Как Хрущев и Кеннеди мир спасли. "Карибский кризис. Непонятая история" (док. фильм)
На днях исполнилось ровно 50 лет со дня, когда США начали военную блокаду Кубы, и от глобальной ядерной войны человечество отделяло всего несколько простых технических действий. 13 дней в октябре 1962 года США и Советский Союз были на грани ядерной войны. Именно тогда Хрущев стучал ботинком по столу на заседании Совбеза ООН. Впрочем, есть мнения, что эпизод додуман: ботинок просто лежал на столе Хрущева, и оказался там, потому что об его ногу споткнулся некий журналист, ботинок улетел в проход, и сотрудник ООН вернул его владельцу, положив прямо на стол.
В 1961 году США разместили в Турции 15 ракет средней дальности с подлетным временем около 10 минут. Они «накрывали» территорию европейской части СССР. В то время у американцев было значительное преимущество перед Советами как в количестве ядерных боеголовок (6000 против 300 ), так и в средствах доставки. Размещение ракет «под боком» у Москвы было воспринято как вопиющее нарушение паритета.
Хрущев узнал об этом случайно во время визита в Болгарию в мае 1962 года. Он воспринял действия США как личное оскорбление, и, чтобы восстановить равновесие, предложил разместить на Кубе советское ядерное оружие. Этим он, возможно, хотел убить двух зайцев: поставить на место США и поддержать Фиделя Кастро, давно и настойчиво просившего прислать на Кубу советские войска для защиты от американцев, которые незадолго до этого пытались силой свергнуть кубинское правительство («Высадка в заливе Кочинос»).
Операции по переброске на Кубу ракет средней дальности Р-12 и Р-14 дали название «Анадырь». Всем сопровождавшим груз говорили, что они направляются на Чукотку. К портам для достоверности подгоняли целые вагоны шуб и дублёнок. Капитанам задействованных в операции 85 кораблей вручали запечатанные пакеты, которые следовало вскрыть в море в присутствии замполита.
Однако, несмотря на все меры секретности, военные понимали: невозможно скрыть ракеты от регулярно облетающих Кубу американских самолётов-разведчиков U-2. План заранее разрабатывался с учётом, что американцы обнаружат советские ракеты до того, как все они будут смонтированы. В местах разгрузки на Кубе разместили несколько зенитных батарей .
Зенитки произвели неожиданный эффект: в конце августа их обнаружили самолеты-разведчики, однако президент Джон Кеннеди заявил перед Конгрессом, что на Кубе наступательных ракет нет, и на целый месяц запретил полеты над островом, чтобы случайно сбитый американский самолет не привел к эскалации конфликта. За это время советские военные привезли и разгрузили все ракеты, начали строить позиции для их запуска.
Между тем в правящих кругах США инициативу перехватили «ястребы» – разведывательные полеты над территорией Кубы перешли в компетенцию ВВС.
4 октября 1962 года самолет-разведчик, пилотируемый майором Ричардом Хейзером, сфотографировал близ деревни Сан-Кристобаль советские баллистические ракеты средней дальности. Вечером того же дня информация была доведена до сведения высшего военного руководства США. Утром 16 октября фотографии показали президенту.
Дипломатические меры были отвергнуты сразу же. Американцы видели только три возможных варианта: уничтожить ракеты точечными ударами, провести полномасштабную военную операцию на Кубе или ввести морскую блокаду острова. «Ястребы» в лице генералов Тэйлора и Лемея настаивали на немедленном вторжении, чтобы не дать Советам развернуть все ракеты.
Кеннеди не поддержал эту идею, было решено ограничиться морской блокадой. Но согласно международному праву блокада является актом войны, в то время как ни размещение ракет в Турции, ни ответное – на Кубе никаких соглашений не нарушало.
22 октября Джон Кеннеди обратился к американскому народу (и советскому правительству) в телевизионном выступлении. Он подтвердил присутствие ракет на Кубе и объявил военно-морскую блокаду в виде карантинной зоны примерно в 1000 км вокруг берегов острова. Он предупредил, что вооружённые силы «готовы к любому развитию событий» и осудил Советский Союз за «секретность и введение в заблуждение».
Хрущёв ответил, что блокада незаконна и любой корабль под советским флагом будет её игнорировать.
Тем не менее блокада вступила в силу 24 октября в 10:00. К этому времени на Кубу шли 30 советских кораблей и судов, в частности «Александровск» с ядерными боеголовками на борту.
24 октября Хрущеву пришла короткая телеграмма от Кеннеди с призывом «проявить благоразумие» и «соблюдать условия блокады». Хрущёв в ответ направил президенту США резкое письмо и назвал карантин «актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны», а также предупредил: «капитаны советских кораблей не станут соблюдать предписания американских ВМС».
25 октября Кеннеди отдал приказ повысить боевую готовность вооружённых сил США до уровня DEFCON-2 (первый и единственный достоверно известный случай в истории США). В этот же день в Кремль пришло письмо Кеннеди, в котором он указал, что «советская сторона нарушила свои обещания в отношении Кубы и ввела его в заблуждение».
Утром 26 октября Хрущев составил письмо Кеннеди, где предложил демонтировать кубинские ракеты и вернуть их в СССР, в обмен американцы никогда не вторгнутся на Кубу.
Оба сообщения пришли днем в субботу 27 октября, а вечером ударом советской группировки ПВО при подлете к Гуантанамо был уничтожен американский самолет-разведчик U-2. Пилот майор Рудольф Андерсен погиб. В этот день мир был ближе всего к глобальной ядерной войне, поэтому получил название «черной субботы».
В ночь с 27 на 28 октября брат президента Кеннеди Роберт встретился с советским послом в США Анатолием Добрыниным. Кеннеди поделился с Добрыниным опасениями президента, что «ситуация вот-вот выйдет из под контроля и грозит породить цепную реакцию». Роберт Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. На следующее утро в Кремль пришло сообщение от Джона Кеннеди, подтвердившее готовность американцев снять блокаду и дать гарантии ненападения в ответ на вывод оттуда советских ракет.
Хрущев ответил согласием. Его ответ было решено транслировать по радио. За час до начала трансляции послания Никиты Хрущева (16:00 по московскому времени) министр обороны СССР Малиновский отправил приказ начать демонтаж стартовых площадок Р-12.
Мирное разрешение кризиса удовлетворило не всех. Так, генерал Лемей, главнокомандующий ВВС США, назвал его «наихудшим поражением в нашей истории».
Тем не менее кризис стал переломным моментом в ядерной гонке и «холодной войне» – его конец положил начало периоду разрядки в напряженных отношениях. Гарантии ненападения на Кубу соблюдаются США до сих пор. Американские ракеты в Турции были благополучно демонтированы.
Карибский кризис. Непонятая история (2012)
Октябрь 1962 года. Американский самолет-разведчик обнаруживает на Кубе советские ядерные ракеты. Так начинался Карибский кризис, поставивший человечество на грань тотального уничтожения.
Ровно полвека спустя неизвестные подробности главного политического кризиса столетия в воспоминаниях Дмитрия Язова и секретных документах генерала Валерия Плиева.
Какие загадки скрывают бывшие советские базы? В чем ошиблись кубинские кинематографисты? И чем Остров Свободы платит за свое прошлое?
Комментарии
Отправить комментарий