Кальюлайд: разговаривая с Путиным напрямую, Эстония выходит на другой уровень
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд не считает чем-то не обычным то, что на встрече с российским лидером Владимиром Путиным она затронула в том числе и сложные темы. По ее словам, во время беседы с главой Российской Федерации она выразила позицию Евросоюза.
Фото: AFP/Scanpix
По словам Кальюлайд, было бы нечестно остаться в стороне от обсуждения сложившихся проблем, сообщили во вторник, 23 апреля, утренние новости ETV+ со ссылкой на интервью президента в передаче Välisilm.
Эстония, как и другие страны, должна обсуждать ситуацию со всеми своими соседями, независимо от того, приятный это разговор или нет, убеждена Кальюлайд. Эстония, по мнению президента, должна указывать на проблемы России с Украиной и Грузией - точно также как это делают Финляндия, Австрия или Германия. И отклонения от единой политики ЕС здесь точно нет, подчеркнула президент.
"Я хочу, чтобы Эстония находилась на одном уровне с другими странами Евросоюза и НАТО. Чтобы говорили не за нас, а чтобы мы сами говорили. Мы же очень много сами говорим о России, когда встречаемся с главами других стран. И гораздо честнее, когда ты сам готов выразить свои мысли напрямую главе российского государства. Таким образом мы становимся настоящим государством", - объяснила Керсти Кальюлайд.
Свен Миксер: встреча Кальюлайд и Путина не приведет к прорыву в отношениях Эстонии и России
Министр иностранных дел Свен Миксер считает, что встреча президентов Эстонии и России не приведет к серьезным изменениям в отношениях двух стран, поскольку для этого нет содержательной основы.
"Понятно, что это не приведет к прорывам в двусторонних отношениях, поскольку наши отношения в значительной степени определяются поведением России в мировой политике в целом, и здесь никаких позитивных изменений не наблюдается", - заявил Свен Миксер в радиопередаче ERR "Зарубежный час" (Välistund).
"Я не такой уж оптимист, чтобы ждать оттепели и прорыва. Мы видим, что фундаментально ничего не изменилось. Агрессия против Украины продолжается, Крым по-прежнему аннексирован, Россия все также ищет возможность вмешаться в другие международные конфликты - будь то Сирия или Венесуэла. Поэтому я бы не торопился говорить, что началась какая-то новая эпоха в отношениях с Россией. В этом вопросе необходимо соблюдать осторожность", - добавил Миксер, который скоро покинет свой пост, поскольку в должность вступит новое правительство.
Миксер назвал положительным сам факт переговоров двух лидеров в Москве, но выразил сомнение в том, что встречи президентов и премьер-министров Эстонии и России станут регулярными. По словам министра, такие регулярные встречи на высшем уровне противоречили бы и политике Евросоюза.
"Я бы поддерживал осторожную линию в контактах с Россией. Мы не можем ради возможности встречи отказываться от наших основных принципов, например, от требований к России соблюдать международное право. Напомню, что совсем недавно Россия продлила срок ареста задержанным в Керченском проливе украинским морякам", - добавил Миксер.
По словам Миксера, не стоит переоценивать то, что беседа двух президентов прошла в дружелюбной обстановке. "Из-за того, что президент Эстонии был симпатичен президенту России как человек, Кремль не будет делать что-то по-другому или отменять какие-то важные решения. Причины и факторы, из-за которых Россия представляет угрозу стабильности и безопасности Европы, никак не связаны с теплыми личными отношениями с одним или другим европейским лидером", - сказал Миксер.
Тоомас Сильдам о встрече Путина и Кальюлайд: самым необычным была ее обыденность
Встреча президентов Эстонии и России в Кремле 18 апреля была похожа на нормальную и вежливую беседу по широкому кругу тем, в которой не было ничего необычного. Однако именно это и было необычно.
Фото: Анна Аурелия Минев / ERR
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд и президент России Владимир Путин говорили о самых разных вопросах - от экологических проблем Чудского озера до ситуации в Сирии, пишет политический обозреватель ERR Тоомас Сильдам, который входил в журналистский пул эстонского президента во время ее визита в Москву.
Задним числом можно подумать, что ничего в ней особенного не было. Никаких прорывов. Никаких унижений, обид и оскорблений. Незачем было ждать, затаив дыхание, что же сейчас будет. Просто часовая встреча президентов двух соседних стран в кремлевских креслах, а затем обед такой же продолжительности.
Однако такая встреча эстонского и российского президентов - особенная. Потому что в последний раз продолжительная беседа глав двух государств - тогда ими были Тоомас Хендрик Ильвес и Дмитрий Медведев - состоялась летом 2008 года накануне войны с Грузией. Она продолжалась около часа и состоялась почти 11 лет назад. Именно эта длинная пауза в политических контактах Таллинна и Москвы на высшем уровне делают эту кремлевскую встречу исключительной. Не только для журналистов, парламентариев и интересующихся внешней политикой, но и для дипломатов.
