Карабах – точка невозврата
Ровно 29 лет назад, 20 февраля 1988 года на внеочередной сессии народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области было объявлено об отсоединении региона от Азербайджанской ССР. Это стало фактическим началом войны за Карабах.
Воспоминания, да десяток уже начавших желтеть фотографий вот и всё, что осталось от того периода моей жизни. Более четверти века назад – в мае 1991 года меня призвали в армию. Страна Советов вовсю трещала по швам – до августовского путча оставалось несколько месяцев, а на краю огромного государства разгоралось жестокое вооружённое противостояние.
Горячая точка
Этот конфликт вошёл в историю под названием «армяно-азербайджанская война за Нагорный Карабах». Парадокс заключается в том, что о Крестовых походах многие мои современники, знают больше, нежели о Карабахской войне. А ведь это противостояние возникло в государстве, гражданами которого мы все когда-то были.
Будучи солдатом срочной службы, мне довелось побывать в зоне межнационального конфликта. Это место называли модным тогда словосочетанием – горячая точка.
Я сознательно не собираюсь выяснять, кто в той войне был больше прав, кто начал первым и кто совершил больше жестокости. Потому что это невозможно. Жестокости было предостаточно с обеих сторон. Лучше всего о причинах той войны сказал один мой знакомый азербайджанец: «Эту войну начали подонки, не захотевшие между собой договариваться!».
Действительно, полномасштабной войны можно было избежать, если бы в тот момент противоборствующие стороны проявили бы хоть немного мудрости и попытались бы между собой договориться. К сожалению, этого не случилось. Итог вражды – около 20-и тысяч угробленных жизней, сотни тысяч искалеченных и более миллиона беженцев.
Рождение ненависти
В середине 1980-х годов советская власть во главе с Горбачёвым заигралась в демократию и не заметила, что выпустила из бутылки злобного джина национализма. В Закавказье этот монстр проявил себя с особой жестокостью.
Проблема была в том, что Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО), населённая преимущественно армянами, входила в состав Азербайджанской ССР. Попытки местного населения присоединить НКАО к Армении не увенчались успехом. В данном случае возник острый конфликт между двумя фундаментальными принципами: право народа на самоопределение и принцип территориальной целостности.
В конце 1980-х годов в Армении и НКАО вспыхнули протесты, которые подхватили и возглавили армянские националисты. Руководители Азербайджана не сочли ничего лучшего, как применить командно-бюрократические методы подавления недовольства. Это только разозлило армян.
Союзное руководство испугалось, что конфликт в НКАО, может стать началом неуправляемого развала Советского Союза. Поэтому в Москве открыто поддержали Азербайджан. В ответ карабахские армяне стали создавать отряды самообороны.
Именно тогда начались первые столкновения. Вначале в ход шли кулаки и палки, затем прозвучали выстрелы.
В 1987 году в Азербайджане появились первые беженцы из Карабаха. Они спасались от ненависти армянского большинства. Ненависть порождает ненависть. Это отвратительное, присущее только людям, чувство привело к тому, что по Азербайджану прокатилась волна стихийных митингов. В городе Сумгаит они переросли в жестокие погромы армян. Только введение войск прекратило резню.
Сумгаитские события стали точкой невозврата. Дальше конфликт приобрёл жестокий и непримиримый характер. Вооружённые вылазки армянских боевиков против мирных азербайджанцев чередовались с карательными акциями со стороны азербайджанских силовых структур по отношению к армянскому населению. Начались насильственные выселения людей. Поток беженцев хлынул в обе стороны. На протяжении двух лет в регионе разгорелась война, которая фактически положила начало развала некогда могущественного советского государства.
Чёрный январь
В то время, когда мои земляки давились в очередях за водкой и колбасой, на юге страны разгорался пожар ненависти. Погромы, убийства, грабежи, взятие заложников – всё это стало обычным явлением для Закавказья.
В регион перебросили войска. Было введено чрезвычайное положение. В Карабахе начались депортации. Азербайджанцев выгнали из Степанакерта, а армян из Шуши, хотя эти два города разделяет всего десяток километров. В 1989 году появляются организации под названием Армянская национальная армия (АНА) и Народный фронт Азербайджана (НФА). Боевики АНА и НФА начинают вести непримиримую борьбу на уничтожение. Именно тогда в советской прессе впервые появилось выражение «незаконные вооружённые формирования».
Январь 1990 года стал переломным моментом. Фактически это было началом войны, только необъявленной. Тогда воюющие стороны впервые применили артиллерию - градобойные установки «Алазань».
Тот январь вообще стал трагической страницей в истории обоих народов. 13 января начались погромы армян в Баку. Обезумившие от крови и вседозволенности толпы носились по городу в поисках тех, кому не повезло иметь иную национальность. Многие армяне надеялись отсидеться в своих квартирах за стальными дверями, но это их не спасло. Погромщики кувалдами взламывали стены и врывались в проломы…
20 января начался второй акт кровавого спектакля. В город вошли армейские подразделения. Это была роковая ошибка. На провокации и выстрелы со стороны боевиков НФА солдаты открыли огонь на поражение. В итоге больше сотни убитых среди мирного населения. «Чёрный январь» – именно под таким названием те кровавые события вошли в историю.
Оккупанты и наёмники
Далее насилие разрасталось как снежный ком, подминая под себя тысячи человеческих судеб. Нет нужды пересказывать ход войны, которая официально началась лишь в 1992 году. Стоит только отметить самые яркие всплески ужаса и злобы, царящие в те годы над Закавказьем.
