Как оно там, на Марсе?
В новостных лента уже облетела новость о том, что НАСА записала шум ветра на Марсе. Это конечно очень круто. Еще круто смотреть очень качественные цветные фотографии того, что сейчас происходит на Марсе.
Однако, можно вспомнить о том, что сейчас все таки 21 век и уже скоро исполнится ВЕК как мы видели трансляцию ЛЮДЕЙ на ЛУНЕ, а не то что какой то ветер или фотографии. По большому счету "космическая одиссея" не продвинулась кардинально с 80-х годов прошлого века ни на шаг. Научились выводить по сто спутников за один раз недалеко от Земли, но разучились ходить по Луне. А жаль.
Ну давайте хоть посмотрим на красивые фотографии Марса и порадуемся за китайцев, которые без помпы на днях отправили луноход на темную сторону луны.
Одна из двух 2,2-метровых солнечных панелей платформы InSight и антенна УВЧ-связи. Снимок сделан камерой IDC (Instrument Deployment Camera) 7 декабря 2018 года. NASA/JPL-Caltech
Команда миссии InSight провела тестовые включения приборов и систем посадочной платформы и приступила к съемке окрестностей и элементов самой посадочной платформы при помощи роботизированной руки станции, чтобы выбрать места на поверхности Красной планеты, куда в дальнейшем будет установлен сейсмограф и инструмент для бурения 5-метровой скважины, сообщается в пресс-релизе на сайте миссии.
Старт миссии InSight (Interior Exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport) состоялся 5 мая 2018 года. Ее основной задачей является исследование внутреннего строения Марса и геологических процессов, идущих в его недрах. Посадка на поверхность Красной планеты произошла 26 ноября 2018 года в районе нагорья Элизиум. Научная нагрузка аппарата состоит из нескольких приборов, двух камер, датчика погоды и уголкового отражателя.
Один из двигателей посадочной платформы, его топливный бак (серебристый) и антенна для УВЧ-связи. Снимок сделан камерой IDC (Instrument Deployment Camera) 6 декабря 2018 года.
После приземления станция успешно развернула свои солнечные панели и передала на Землю снимки, благодаря которым стало понятно, что посадочная платформа села в небольшой, засыпанный песком и пылью ударный кратер, и немного наклонена вбок. В течение последних полутора недель инженеры миссии проводили проверку работоспособности приборов и систем станции и начали приводить в действие 2,4-метровую роботизированную руку IDA (Instrument Deployment Arm), которая должна будет разместить на поверхности Марса рядом с посадочной платформой два основных научных инструмента миссии — сейсмометр SEIS и электромеханический бур HP3 , предназначенный для измерения тепловых потоков в марсианском грунте. На руке закреплена камера IDC (Instrument Deployment Camera), благодаря которой исследователи провели визуальный осмотр посадочной платформы и выберут места для размещения на грунте приборов.
Грунт в месте посадки станции. Снимок сделан камерой IDC (Instrument Deployment Camera) 6 декабря 2018 года.NASA/JPL-Caltech
Ковш и механизм захвата роботизированной руки IDA (Instrument Deployment Arm) на фоне марсианского грунта в месте посадки миссии. Снимок сделан камерой IDC (Instrument Deployment Camera) 4 декабря 2018 года.
Одна из посадочных опор платформы InSight. Снимок сделан камерой IDC (Instrument Deployment Camera) 7 декабря 2018 года.NASA/JPL-Caltech:
Защитный колпак на сейсмометре SEIS (оранжевый), его ветрозащитный экран (серебристый), и инструмент HP3 (черный), установленные на посадочной платформе InSight. Снимок сделан камерой IDC (Instrument Deployment Camera) 4 декабря 2018 года.
Некоторые из научных инструментов миссии уже получают первые данные: датчик давления обнаружил падение давления воздуха, возможно, вызванное проходящим рядом "пылевым дьяволом". Датчик, наряду с магнитометром и датчиками ветра и температуры, входит в систему, которая будет собирать метеорологические данные. Сейсмограф, находящийся под защитным колпаком, смог зарегистрировать низкочастотные колебания солнечных панелей от ветра. Не обошлось и без неприятностей несмотря на то, что камеры были оснащены защитными крышками, пыль все же смогла попасть на объектив камеры ICC (Instrument Context Camera), установленной в нижней части платформы.
А вот и тот самый марсианский ветер...
Китайская Луна
Тихо и незаметно, без обратного отсчёта в твиттере и без красочных репортажей по федеральным телеканалам, китайский луноход «Чанъэ-4» отправился с космодрома Сичан в сторону Луны.
Любопытно, что космодром Сичан должен был заработать ещё в 1973 году, однако напоролся на классическую проблему того периода: несколько ведущих учёных оказались врагами народа, поэтому их пришлось репрессировать, а проект закрыть. Запуски на Сичане начались только после перехода на капиталистические рельсы, уже при товарище Дэне.