Кроме того, ведь все связанное с Россией таит в себе скрытый смысл, полно электричества, напряженности, страхов, недоверия. Это можно понять, если вспомнить начало 2014 года, захват Крыма и начало военных действий на Донбассе, отравление бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в английском Солсбери. Именно после этого премьер-министр Эстонии Юри Ратас отказался от поездки на дни эстонской культуры в Красноярске.
"По словам Хельме, Москва больше не смотрит на нас как на потерянную провинцию, независимость которой временная".
Бывший посол Эстонии в Москве, а ныне председатель EKRE и вероятный будущий глава МВД Март Хельме сказал, что встреча Кальюлайд и Путина хотя и была формальностью, но стала несмотря на это важной вехой. Вот такая смягченная, даже уважительная формулировка, если учесть, что в программе EKRE стоит обещание аннулировать "антиконституционный договор о границе [с Россией]". Теперь же Хельме осторожно выбирал слова, комментируя дальнейшую судьбу договора при новом правительстве. Он ничего не исключил, но отметил, что "правительство, возможно, так и не выработает позицию".
Намного более интересной или, вернее, конкретной, была интерпретация, которую Хельме дал этой встрече в широком контексте. Он сказал ERR, что Москва больше не смотрит на нас как на потерянную провинцию, независимость которой временная и зависит от усиления России и международной конъюнктуры, а что "в России на нас смотрят как на государство, независимость которого неприятна - независимость потерянной провинции всегда неприятна для империи - но с которой нужно примириться и жить дальше, учитывая сложившееся положение".
Как ни странно, жесткую позицию здесь заняла именно партия Isamaa ("Отечество"), пресс-служба которой сразу по окончании встречи Кальюлайд и Путина разослала несколько ядовитый комментарий Рихо Терраса - первого номера партии на выборах в Европарламент. Террас заявил, что единство Европы важнее встречи с российским президентом, а инициатива Кальюлайд по организации этой встречи отклоняется от нашей выработанной внешнеполитической линии.
Оба упрека несправедливы. Европейское единство не пострадало, потому что Эстония осталась ему подчеркнуто верна, а наша внешнеполитическая линия никогда не исключала прямые политические контакты на высшем уровне с Россией.
Однако верно и то, что в столицах наших союзников по НАТО некоторые могут задаться вопросом о том, не изменила ли встреча президентов отношение Эстонии к России? Не будем здесь сравнивать себя с Финляндией, потому что до сих пор мы сами считали себя прифронтовой страной НАТО, в безопасность которой должны вкладываться и союзники, которые как раз для защиты Эстонии и отправили сюда свои подразделения. Сохраняют ли верность эти тезисы?
Сохраняют. Но на эти вопросы следует ответить и рассеять неопределенность.
"Упреками Рихо Терраса именно Isamaa, а не EKRE, показывает, что прав может быть прежний министр иностранных дел Урмас Паэт, по мнению которого новое правительство не сможет согласовать политику в отношении России".
Здесь вспоминается субботний вечер в городской сауне в Килинги-Нымме в Пярнуском уезде. Один из посетителей доверительно предположил, что эстонский президент наверняка получила разрешение Еврокомиссии для поездки в Москву, где Кальюлайд, наверное, передала Путину важное сообщение, потому что эстонские власти при расследовании скандалов с отмыванием денег нашли "денежный след" российского президента. И хотя ответ на оба вопроса отрицательный, это показывает обилие слухов и предположений, которые сопровождали встречу эстонского и российского президентов.
Упреками Рихо Терраса именно Isamaa, а не EKRE, показывает, что прав может быть прежний министр иностранных дел Урмас Паэт, по мнению которого новое правительство не сможет согласовать политику в отношении России и не начнет делать следующие шаги после встречи Кальюлайд и Путина. Кроме того, в следующем правительстве Юри Ратаса портфель главы МИДа получит представитель Isamaa Урмас Рейнсалу, который в кресле министра юстиции не раз демонстрировал внутриполитические инстинкты по внешнеполитическим темам. В последний раз во время дискуссии о миграционном пакте ООН в ноябре 2018 года, что привело к правительственному кризису, а также до этого, генерируя новости о том, что Эстония не должна отказываться от требований к России возместить ущерб от оккупации.
Таким образом, чиновники МИДа и часть правительства, как минимум Центристская партия, оказываются в сложном положении, если они захотят заняться тем, о чем говорила Кальюлайд после встречи с Путиным, то есть развитием отношений с Россией в вопросах транспорта и других тем, не затронутых экономическими санкциями. В правительстве центристов, Isamaa и EKRE вовсе не обязательно удастся прийти здесь к единодушию.
