Контрабанда оружия: по Прибалтике продолжает блуждать «призрак советского прапорщика»
Страны Балтии не прекращают сотрясать армейские и околоармейские скандалы. Литву уличили в распродаже подаренных американцами винтовок, ботинки Вооружённых сил Латвии обнаружились на базаре в соседней республике, а в Эстонии продолжается расследование о хищениях с армейского склада. Неприятные сюжеты, но большей частью «декоративные». Роль Прибалтики в торговле оружием – разумеется, нелегальной торговле – куда серьёзнее.
За натовской формой некоторых прибалтийских военных и силовиков так и не удалось спрятать нутро карикатурного советского прапорщика. Оружейный фонд, находящийся в ведении МВД Литвы, продал частным лицам восемь полуавтоматических винтовок M14, полученных от американского правительства в качестве военной помощи. Оружие ушло на сторону вопреки договорённости между властями двух стран, запрещающей его продажу.
M14 оцениваются коллекционерами в 25 тыс. евро за единицу. Оружейный фонд решил несколько снизить цену, «толкнув» винтовки по 347 евро. Сделкой заинтересовались в Вашингтоне.
При этом, как сообщает DELFI со ссылкой на собственные источники, американцы узнали о продаже винтовок совершенно случайно – о выгодной покупке судачили коллекционеры, и информация достигла разведки.
США потребовали вернуть M14. Оружейный фонд обратился в Вильнюсский участковый суд с просьбой признать законные сделки незаконными и заставить покупателей сдать винтовки в обмен на деньги.
За последний месяц подозрение в распродаже армейского имущества успело пасть и на соседей-латышей. На одном из литовских рынков латвиец Гиртс Венскис обнаружил необычный товар: ботинки солдат Национальных вооружённых сил Латвии. «Как вышло, что в Литве на базаре можно приобрести экипировку латвийской армии?» – недоумевал Венскис на своей странице в Facebook.
Из фейсбука Гиртс Венскиса
Летом этого года расследование о хищении оружия с армейского склада и его реализации на чёрном рынке началось в Эстонии. По мнению следствия, деятельность преступной группы выглядела следующим образом: один работник армейского склада в военном городке Тапа тайком выносил подлежащие списанию детали огнестрельного оружия, остальные занимались реализацией товара.
Упомянутые эпизоды, однако, могут служить лишь вишенкой на торте, элементом декорации. В том, что касается торговли оружием – разумеется, нелегальной торговли, – странам Балтии отводится куда более значимая роль. Ещё в 2006 году тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов сообщал, что Россия задействовала свои дипломатические каналы и обратилась ко всем странам бывшего СССР с просьбой проверить сохранность в своих арсеналах зенитных комплексов «Игла». Больше всего российскую сторону волновало прибалтийское направление. Спецслужбы РФ обнаружили переносные зенитки с проштампованными заводскими номерами у чеченских боевиков. Это означает, что оружие поступило из легальных источников, вероятно из оружейных арсеналов.
Сергей Иванов
«Иглы» на вооружении латвийской армии нет, открещивалась официальная Рига. При этом марки и названия ПЗРК, которые, если верить «Плану перевооружения», у латышей всё-таки были, не назывались. Москва заподозрила прибалтийскую республику в нехорошем бизнесе.
Российские спецслужбы давно обвиняют прибалтов в нелегальной торговле оружием. Об оружейном транзите через страны Балтии упоминало и российское отделение Интерпола, и даже соросовский институт «Открытое общество».
Поставки, как правило, осуществляются небольшими партиями и проходят в два этапа. Сначала оружие закупают в Чехии и Австрии, а затем оно доставляется в Литву через Польшу. Классическим тайником для его провоза становятся новые легковые автомобили, якобы перегоняемые для реализации в литовские автосалоны. Промежуточный пункт переброски оружия – Вильнюс. Здесь оно маскируется под различный ширпотреб и рассредоточивается по складам ряда местных и зарубежных компаний. Далее идёт «челноками» в Россию, где оседает у местных «ритейлеров» для дальнейшей перепродажи.
Российские спецслужбы давно обвиняют прибалтов в нелегальной торговле оружием
В Санкт-Петербург оружие попадает главным образом из Эстонии. Обычно это дорогие и высококачественные образцы пистолетов чешского, немецкого и итальянского производства. В Эстонии часть из них переоборудуется в специально организованных мастерских, где устанавливается глушитель. Тем же путём ввозятся импортные патроны.
Ещё одним каналом контрабанды оружия в Прибалтийском регионе служит морское судоходство. Из Аргентины и Парагвая в технологических полостях зафрахтованных криминальными структурами судов огнестрельное оружие доставляется в Санкт-Петербург, Клайпеду и другие порты на Балтике.
Оружие из Прибалтики сумело засветиться не только в постсоветских странах. Латвия может похвастаться местом в списке государств, нарушивших эмбарго ООН на поставку оружия в Сомали. Занималась этим частная латвийская фирма Arnex, однако, по утверждениямвзломавших ведомственные архивы хакеров, подобным бизнесом не брезговала и официальная Рига. Сегодня этими «стволами» пользуются сомалийские пираты. Помимо прочего, Arnex была замечена в поставках оружия в воюющую Хорватию.
Однако сегодня на чёрном рынке оружия правит бал «четвёртая прибалтийская республика» – Украина. Из «Незалежной» с любовью поставки вооружений идут через Румынию, а дальше – на Ближний Восток и в страны Западной Европы. По сообщениям международного информагентства Reuters, оружие из зоны силовой операции Киева на востоке Украины сегодня нелегально поставляется террористам во всех точках мира. В 2014 году ФСБ России перекрыла канал контрабанды оружия из стран ЕС через Украину в Россию, на Северный Кавказ.
Комментарии
Преступный режим - преступный заработок.
чувствуется рука работника партшколы ЦК КПСС
Такие "прапорщики" есть в любой армии мира. Даже - о ужас, не может быть! - в российской. Были случаи, когда такие российские "прапорщики" ухитрялись продавать танки и самолеты. Да о чем говорить, когда одним из таких "прапорщиков" был министр обороны РФ - Сердюков. За "преступный режим" поговорим?
В армии США те же проблемы имеются.
На верхнем фото - товарищьчь Грибанова, как олицецтворение партейно-нацистской преемственности нонешних прибалтийских элит, а попросту говоря - субъекты древнейшей профессии.
Отправить комментарий