Как якут кавказца одолел. Якутская борьба хапсагай.
Пишет Леонид Каганов: Через Лену (как впрочем, и через Алдан) нет моста. Это большая проблема для всей республики Саха. Зимой ездят по льду, летом ходят паромы раз в час, а вот в межсезонье проехать нельзя совсем. Паромы коммерческие и ходят до последнего — самый последний осенний паром идет уже с риском покорежить борта об льдины, и цена перевозки грузовой машины может достигать 100 тыс рублей (обычно — пара тысяч). Но даже в разгар навигации очередь выстраивается длиннющая:
Поскольку по всей республике шел праздник, капитан парома через матюгальник сурово предупредил, что первыми поедут автобусы с детьми, возвращающимися с праздника. Сурово повторил три раза на всё побережье: «Без очереди сегодня на паром никто не въедет! Первыми пойдут автобусы с детьми!»
В итоге дети проехали первыми, но не сразу:
Первым делом вне очереди попыталась на паром въехать иномарка. А когда я ее сфотографировал, водителю это так не понравилось, что он вильнул в мою сторону, норовя сбить капотом:
Капитан парома еще дважды проорал с башни в матюгальник уже конкретно этому водителю: «Отвали назад! Перед автобусами никто не въедет!» Но легковушка уверенно перла к парому. И только когда капитан нажал кнопку и поднял трап на полметра, легковушка остановилась. Я продолжал фотографировать, а из окошка высунулась тетка и стала орать лично мне (почему-то), что им надо проехать, поскольку они везут инвалида. В машине и правда сидел дедок с перевязанным локтем. Тетка делала мне страшные глаза и шипела: вы хоть знаете, чья это машина? Да вы понимаете, кто это едет? Вы хоть понимаете, чем это для вас закончится? Не смейте эту машину фотографировать! Но я блогер из Москвы, приехавший по приглашению министерства туризма Якутии и национального туроператора Республики Сахаhttp://planetyakutia.com, поэтому моя задача именно фотографировать. А чья это была такая опасная машина, я до сих пор не знаю. Может кто-то из моих читателей в курсе и объяснит, что это была за супермигалка?
Впрочем, инцидент с иномаркой, где ехал дедушка с перебинтованным локтем, а капитан парома его заставил уехать и пропустить автобусы, был короткий и мелкий — иномарка отъехала в сторону, пропустила автобусы, и тоже заняла свое место на пароме. Куда больше страстей разгорелось позже, когда автобусы с детьми проехали. В очередь попытался въехать сбоку кавказец на КАМАЗе-кране (да, в Якутии тоже работают приезжие кавказцы):
Но въехать в центр очереди ему не дали — взяли и не пустили. Кавказец очень обиделся. И хотя он был по всем понятиям кругом неправ (а может быть, как раз именно поэтому?), горячая южная кровь заставила его выскочить из машины с монтировкой. Он был зол, громко кричал и бросался на всех вокруг:
Особенные вопли и угрозы он обрушил на КАМАЗ, который не дал ему проехать:
Он стучал монтировкой по корпусу, затем распахнул дверцу и тыкал монтировкой водителя:
Монтировки ему показалось мало — в свободную руку он схватил камень и теперь размахивал им:
Как сказали бы шаманы, душой его завладели злые демоны Нижнего мира:
Море эмоций, прямо очень страшный терминатор:
Отстав наконец от КАМАЗа, он переключился на случившегся поблизости якута и полез в драку, размахивая монтировкой:
Якут оказался хоть и тихий, но не пугливый. Он не кричал и не размахивал руками попусту. Только по делу:
Первым же движением якут отобрал у хулигана монтировку, и она полетела на землю:
Кавказца это не остановило, он полез в драку, размахивая кулаками:
И, хоть кавказец был крупнее и выше, кулаки его почему-то цели не достигали:
Якут провел прием и повалил хулигана:
Затем сделал захват:
И в таком положении удерживал разбушевавшегося, ожидая пока тот успокоится:
Как обычно бывает: увидев, что злодей повержен и больше не опасен, из толпы выскочил какой-то доброхот и принялся пинать скованного злодея кулаком:
Подоспевшие водители оттащили вмешавшегося, объяснив, что это не по-мужски:
А затем аккуратно разняли пару, следя, чтоб кавказец снова не начал дергаться:
Поверженный и помятый, тот потом еще долго шипел и фыркал, но уже тихо и себе под нос:
А наш герой остался терпеливо ждать свой очереди. Он был по-прежнему спокоен и невозмутим.
Национальная якутская борьба называется хапсагай. Именно ее приемы помогли якуту так легко и бескровно успокоить разбушевавшегося хулигана. Правила хапсагая просты: надо устоять на ногах. Тот, кто коснулся земли чем-то, кроме ног, — сразу проиграл. Борьба эта идет из древности, соревнования проводились в Якутии всегда. Призом победителю традиционно служила варёная бедренная кость жеребца с мясом, чарка кумыса и песнь в его честь. Ну а побеждённому показывали «оскорбительный кукиш, запачканный землёй». Само слово «хапсагай» переводится с якутского примерно как «ловко хватай и проворно действуй». Борьба упоминается в самом знаменитом якутском произведении — героическом эпосе Олонхо: там богатырь Среднего мира (нашего мира) побеждает представителя тёмной силы при помощи приёмов хапсагай. Полагаю, на вышеприведенных фотках мы с вами увидели современную версию именно этого эпизода Олонхо. В Якутии хапсагай очень популярен, мальчишки занимаются борьбой с детства.