Оппоненты уже отметили, что правительство оставили в стороне от встречи президентов: в Кремле рядом с Путиным сидели глава МИДа Сергей Лавров и министр экономического развития Максим Орешкин, а Кальюлайд сопровождали только посол Маргус Лайдре и ее собственные советники.
Поскольку чиновники эстонского МИДа готовили эту встречу с осени прошлого года, нельзя сказать, что правительство не имело к ней отношения, хотя не все министры были в курсе. А если подумать о 18 апреля, то по-человечески можно понять министра иностранных дел Свена Миксера и министра предпринимательства Рене Таммиста, которые предпочли молчание словам "мы тоже поедем в Кремль". Мало того, что через неделю они перестанут быть министрами, так и представляемая ими партия не войдет в следующую коалицию. С другой стороны, одна из характеристик исполнительной власти - это "преемственность", которая дала бы возможность Миксеру (а может, и Таммисту) легитимное право присутствовать на встрече президентов.
В будущем было бы интересно прочесть воспоминания пары высокопоставленных чиновников из МИДа, а также посла Лайдре о том, как на самом деле готовилась эта встреча.
Как в октябре прошлого года обсуждались участие Кальюлайд в праздновании сотой годовщины окончания Первой мировой войны в Париже и ее возможная короткая беседа "на ногах" с Путиным. И что произошло после 11 ноября, когда Кальюлайд сказала российскому президенту, что у нас много разногласий, но мы могли бы побеседовать, а Путин ответил - приезжайте в гости. Что обсуждалось потом между МИДом и президентской канцелярией, что делал и с кем говорил посол Лайдре, как шаг за шагом пришли к 18 апреля, надеясь, что информация не просочится в период предвыборной кампании и не будет в ней использована. Внешняя политика может подкинуть пороха во внутреннюю.
Дипломат с историческим образованием Лайдре уже написал несколько книг. Эта новая книга, которая еще ждет своего часа, приоткроет окно над тем, как в действительности делается дипломатия.
Литва взревновала Эстонию к Путину
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс раскритиковал президента Эстонии Керсти Кальюлайд за поездку в Москву к президенту России Владимиру Путину. По мнению литовского МИД, поведение Кальюлайд подрывает балтийское единство, а эстонский лидер должна была посоветоваться, прежде чем ехать в Россию. За позицией официального Вильнюса чувствуется элементарная женская зависть к Кальюлайд, которая на равных общается с Путиным, тогда как некоторые литовские руководители навсегда такую возможность утратили.
«Обычно мы это координируем и действуем объединенно, это более эффективно, поскольку всегда будут попытки расколоть нас и проверить единство европейских и балтийских стран», — сказал глава МИД Литвы Линас Линкявичюс о внешней политике стран Прибалтики, которые всегда согласуют друг с другом контакты с Москвой.
Президент Эстонии этого не сделала, чем очень обидела литовского министра.
Линкявичюс посетовал, что Таллин не предоставил ему информации о вопросах, которые Керсти Кальюлайд планирует обсуждать на переговорах с президентом России Владимиром Путиным.
Хуже того, Кальюлайд не уведомила Вильнюс о переговорах с Кремлем даже после того, как они состоялись. Литовский министр выразил надежду, что президент Эстонии все же предоставит рано или поздно информацию о встрече с Путиным, и впредь попросил ее осторожнее подходить к диалогу с российским лидером, координировать контакты с Россией, с другими странами Балтии и не подрывать балтийское единство.
Откровение Линкявичюса — из серии «расскажи — не поверят». Глава внешнеполитического ведомства одной страны критикует президента другой страны за то, что она ему не докладывает о переговорах с президентом третьей страны. Сразу после визита к Путину Керсти Кальюлайд обязана была лететь с отчетом в Вильнюс, к Линкявичюсу. Даже в американское посольство заходить не надо было — Линкявичюс бы сам потом зашел.
Тем, кто незнаком с выдающейся школой литовской «дипломатии», сложно поверить, что такие упреки из Вильнюса — это реальность, а не театр абсурда.
Те же, кто знаком, сразу скажут, что именно в силу выдающихся особенностей этой школы сам господин Линкявичюс и его начальница — президент Литвы Даля Грибаускайте — никогда не смогут проводить переговоры с Владимиром Путиным, как Керсти Кальюлайд.
Обиженный на Эстонию глава литовского МИД несколько лет назад сравнивал Путина с Гитлером и призывал к полной дипломатической изоляции России. Даля Грибаускайте в свое время называла Россию «террористическим государством» и делилась догадками о психических отклонениях у российского президента, в интервью немецкому журналу называя его параноиком.
