Короли эпизода - Лев Перфилов
Когда Лев Перфилов узнал, что Станислав Говорухин собирается снимать "Место встречи изменить нельзя", то попросил у него роль одного из бандитов "Черной кошки": "Я ничего делать в картине не буду. Буду только ходить среди банды и все. И будет все ясно: раз этот тип в банде — то это еще та банда!"
И ведь действительно, этому актёру довелось сыграть в нашем кино множество негодяев (и до "Место встречи...", и после): Кашкет в "Старой крепости", Джексон в "Капитане Немо", Мочёный в "Волны Черного моря", Калимер в "Волшебном голосе Джельсомино", доктор Гук в "Где ты был, Одиссей?", Люг в "Приключениях Электроника", наводчик в "Зелёном фургоне".
Вообще, у него множество ролей - 162 работы в кино. Вот только главных не давали
Самыми заметными у зрителей (помимо перечисленных) стали чатланин-диссидент в "Кин-дза-дзе" ("Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!"),
Да Гриша "6 на 9" в "Место встречи изменить нельзя" - Говорухин сказал ему, что он стоит большего, чем бессловесная роль уголовника в банде
Хотя, может вы со мной и не согласитесь, ведь у актёра было много хоть маленьких, но ярких ролей
Лев Перфилов родился 13 февраля 1933 года в городе Коломна в Московской области.
Отец Льва - Алексей Перфилов работал на патефонном заводе начальником планового отдела, а сам Лев учился в 6-й школе, которая находилась рядом с предприятием, напротив центральных проходных. Когда Льву было девять лет, из военкомата принесли "похоронку": "Старший лейтенант 142-й стрелковой бригады Перфилов Алексей Павлович погиб в бою смертью героя 25 января 1943 года и похоронен в Ленинградской области".
Позже семья Перфиловых переехала на Камчатку, потом Лев пытался учиться в суворовском училище, но военным ему было стать не суждено. Еще в школе Лёва играл в драматических кружках, был старостой школьного хора, и получил он свою первую кличку "Лёвчик-артист". У Льва рано обнаружился абсолютный музыкальный слух. Его тётя - педагог Анастасия Ивановна Лазарева подсказала мальчику записаться в хор Дома пионеров, и Лёва с удовольствием обучался пению под руководством участника Великой Отечественной войны Андрея Павловича Радищева.
После окончания школы Лев Перфилов с первой же попытки поступил в театральное училище имени Щепкина при Малом театре и оказался самым молодым на курсе. Он учился у выдающегося педагога и ученицы Константина Станиславского Марии Кнебель. Получив диплом, он стал актером в киевском театре и много снимался в кино.
Лев Алексеевич снялся более чем в ста двадцати кинокартинах. Своим крёстным отцом Перфилов называл кинорежиссёра Владимира Наумовича Наумова, который в середине 1950-х годов пригласил его сняться в кинофильме "Павел Корчагин". На премьере фильма после сцены, где у чеха Клавичека-Перфилова падали в грязь очки ("находка" самого актера) - он их судорожно надевал, а потом сам падал, сраженный вражеской пулей, - зал взорвался бурными аплодисментами.
Очередной ступенью в творческой биографии артиста стали съемки у режиссера Ады Неретниецы в героико-приключенческой киноленте о Великой Отечественной войне "Циклон начнется ночью". После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста Вольдемара, газеты отмечали: "Наконец-то появился актер, так убедительно играющий мерзавцев". Перфилов создал образ, который ярко выделялся на фоне главных героев.
С 1963 года Перфилов стал актером Киевской киностудии имени Довженко. Многие годы Лев Алексеевич жил в столице Украины, работал на Киевской киностудии, но мечтал перебраться в Коломну, в город, где родился и жил в детстве.