В начале января «Чанъэ-4» сядет в районе южного полюса и станет таким образом первым аппаратом нашей цивилизации, который посетит обратную сторону Луны. Цифра «4» в названии лунохода показывает, что проект хорошо продуман и подготовлен — ранее два китайских спутника тщательно высмотрели подходящее место для посадки, а потом луноход «Чанъэ-3» подвергли испытанию, прилунив его недалеко от советского «Лунохода-1».
Над предполагаемым местом посадки «Чайъэ-4» уже кружит ещё один китайский спутник, который будет передавать данные о миссии на Землю. Если миссия закончится удачно, китайцы собираются отправить на обратную сторону Луны небольшой радиотелескоп. Там наблюдениям не будет мешать световое загрязнение со стороны нашей грешной, застроенной городами планеты.
На первый взгляд, другим государствам остаётся только печально кусать свои локти, наблюдая за космической экспансией поднебесного гиганта. Вместе с тем, если мы вспомним историю, мы увидим, что колонизаторские гонки развиваются по определённым сценариям, в ходе которых метрополии неизбежно теряют контроль над своими заморскими территориями.
Когда Александр II продавал Аляску, он руководствовался довольно простыми соображениями. Аляска расположена на другом континенте и, следовательно, при первых же пертурбациях внутри Российской империи она неизбежно отколется от нас. Следовательно, вкладываться в Аляску нет смысла — куда как разумнее сосредоточиться на освоении территорий, до которых хотя бы теоретически можно доехать на поезде из Петербурга.
История показала, что эти рассуждения были одновременно и верными, и неверными. Верными, так как Испания, Британия и даже кровавая Бельгия растеряли в итоге почти все свои колонии. Неверными, так как в колониях всё же остались культура захватчиков и их язык. Маленькая Португалия имела бы сейчас куда как меньший вес, если бы португальский язык не был основным в огромной Бразилии и ещё примерно в десятке стран поменьше.
Если подумать ещё на шаг вперёд, мы увидим, что культурный захват — это палка о двух концах. Так, например, я сомневаюсь, что французы радуются сейчас тесным связям с богатыми беженцами Алжиром и Сенегалом. Собственно, даже Британия, бывшая колония которой стала сейчас последней сверхдержавой планеты, извлекает из своих тесных связей с США не меньше вреда, чем пользы — за спровоцированный американцами брекзит, к примеру, англичане вынуждены будут заплатить очень высокую цену.
Вернёмся к Луне и, вообще, к колонизации космоса. Достаточно трезво сравнить Британию, Францию и Германию, чтобы сделать прогноз:
1. На первых этапах от космических колоний стоит ждать скорее убытков, чем прибылей.
2. Рано или поздно удалённые колонии неизбежно распрощаются с империей.
3. Страны без колоний будут развиваться примерно с той же скоростью, что и страны с колониями.
К этому прогнозу надо добавить и ещё одно соображение — спасибо интернету, культуры и языки Земли смешиваются сейчас с невероятной скоростью. Мы уже сейчас слушаем одну музыку и смеёмся над одними шутками: с большой долей вероятности, уже лет через 30-50 регионы нашей планеты будут отличаться друг от друга только уровнем развития и достатком.
Возможно, Япония поступает верно, когда вкладывается не в космические технологии, а в социальные. Вот, например, свеженькое — кафе в Токио нанимает парализованных людей, чтобы те удалённо управляли роботами-официантами и зарабатывали таким образом себе на жизнь:
Эта технология весьма полезна для общества уже сейчас, хотя, конечно, если она пойдёт в массы, место парализованных людей сначала займут удалённые гастарбайтеры из бедных стран, а потом и бесчеловечные нейросети.
Подведу итог
Сейчас Китай оплачивает спутник один, а пользоваться плодами прогресса будет вся планета, включая и нас с вами. Таким образом нам стоит поддержать китайских товарищей хотя бы одобрительными аплодисментами и лайками в соцсетях.
Вместе с тем у России есть геополитические амбиции, поэтому нам тоже стоит вкладываться в космос: чтобы «поиграть мускулами», чтобы показать свою научную и технологическую мощь. Возможно, имеет смысл даже перенаправить финансовые потоки с олимпийского спорта, который мы контролировать не можем, в космос, который мы контролировать вполне способны.
Тут, правда, у нас немедленно появятся большие вопрос к господам из «Роскосмоса», к его способности грамотно тратить деньги на эффективные космические аппараты… однако это уже тема для совсем другой статьи.
Комментарии
интересно, Рогозин как будет проверять американцев на предмет посещения Марса. России дешевле выгнать этого пустомелю в зашей
Зачем Рогозину кого-то проверять и что с его проверок американцам? Пусть летят. Это будет по цене далеко не полет к Луне.
Отправить комментарий