После всего сказанного у этих деятелей нет ни единого шанса на прямой диалог с Москвой. Дале Грибаускайте еще после «террористического государства» дали понять, что для России она и ее представители больше не существуют.
Опыт Эстонии показывает, что для литовско-российских отношений это не приговор. Абстрактный президент Литвы может встречаться с президентом России. Вот только президент Литвы Даля Грибаускайте возможности общаться с российским лидером лишена навсегда.
Точно так же абстрактный министр иностранных дел Литвы может вести переговоры с российскими коллегами. Однако с конкретным Линасом Линкявичюсом в Москве разговаривать не станут.
Литовские руководители сами загнали себя в резерват профессиональных русофобов и теперь бесятся из-за того, что другие этого не сделали и пользуются возможностями диалога с Россией, которые для них не закрыты.
Анекдотическая реакция главы МИД Литвы на поездку президента Эстонии к Путину — это элементарная зависть. Причем не его личная: в узких кругах господин Линкявичюс известен не иначе как «паж Ее Превосходительства», поскольку все его высказывания ретранслируют точку зрения главы государства.
Так что эта зависть — чисто женская зависть Дали Грибаускайте. Не ей, «железной леди Прибалтики», вести равноправные двусторонние переговоры с Владимиром Путиным в Екатерининском зале Кремля. Ее уделом так и остались встречи глав Прибалтики скопом с президентом США, председателем Еврокомиссии и канцлером ФРГ.
В обиженной речи «пажа» Линкявичюса можно даже разобрать «конструктивное предложение»: давайте мы ради балтийского единства и безопасности и с Путиным будем скопом встречаться? Только ведь ему и его матроне не светит и этого: в Кремль Грибаускайте с Линкявичюсом даже в составе туристической группы не попадут.
Как оказалось, для того чтобы поддерживать политический диалог с Россией на высшем уровне, вовсе не обязательно быть пророссийским политиком — достаточно было просто не хамить.
Керсти Кальюлайд неоднократно отмечалась антироссийскими заявлениями, однако в своей критике действий России никогда не заходила за «красную линию» и не переходила на язык ненависти. Поэтому в Кремле ее приняли с уважением, какого не оказывают прибалтийским союзникам в Вашингтоне. Приняли как уважаемого оппонента. Оппонента, но уважаемого.
Коммуникативная тактика президента Эстонии оказалась выигрышной.
Теперь в глазах всего НАТО Керсти Кальюлайд — единственный лидер в Польше и в странах Балтии, которая, не меняя своей «принципиальной позиции», встречается в Кремле с Путиным и приглашает его на будущий год в Эстонию.
Такой имидж лихо взвинчивает политические акции президента Эстонии в глазах Запада. В каком положении, для сравнения, находятся акции профессиональных русофобов типа Грибаускайте? Совсем недавно родственного ей по части отношения к России экс-премьера Литвы Андрюса Кубилюса «прокатили» на выборах генерального секретаря Совета Европы. Ровно по этой причине: кроме борьбы с Кремлем, у этого деятеля за душой нет ничего, и международной бюрократии такой головной боли не надо.
Так и Далю Грибаускайте с ее «пажом» Линкявичюсом никакого блестящего будущего на международной арене не ждет. Они бросили все фишки на одну карту: поставили на то, что кризис в отношениях России и Запада будет вечным, курс на международную изоляцию Москвы останется неизменным, и их речи ненависти в адрес Кремля всегда будут востребованы и актуальны.
Карта не сыграла. Пусть сидят теперь в одиночестве в своем антироссийском окопе и не завидуют тем, кто оказался умнее.
Комментарии
Все делает она правильно!!! Жить рядом с таким соседом и не пользоваться ситуацией просто неразумно.
просто уже плохо стало настолько , что Евросоюз Евросоюзом .. но , уже плоховатенько становится .. А улыбки с Европы чувство голода не уменьшает..
Ну конечно ... Столько тонн эстонской кильки спалили в России по не воле поедешь ...
Пожалуйста, пишите по русски правильно! а то глаза режет! необычным- пишется вместе (претензии к авторам статьи).
по неволе- пишется вместе.
Ты реально крут..
Тут жрать нечего и народ из ежегодно бежит , волосы назад.. А тебя ошибка раздражают..
Кстати, в предложении :"Иди на жуй." После глагола , нужно ли ставить знак припинания? Или если существительного нет, то необязательно?
"Я хочу, чтобы Эстония находилась на одном уровне с другими странами Евросоюза и НАТО" Пупок надорвет.. не выросла еще до самостоятельности. Дядя Сэм тапком хлопнет и прибалты под стол сразу.
Отправить комментарий