В 1970-х годах Перфилов много снимался в комедиях, драмах и исторических кинолентах. Режиссеры киностудии имени Довженко в 1970-х годах использовали его неистовый темперамент, и он сыграл князя в исторической драме "Захар Беркут" о борьбе карпатских горцев Леонида Осыка. Затем последовала роль в мистической драме режиссера Бориса Ивченко "Олеся" по одноименной повести Куприна, запоминающиеся роли в военно-патриотическом фильме Юрия Лысенко о подпольщиках во французском лагере Бомон, и почти следом - в мелодраме "Путь к сердцу" - Виктора Ивченко.
В копилку ролей в кино Льва Перфилова посыпалось несчетное количество воров, убийц, алкашей, шпионов и пиратов. "Жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры, которые продлили актеру экранную жизнь и дали популярность: Джексон в "Капитане Немо", Мочёный в приключении "Волны Черного моря", Калимер в "Волшебном голосе Джельсомино", доктор Гук в военной киноленте "Где ты был, Одиссей?". Персонажи в фантастической ленте "Кин-дза-дза", со своим плутоватым высказыванием: "Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!" и в "Приключениях Электроника" со строгой фразой: "Смотреть на шефа!".
В одном из интервью Лев Алексеевич признавался: "Вот теперь, когда прожил много лет, я понял, что судьба мне улыбнулась. Потому что я, к счастью, почти не играл положительных героев. Я играл их противоположность... И я рад этому, потому что горизонт был расширен. Ты можешь себе представить, чтобы Штирлиц выругался на экране? А мой герой может. С него взятки гладки - он же мерзавец. Тут можно всегда что-то выдумать". И, как истинный профессионал, он выдумывал - просто "лепил" свои "заблудшие души", порой неистово споря с режиссерами. Так, играя Кашкета в "Старой крепости", Перфилов никак не хотел показывать его "тихим, забитым алкашом", как того требовал режиссер, а, наоборот, стремился быть веселым, жизнерадостным, с незамысловатой жизненной позицией. После этого фильма у актера появилась первая зрительская кличка - Кашкет. Он часто слышал вслед: "Смотри, Кашкет пошел". На вопрос, "не ассоциируют ли вас с вашими персонажами?", Лев Алексеевич обычно отвечал: "Если меня и воспринимали, как убийцу, ворюгу или алкоголика, то только до первой встречи. Но стоило мне заговорить, и собеседники видели перед собой другого человека".
Секрет любви зрителей и окружающих его людей заключался в необыкновенном обаянии. Лев Алексеевич был очень добрым, отзывчивым и неконфликтным человеком, душой любой компании - он играл на аккордеоне, писал стихи. С чувством юмора у него было все в порядке. "Я похож на Гришу Ушивина — люблю юмор, людей, люблю выдумывать истории, шухарить. Вообще люблю жизнь", — говорил он. Роль простоватого фотографа-криминалиста из сериала "Место встречи изменить нельзя" была истинным подарком в его беспросветно-антигеройном творчестве тех лет. "Подарок" преподнес Станислав Говорухин, с которым они познакомились, снимаясь вместе в одном фильме. Услышав, что Говорухин собирается экранизировать книгу братьев Вайнеров "Эра милосердия", Лев Алексеевич стал проситься в "бандиты "Черной кошки". Но Станислав Сергеевич увидел актера в роли положительного Гриши. Она принесла Перфилову народную популярность и новую киношную кличку "шесть на девять".
Яркий образ фотографа уголовного розыска не потерялся на фоне исполнителей главных ролей в фильме Говорухина. Режиссёр был очень доволен своим выбором: "Сотня непохожих ролей! И надо найти ключ к каждой. Сотня ключей, точных, потому что если в большой роли образ развивается постепенно и есть простор для актёра, то в эпизоде надо быть снайпером. В короткие минуты действия вложить целый характер. В чём тут опасность? Опытный за большими ролями актёр хочет вложить в свой эпизод всё, что накопил. И под этой тяжестью фильм может перекоситься. Эпизод должен поднять главное, а не затенять его. Лев Перфилов тонко это понимает, умеет справиться с любым заданием. А ещё он умеет обогатить роль идеально найденной деталью… Перфилов – король эпизода".