Весной 1991 года жители 19-и армянских сёл НКАО были изгнаны из своих домов. Эта операция вошла в историю под названием «Кольцо». Армянские боевики, так называемые федаины, в свою очередь, стали с особой жестокостью вырезать обычных азербайджанских крестьян, живущих в горных селениях. Осенью того же года провозгласили независимость Нагорного Карабаха. В ответ начались артобстрелы населённого армянами Степанакерта.
Развал Советского Союза привёл к катастрофе. Военнослужащие, в том числе и автор этих строк, оказались неожиданно на положении оккупантов. В то время мы испытали всю тяжесть ненависти со стороны местного населения. Семьи военных оказались замкнутыми в тесном мирке застав и гарнизонов. За их пределами безопасность уже никто не гарантировал.
У новоиспечённых государств возникло желание заполучить армейское имущество бывшей Советской Армии, но военные не спешили делиться своим вооружением. Эту проблему стали решать с присущей кавказцам предприимчивостью. Что не удавалось украсть или купить по дешевке, захватывалось при помощи силы и наглости. Всё чаще происходили нападения на солдат, обстрелы армейского автотранспорта, блокирования и захват застав и гарнизонов. При этом боевики часто использовали женщин и детей, как живой щит, прекрасно понимая, что солдаты не будут стрелять в гражданское население.
Армейские подразделения воспринимались новоявленными государствами как очень опасный фактор влияния со стороны недавней метрополии. Поэтому, от их присутствия старались избавиться любым способом.
И местные руководители, и армейское командование, как заклинание, дружно твердили – армия в межнациональном конфликте не участвует, но в действительности всё было не так однозначно…
Именно Карабах стал местом, где появились первые наёмники из числа бывших военных. Причём эти славянские парни воевали по разные стороны фронта. Причины, побудившие их это делать, были разные. Кто-то искал приключений, а кто-то шёл воевать за деньги. Лично мне довелось общаться с одним из моих земляков, который, будучи пилотом вертолёта, воевал на стороне Азербайджана. Он утверждал, что его задачей было доставка боеприпасов и эвакуация раненых с поля боя, но в ходе этого он неоднократно подавлял наземные огневые точки потивника. Не меньше наёмников было и в армии Нагорного Карабаха.
Эпизоды войны
С развалом Союза, бывшие братские республики начали с остервенением рвать друг у друга куски территории, изгоняя или просто уничтожая тех, кто имел неправильную запись в паспортной графе «национальность». Карабахский конфликт отличался большим количеством жертв среди гражданского населения.
В связи с этим стоит вспомнить два эпизода той войны. В феврале 1992 года армянские вооружённые формирования штурмовали населённый азербайджанцами город Ходжалы. Во время обстрела города, а затем при бегстве из него погибло 613 человек, половина из которых были женщины, дети и старики. Объявленный армянами так называемый «коридор безопасности» для выхода из города жителей оказался ловушкой для несчастных беженцев и немногочисленных защитников Ходжалы. Боевики расстреливали людей целыми семьями. Эта была самая кровавая резня в ходе войны.
Нельзя не упомянуть факт позорного участия в той бойне военнослужащих 366-го мотострелкового полка Вооружённых Сил СНГ, которые выступили в качестве наёмников. Впоследствии запятнавший себя кровью мирных жителей полк был расформирован.
Уже в апреле того же года азербайджанцы атаковали армянское село Марага. Армяне отступили, оставив в населённом пункте местных жителей – в преимуществе своём пожилых людей. Когда они на следующий день вернулись, то нашли около 50-и убитых стариков.
Кстати, мало кто знает, что Карабахский конфликт вполне мог стать началом Третьей мировой войны. В мае 1992 года Турция, будучи главным союзником Азербайджана, готовилась вступить в войну против Армении. Если бы это произошло, то Россия верная союзному Договору о коллективной безопасности, была бы вынуждена ввязаться на стороне армян. Локальный конфликт мог перерасти в широкомасштабную бойню. К счастью, этого удалось избежать.
Карабахская война не окончена до сих пор. 12 мая 1994 года воюющие стороны всего лишь приостановили активные боевые действия. Итог конфликта – это фактическая независимость Нагорного Карабаха. Но выиграли ли армяне от этого? Ответ неоднозначный. Армения и особенно мятежный Карабах оказались загнаны в условия тяжёлой экономической блокады. Упадок промышленного производства, отсталость сельского хозяйства и, как следствие, низкий уровень жизни – такова цена победы в той войне.
А что азербайджанцы? Чтобы одержать победу иногда необходимо испытать горечь поражения. Азербайджан, не смотря на то, что потерял около 16% своей территории, в последующие годы активно развивался. ВВП на душу населения в этой закавказской стране в два раза больше чем в Армении.
P.S.
Несколько лет назад накануне Дня Победы мне довелось побывать на торжественном перезахоронении советских солдат погибших при освобождении Днепропетровщины. Под гранитными плитами у хутора Высокое в Софиевском районе обрели покой более 6-и тысяч бойцов Красной Армии. После торжественной церемонии я пошёл вдоль гигантского братского захоронения, перечитывая фамилии погибших солдат высеченных на мраморных плитах. В этом списке друг с другом соседствовали армянские и азербайджанские фамилии.
Разве могли себе представить те уроженцы Кавказских гор, плечо к плечу шедшие на смерть ради освобождения своей общей Родины, что их неразумные внуки не смогут поделить клочок земли, на которой их предки совместно жили веками?
P.P.S.
Глядя на то, что происходит сегодня на Востоке Украины, не могу избавится от стойкого чувства дежавю. Воистину - история нас учит тому, что ничему нас не учит!
А это уже наши дни:
Комментарии
Отправить комментарий