Ко Дню Победы: эстонские школьники уехали в "Артек", а попали на войну
Самая длинная артековская смена началась летом 1941 года в Крыму и закончилась в 1945 году в Алтайском крае, в Белокурихе. Именно в этой смене оказались дети из Эстонии, которым впервые представилась возможность провести каникулы в знаменитом "Артеке". Sputnik Эстония узнал подробности удивительной истории.
Группа из 24 школьников выехала 15 июня 1941 года из Эстонии в Крым, чтобы провести сорок незабываемых дней на берегу моря в детском лагере "Артек".
© SPUTNIK /
Карта с маршрутом группы лагеря "Артек" из Крыма в Белокуриху
Торжественное открытие смены было запланировано на 22 июня — день, когда прозвучало страшное известие о начале войны. Однако флаг с символикой лагеря решено было поднять и смену начать, а дальше действовать по ситуации.
© SPUTNIK /
Режиссер и сценарист Татьяна Мирошник
Об этом рассказала Sputnik Эстония российский сценарист и режиссер Татьяна Мирошник, которая решила снять художественный фильм на основе реальных событий о самой длинной артековской смене.
Сначала дети попали в сказку
Летний детский лагерь "Артек" был основан в 1925 году. Спустя 16 лет было принято решение пригласить в него школьников из Эстонии, Латвии и Литвы.
© SPUTNIK /
Книга вожатой Нины Храбровой "Мой Артек"
"В первый артековский день они легко, невзирая на языковой барьер, вошли в новый образ жизни, приняли его и сделались в нем своими. Как это происходило? Да вот так, например: в Симферополе мы пересели с поезда в автобус, вместе с нами ехали русские ребята, веселые, любопытные и, как теперь говорят, контактные", — написала в своей книге "Мой Артек" Нина Храброва, которая была вожатой группы из Эстонии.
© SPUTNIK /
Артековцы в Белокурихе
Благодаря ей дети из эстонских семей легко смогли адаптироваться в русскоязычной среде, было также несколько русских ребят из Нарвы. По их воспоминаниям, они будто прибыли в сказку: великолепная природа, кипарисы, совершенно другое море, всё то, что они раньше никогда не видели.
"Это ощущение сказки Нина Храброва пыталась пронести до самого конца, чтобы дети не увидели никаких ужасов войны. Для них она была мамой, старшей сестрой и другом", — рассказала Мирошник.
По ее словам, в отряде были дети одиннадцати национальностей, и все они очень сдружились. Конфликты и ссоры тоже случались, но ни один из них не был на национальной почве.
Детям пришлось повзрослеть
В первую же неделю стало понятно, что находиться в лагере рискованно, поэтому детей начали развозить по домам. Поскольку часть территории Советского Союза была уже оккупирована, более двухсот оставшихся детей пришлось эвакуировать в Подмосковье, в санаторий "Мцыри". Их сопровождали лишь четверо взрослых.
"Шестого июля 1941 года мы закрыли лагерь в Крыму и уехали в сторону запада, поближе к родным местам, для начала в Подмосковье. Организации, ведавшие нашей эвакуацией, видно, как и мы, верили в скорое окончание войны. Потом "Артек" был отправлен в сторону южную – по Волге мы на больших теплоходах "Правда" и "Урицкий", от которых дети пришли в восторг, уплыли в Сталинград, а оттуда уехали на берег Тихого Дона, в казачьи места, в опустевший Нижне-Чирской дом отдыха", — пишет в своей книге Храброва.
Всего группа сменила пять мест пребывания, пока 12 сентября 1942 года она не добралась до конечного пункта — города Белокуриха. Санаторий, в котором ребята остановились, временно назвали "Алтайский Артек". И с этого момента когда-то беззаботным детям пришлось принять на себя роль взрослых: старшие помогали младшим, младшие ухаживали друг за другом.
"К счастью, по дороге они никого не потеряли. В январе 1945 года флаг "Артека" опустили. С тех пор это время считается самой длинной сменой, которая длилась 1301 день", — отметила Мирошник.
"Артек" стал многонациональной семьей
Все дети в "Артеке", по словам Мирошник, были уникальными, потому что получить путевки в этот лагерь могли только отличники и активисты. И, как писала в своей книге Нина Храброва, все 24 ребенка из Эстонии были необыкновенно талантливыми, многие стали известными людьми.
Так, Кальо Полли начал рисовать в этой поездке, а в дальнейшем получил звание заслуженного художника Эстонской ССР и положил начало династии художников.
Эллен Айа работала начальником юридического отдела Госкомсельхозтехники ЭССР, Виктор Кесккюла был доцентом, кандидатом технических наук Таллиннского политехнического института, Виктор Пальм — профессором химических наук, Адольф Тамм работал в Министерстве внутренних дел, Лайне Теэсалу — на телевидении, она стала кавалером ордена Трудового Красного Знамени.
© SPUTNIK /
Участники артековской смены 1941-1945 годов Виктор Кесккюла и Этель Аэсма
В Эстонии сценаристу Татьяне Мирошник удалось найти лишь двоих артековцев из той долгой смены — Этель Аэсма и Виктора Кесккюла. Они рассказали ей, что все дети тогда очень сдружились, фактически стали одной большой семьей. После войны артековцы из разных регионов Советского Союза часто встречались в Белокурихе, Таллинне, Одессе, Москве, в Крыму, рассказывали друг другу о своих успехах, пели песни…
Их последняя встреча состоялась в 1985 году, на ней присутствовали девять участников эстонской группы.
По следам книг эстонских авторов
Однажды Татьяне Мирошник случайно попалась на глаза газетная вырезка, в которой было упоминание о самой долгой артековской смене. Ее настолько заинтересовала эта история, что она решила написать сценарий для фильма, рабочее название которого — "Дневник вожатого".
© SPUTNIK /
Газетная вырезка о лагере "Артек"
Но сначала необходимо было досконально изучить все доступные материалы – книги, газеты, фотографии и видеозаписи, – найти тех людей, которые прошли путь от Крыма до Алтая.
"Оказалось, что из четырех книг про "Артек" три принадлежат эстонским авторам. Книга "Самая длинная путевка" Этель Аэсма издана только на эстонском языке. С разрешения автора мы будем переводить ее на русский язык", — рассказала Мирошник.
По ее словам, воспоминания Аэсма настолько живые, будто переживаешь всю историю вместе с автором. Например, мама прислала ей открытку, в которой написала, что купила новые туфли и надеется, что они подойдут Этель, когда та вернется. Встреча состоялась лишь через три с половиной года, и о туфлях уже, конечно, никто не вспоминал — важнее было то, что дети остались живы.
В фильме история будет рассказана от лица Нины Храбровой и начинаться с того, как проходил отбор ребят для поездки в лагерь.
"Доля художественного вымысла тоже присутствует, но в основном сюжет основан на реальных событиях. Параллельно присутствуют две линии – история любви Нины и ее отношения с детьми", — приоткрыла завесу сценария Татьяна Мирошник.
Комментарии
Владимир Иванович Николаев, Был одним из этих детей. Он Бывший правый крайний нарвской футбольной команды после войны в 50е годы, долгое время руководитель спорта на Кренгольме, тренировал детей .девочек и мальчиков волейболе, председатель Нарвского Общества "Калев " 60 -70 годы . Как тренер многократно возглавлял команды Нарвы мужчин и женщин по волейболу.
Добрый день! А как потом сложилась судьба Владимира Ивановича? Он еще жив? Есть ли его родственники? С кем можно связаться? Буду очень благодарна за помощь.
Отправить комментарий