К сожалению, подобных ролей Лев Перфилов больше не получал, и постепенно перешел на роли бухгалтеров и мелких чиновников. Но и эти образы были подвластны таланту Перфилова. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры проявились в новых ролях: наводчик в приключении "Зеленый фургон", Кулябский в комедии "Зудов, вы уволены!", Петр Васильевич в "Самой обаятельной и привлекательной", мужчина с собакой в мюзикле "Поездки на старом автомобиле".
Своё глубокое уважение высказал Льву Перфилову народный артист СССР Евгений Матвеев. Однажды он рассказал: "Так случилось в моей жизни, что после многих лет актёрской работы я вынужден был перейти в режиссуру. Вынужден потому, что на съёмках повредил позвоночник, два года был на инвалидности, да и врачи требовали, чтоб я сменил профессию. Режиссура для меня тогда, в 1966 году, была делом новым, тяжёлым, и, взявшись ставить "Цыгана", я надеялся лишь на добрых людей, которые могли бы мне помочь. Таким надёжным товарищем оказался Лев Перфилов. Он не только полностью вылепил для фильма своего Костю, принёс мне его готовеньким, а и помогал другим, буквально пропадал на съёмочной площадке. Лёва – верный товарищ, друг, что не так часто встречается в нашей "киношной жизни".
Ассистентом режиссёра в создании фильма "Павел Корчагин" был Николай Мащенко. Через двадцать лет он в качестве режиссёра приступил к созданию многосерийного телевизионного фильма "Как закалялась сталь", и вспомнив удачный дебют Льва Перфилова, пригласил артиста сняться в его картине. Но роль предложил противоположную той, что Перфилов сыграл в первом фильме по роману Николая Островского. В беседе с Львом режиссёр сказал ему: "Нужно сыграть роль самого ярого врага Советской власти. И сыграть так, чтобы тебя возненавидел весь Советский Союз – ведь фильм снимается по заказу Центрального телевидения, и его будут смотреть во всех уголках огромной страны". С задачей Лев Перфилов справился блестяще.
Режиссёры часто приглашали Льва Перфилова играть отрицательные роли подонков, негодяев, мерзавцев, пьяниц, заклятых врагов страны, народа. У Льва Алексеевича не раз спрашивали о его "взаимоотношениях" со своими героями. Актёр отвечал: "Чем больше я играю негодяев, тем чище становлюсь сам. Стараюсь ловко сыграть негодяя, подонка. Бывало, что и переигрываю главного героя. Зрителю запоминается отрицательный персонаж. Во имя чего? Чтобы те, кто запомнит меня на экране, вовремя увидели такого же человека в жизни. Пусть это громкие слова, но такова моя гражданская позиция… А играть очень интересно, порой и не главную роль. Ведь в одном эпизоде можно показать целое явление, слой нашей жизни".
Перфилов часто на съёмочной площадке вносил дополнения в сценарий, дописывал биографии своих героев, придумывал новые эпизоды, импровизировал. Так как Лев Алексеевич хорошо играл на баяне и пел, во время съёмок фильма "Место встречи изменить нельзя" он под аккордеон исполнил песню: "Мы летим, ковыляя во мгле, мы идём на последнем крыле…"
Лев Перфилов женился, когда ему был 51 год. Его жене Вере было 25 лет. Они прожили вместе счастливых семнадцать лет, не уставая каждый день признаваться друг другу в любви. Он ласково называл ее Любимушка, а она его Левушка. На людях они крепко держались за руки, будто боялись потерять друг друга.
Кроме работы на киностудии, Перфилов занимался общественной деятельностью. Он был одним из основателей Гильдии актёров советского кино, принимал активное участие в Международном фестивале кино "Созвездие" и Международном кинофоруме России, Украины и Белоруссии "Бригантина".
