — для учителей и работников образования. Очень извиняюсь, но EÜÕS (Общество учителей обществоведения Эстонии. — Авт.) не создаст прецедента и не привлечет к участию в своем мероприятии представителей других сфер жизни”.
Бог с ними, другими сферами… Прямо перед семинаром досталось и представителю своей. Общество учителей обществоведения довело до сведения одного из зарегистрировавшихся на мероприятие столичных учителей, что Департамент полиции безопасности не желает видеть его у себя.
”Я никак не ожидал, что отбором участников банального семинара учителей обществоведения будет заниматься КаПо, — признался учитель. — Если на мероприятии планируется открыть какие-то тайны, то называть его нужно соответствующим образом. Не скрою, меня разбирало любопытство — не каждый же день можно заглянуть в гнездо спецслужб!”
Учитель обескуражен: почему спецслужба не уведомила его персонально, почему в подробности посвятили третью сторону, теперь среди коллег непременно начнет циркулировать слух о его неблагонадежности. Полагаю, что именно такого эффекта и добивались.
Но все же отчего учительское собрание проводится в режиме таких строгостей? Что такое особенное происходит там? Ведь учителя — не спецагенты, гостайн им знать не положено. Есть учебная программа, есть законы ЭР, в конце концов, есть Конституция. Педагоги исходят из этого, смотрят ТВ, слушают радио, расширяют кругозор, зачем им еще и ”воспитательная работа” от КаПо? Кстати, что по этому поводу думает Министерство образования?
”Объединения учителей-предметников — это самостоятельные организации, которые организуют свои мероприятия и выбирают партнеров самостоятельно. Таким образом, обо всех деталях лучше всего спросить у представителя Общества учителей обществоведения Эстонии”, — транслировал позицию Минобра консультант коммуникационного отдела Ассо Ладва.
Вчера, уже только для русских учителей истории, семинар продолжился в Тарту. Тема — ”Принцип коллективной защиты на примере малого государства”. Выступил заместитель генерального директора Департамента полиции безопасности Эрик Хелдна.
На домашней странице КаПо говорится, что „деятельность контрразведки полиции безопасности направлена на выявление, отслеживание ведущейся в Эстонии разведывательной деятельности, на воздействие на нее и предотвращение. Важное место занимает также превентивная деятельность, которая состоит в информировании людей, учреждений, фирм, которым может угрожать прослушка, или шпионаж”.
Судя по всему, по мнению полиции безопасности, угрожает он и учителям истории. Хотя поведение КаПо больше напоминает политическую обработку людей в духе отсеивания любых сомнений относительно того, что представляет опасность для Эстонии. И тут, я считаю, пора взяться за учителей русской литературы. А ну как дадут ученикам, к примеру:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
(…)
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
(…)
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Это Пушкин. ”Клеветникам России”. Стихотворение возникло в связи с польским восстанием 1830—1831 годов. В Википедии можно прочесть, что ”непосредственным поводом для его написания стало выступление некоторых депутатов во французском парламенте с призывом вооруженного вмешательства в военные действия на стороне польских повстанцев против русской армии”.
Плохое стихотворение, идеологически неправильное. Так что, может, КаПо действительно самое время на всякий случай и русистов наставить на путь истинный?
Маргарита Корнышева, Delfi
И вот такая интересная еще заметка про наших соседей:
Зачем Ушаков встречался с Ходорковским и ездил на похороны Немцова
16 марта, в день ежегодного неонацистского шабаша, мэр Риги Нил Ушаков встретился с экс-олигархом Михаилом Ходорковским и главредом «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым.
О чем господа говорили — неизвестно (передислокация «Эха» в Ригу, видимо, шутка), встреча названа «частной», но и Ушаков, и Ходорковский сам факт встречи оперативно отпиарили.
Ну встретились и встретились, для мэра города в общем-то нормально. Может, двое небедных граждан России хотят приобрести в Риге недвижимость, зашли к градоначальнику обсудить...
Но Ушаков — не только мэр, он еще и лидер партии «Согласие». А Ходорковский и Венедиктов — не последние люди в российской ультралиберальной оппозиции.
И обе стороны, не сообщая о содержании разговора, тем не менее, сами оповестили общество, что встреча состоялась. Как теперь говорят, послали месседж. Кому?
Незадолго до этого Ушаков съездил на похороны Немцова. И опять же предварительно публично оповестил об этом, не забыв упомянуть о своих «российских друзьях-либералах».
Политический жест, иначе нельзя истолковать.
Между этими двумя событиями Ушаков успел встретить прибывшие в рижский порт 120 единиц бронетехники США.
Мэр — не министр обороны и не начальник порта, никакой служебной логики, обязывающей его присутствовать при выгрузке танков и БМП, не было.
И снова реклама — облетевшее социальные сети селфи рижского мэра на фоне американского танка.
Суммируя эти три эпизода, приходим к выводу: Ушаков демонстрирует свою верность западным либеральным ценностям. Раньше он так откровенно этого не делал.
Понятно, что мэр борется за латышского избирателя, который сегодня одурманен антироссийской пропагандой. Подыгрывает его фобиям, полагая, что русский избиратель никуда не денется, все равно проголосует за «Согласие».
Но есть в этих демонстративных жестах какая-то избыточность. Да и до выборов еще далеко.