Для справки из Википедии:
Существует несколько версий происхождения названия борьбы. По мнению Н.С. Григорьева, автора «Фразеологического словаря якутского языка», слово образовано из основы хапса (ловить, хватать, схватить) и старомонгольской приставки ҕай, означающей какое-либо действие, то есть возможный вариант перевода может быть «схвати и действуй». «Толковый словарь якутского языка» также определяет хапсаҕай как сочетание двух слов: хап (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и саҕай (бросай, кидай). Т.И. Петрова в «Кратком якутско-русском словаре» переводит слово как проворный, ловкий, быстрый, и определяет слово, как неделимое. Э.К. Пекарский в «Словаре якутского языка» выдвигает версию происхождения слова хапсаҕай (хабыс + аҕай) от тюркского «капчаҕай», «капшаҕай» (быстрый, проворный), сравнимо с бурятским «габшагай» – ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. По мнению кандидата культурологии Н.С. Попова, хапсаҕай - это исконно якутское слово, нераздельное, подвид слов хапсыҕыы, хапсыҕар (столкновение, сталкиваться).
По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из составляющей такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром) обучали различным воинским умениям и развивали соответствующие физические навыки, в том числе, премудростям национальной борьбы. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне.
В старину соревнования по хапсагаю устраивались во время праздников, главным из которых являлся Ысыах, на свадьбах (Уруу) знатных родов, во время осенней подлёдной ловли рыбы (Мунха), во время скачек лошадей. Борцы (даадары), по традиции покрытые бычьей кожей (с тем, чтобы соперники не видели друг друга) выходили из берестяных чумов на поляну, в круг сидящих зрителей. Арбитр, избираемый из почётных гостей, выводил борцов на середину круга, сбрасывал с них покрывало, и начиналась схватка.
Один из очевидцев, наблюдавший хапсагай во второй половине XVIII века писал:
«раздевшись донага, только оставив на себе одни штаны, и с разбега соединясь друг с другом и ударя одним другого по бокам, а потом ухватясь за свои штаны и ногами сплетясь, бросают о землю»
Ограничений по времени схватки не существовало: она могла длиться по нескольку часов, а иногда «когда спор бывал особенно принципиален – случалось, продолжался в течении целого дня», и даже продолжалась на следующий день.
Призом победителю соревнований традиционно служила мюсэ - варёная бедренная кость жеребца с мясом в верхней части. Впрочем, существовали и другие варианты наград, так И.А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал что побеждённому показывали оскорбительный кукиш, запачканный землёй, а победителю наливали чарку кумыса или водки, исполняли песню в его честь.
В 1992 году была образована ассоциация «Сахаада-спорт», объединяющая восемь федераций по национальным видам спорта, включая хапсагай, а соревнования по этой борьбе проводятся под эгидой Федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии) по борьбе хапсагай. 25 октября 2010 года хапсагай был признан Международной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA), в результате чего был подписан договор между FILA и Ассоциацией национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт», в соответствии с которым борьба хапсагай вошла в FILA на правах официально признанного вида борьбы и может распространяться по всему миру. В 2011 году хапсагай вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина, и письмом президента этой федерации, хапсагай был признан и была выражена готовность стать базовым центром культивирования борьбы в Африке. С 22 по 25 декабря 2011 года должен был пройти первый чемпионат Африки по хапсагаю. После 2000 года ежегодно проводятся около двадцати соревнований республиканского уровня с мастерским нормативом.
Правила:
Борцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Схватки могут проводиться и на поляне, поросшей травой, но в настоящее время официальные схватки проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.
Любое касание борцом земли (ковра) какой-либо частью тела, кроме ступней, влечёт поражение. Исключение в современных правилах составляет касание земли (ковра) одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл; касание двумя руками уже влечёт поражение. При проведении приёма атакующий борец должен остаться на ногах. Борьбы в партере в хапсагае не имеется.
В борьбе разрешены любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног. Захваты борцов, как правило неглубокие, в ходе схватки большое значение имеет активная работа ног. В арсенале борцов имеются подсечки, подножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и иные различные броски. Так, распространёнными приёмами являются сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн) и передняя подсечка (халбарыйан тэбии). Многие приёмы соединены в многоступенчатые комбинации. В технике хапсагая следует выделить оригинальное исполнение проходов в ноги и бросков через грудь (халбарыйыы). Проходы в ноги выполняются исключительно с наклоном и нырками: исполнение прохода в полёте или в падении влечёт проигрыш в схватке, поскольку атакующий так или иначе коснётся поверхности. Тем же самым обусловлено выполнение бросков через грудь, которые в греко-римской и вольной борьбе (броски прогибом), дзюдо и самбо выполняются в падении, с большой амплитудой, а в хапсагае это невозможно. Поэтому выработана оригинальная техника таких бросков, позволяющая атакующему остаться на ногах.
Комментарии
Отличный репортаж. Спасибо.
Отправить комментарий