Как любой актер, он всегда мечтал о своей главной кинороли, или хотя бы - о смене имиджа. Маленькие попытки были - он сыграл роль Князя в эпизоде фильма "Захар Беркут", роль Дьяка в фильме "Гуси-лебеди летят" и в учебном фильме "Лесная песня" он появился перед зрителями в образе мудрого дядьки Лева. Но роли прошли незаметно, и никто из режиссеров не видел острохарактерного Перфилова под другим углом.
Когда производство фильмов резко сократилось, Лев Алексеевич тяжело переживал это время. Ему было невыносимо осознавать свою невостребованность: "Мы хотим работать! Ведь наши фильмы, судя по откликам зрителей, нужны. Они добрые, трогательные. В них любят, а не "занимаются любовью", - говорил он в интервью. - Мы уникальная нация. Если раньше для нас проститутка была самой последней женщиной, то теперь это профессия. Если раньше Жеглов говорил: "Вор должен сидеть", то теперь это образ жизни. Спекулянты стали называть себя бизнесменами. Все с ног на голову, и моему поколению этого не понять!".
У него обострилась хроническая болезнь легких. "Он просто угасал. Я замечала, что когда у него все-таки появлялась работа, он даже забывал, как он дышит. А уходя с площадки, тут же начинал кашлять", — вспоминала его жена Вера. Своей энергией и верой она удивительным образом продлевала мужу жизнь.
Лев Алексеевич называл Веру своим спасением. За год до их случайного знакомства он чуть не наложил на себя руки. Однажды популярный советский актер посчитал, что жизнь его не сложилась. Чернобылец, инвалид второй группы, ликвидатор последствий аварии, актер мотался тогда в эту страшную зону очень часто. Выступал перед солдатами, рассказывал о своих киношных случаях. И ездил на целину. Тогда поехать туда, где трудно, не считалось каким-то особенным подвигом. И после всего этот бесстрашный и добрый человек решил свести счеты с жизнью. Подойдя к бортику Московского моста в Киеве и собираясь прыгнуть в воду, вдруг ясно расслышал голос: "Не спеши! Подожди еще немного!"
Перфилов не хотел поддаваться унынию и уходить из профессии, но ему надо было содержать большую семью - после трех браков у него было шестеро детей и восемь внуков. И он ездил с многочисленными концертами и творческими встречами по стране - публика его встречала всегда неизменно восторженно.
Отдушиной для него стали телевизионные программы. В своих "Кинозабавах" и "Музыкальных забавах" он пытался сохранить на ТВ любимые кино и песни. Зрители увидели другого Перфилова — умного, остроумного, ироничного. "Вот я знаю: сколько бы нам не показывали зарубежной ерунды и не воспитывали в нас злость, ненависть друг к другу, мы все равно будем любить наше", - доверительно, не по написанному говорил он своим зрителям. Но телевизионному начальству не нравились темы программ, его простая манера ведения, раздражали острые высказывания о проблемах кино и эстрады. Лев Алексеевич рассказывал о судьбах актеров, чтобы как-то помочь им. У программ возникли проблемы с финансированием и их закрыли.
Когда в 1999 году в Киев приехала киногруппа Алексея Германа для подбора актеров на фильм "Трудно быть Богом", сразу же пригласили Перфилова, который снимался в предыдущей экранизации романа. Он пришел, но поднимался на четвертый этаж Дома кино около сорока минут. Ему легче дышалось в Бердянске, где он несколько лет был активным участником кинофестиваля "Бригантина".
Будучи тяжело больным, задыхаясь и держась за сердце за кулисами, Лев Алексеевич сыграл свою главную роль в спектакле "Судный день", вложив в нее и боль, и нерастраченную актерскую силу. Зрители плакали.
Лев Алексеевич Перфилов умер 24 января 2000 года и был похоронен на Лесном кладбище Киева.
В городе Коломна на улице Октябрьской Революции на доме, где жил Лев Перфилов, установлена мемориальная доска, на которой Лев Алексеевич изображён в роли Гриши "шесть–на-девять".
О Льве Перфилове была снята передача "Как уходили кумиры".
Комментарии
место встречи изменть нельзя
сильный фильм
Отправить комментарий