Тут что-то другое. У меня сложилось впечатление, что сигнал «я свой, буржуинский» Ушаков шлет сейчас не национально-озабоченным латышским тетушкам, а в какие-то иные сферы. Например, в Вашингтон.
Американцам может понравиться идея поставить у руля одной из балтийских республик именно местного русского.
Конечно, перед этим Ушакову предложат пройти еще несколько тестов на лояльность, но он, не сомневаюсь, их легко пройдет, как прошел все предыдущие: признание «советской оккупации», запрет мероприятий по сбору помощи Новороссии и проч. Ушаков очень напоминает мне непотопляемого комсомольца-карьериста эпохи позднего СССР.
В чем может быть изюминка такого проекта для американцев?
Опыт Украины показал, что для того, чтобы превратить русских людей в русскоязычных украинцев, совсем не обязательно запрещать русский язык или переодевать всех в вышиванки.
Все это ненужные «перегибы на местах», американские кураторы не раз одергивали латышских националистов, когда те готовы были совершить что-то опрометчивое.
Куда важнее создать тип русскоязычного человека, для которого Россия перестала быть духовной Родиной, центром мира. Чтобы ее прошлое, настоящее и будущее перестали быть для него своими.
Сегодня мы наблюдаем на Украине огромное количество русскоговорящих людей, натужно изображающих из себя украинцев. Они видят в России врага, и это не является для них мучительной внутренней проблемой.
Ушаков очень подходит на роль идеального «нероссийского русского». Как такой рекламный персонаж — даже внешне. Американцы ведь спецы в рекламе, понимают, как важно преподнести людям эталон для подражания. Молодой, успешный, прагматичный — что еще нужно?..
Но самое смешное (или самое грустное), что продвижение Ушакова на вершину латвийской власти могут поддержать и в России.
У меня нет ощущения, что из провальной истории с Януковичем сделаны какие-то серьезные выводы. Снова может быть сделана ставка на политика, умеющего ловко сидеть на двух стульях.
В спокойные времена такой подход, возможно, и имеет какой-то смысл, но сегодня стулья разъедутся быстро, очень быстро...
Комментарии
Почему история? 2-й приоритет управления обществом. Сами непосредственные организаторы этих семинаров вряд ли придают значение нижесказанному, но те, кто ОРГАНИЗУЕТ ОРГАНИЗАТОРОВ, знают эту схему.
При взгляде с позиций достаточно общей теории управления на жизнь обществ на исторически длительных интервалах времени (сотни и более лет), средствами воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет управлять его жизнью и смертью, являются:
6 приоритетов обобщённых средств управления обществом
1-й ПРИОРИТЕТ. Информация мировоззренческого характера, методология, осваивая которую, люди строят — индивидуально и общественно — свои “стандартные автоматизмы” разпознавания и осмысления частных процессов в полноте и целостности мироздания и определяют в своём возприятии иерархическую упорядоченность их во взаимной вложенности. Она является основой культуры мышления и полноты управленческой деятельности, включая и внутри-общественное полновластие.
2-й ПРИОРИТЕТ. Информация летописного, хронологического, характера всех отраслей Культуры и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением, на основе чувства меры, она позволяет выявить частные процессы, возпринимая “хаотичный” поток фактов и явлений в мировоззренческое “сито” — субъективную человеческую меру разпознавания.
3-й ПРИОРИТЕТ. Информация факто-описательного характера: описание частных процессов и их взаимосвязей — существо информации третьего приоритета, к которому относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки.
4-й ПРИОРИТЕТ. Экономические процессы, как средство воздействия, подчинённые чисто информационным средствам воздействия через финансы (деньги), являющиеся предельно обобщённым видом информации экономического характера.
5-й ПРИОРИТЕТ. Средства геноцида, поражающие не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие генетически обусловленный потенциал освоения и развития ими культурного наследия предков: ядерный шантаж — угроза применения; алкогольный, табачный и прочий наркотический геноцид, пищевые добавки, все экологические загрязнители, некоторые медикаменты — реальное применение; “генная инженерия” и “биотехнологии” — потенциальная опасность.
6-й ПРИОРИТЕТ. Прочие средства воздействия, главным образом силового, — оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации, вещественные памятники культуры и носители их духа.
Хотя однозначных разграничений между средствами воздействия нет, поскольку многие из них обладают качествами, позволяющими отнести их к разным приоритетам, но приведённая иерархически упорядоченная их классификация позволяет выделить доминирующие факторы воздействия, которые могут применяться в качестве средств управления и, в частности, в качестве средств подавления и уничтожения управленчески-концептуально неприемлемых явлений в жизни общества.
При применении этого набора внутри одной социальной системы это — обобщённые средства управления ею. А при применении их же одной социальной системой (социальной группой) по отношению к другой, при несовпадении концепций управления в них, это — обобщённое оружие, т.е. средства ведения войны, в самом общем понимании этого слова; или же — средства поддержки самоуправления в иной социальной системе, при отсутствии концептуальной несовместимости управления в обеих системах.
Указанный порядок определяет приоритетность названных классов средств воздействия на общество, поскольку изменение состояния общества под воздействием средств высших приоритетов имеет куда большие последствия, чем под воздействием низших, хотя и протекает, как правило, медленнее и без “шумных эффектов”. То есть, на исторически длительных интервалах времени быстродействие растёт от первого к шестому, а необратимость результатов их применения, во многом определяющая эффективность решения проблем в жизни общества в смысле раз и навсегда, — падает.
Отправить комментарий