Краткая история мамонтенка Димы
Кто еще школьником в советское время побывал в ленинградском зоологическом музее не мог не запомнить один из самых ярких экспонатов - мамонтенка Диму. Вот его история.
Однажды, в далёком 1977 году, июньским днём в верховьях реки Колымы на территории Магаданской области, не покладая рук и не жалея сил бравые товарищи с лопатами и не менее бравые сотоварищи рабочие бульдозеристы из старательской артели под звучным названием «Знамя», расчищали площадку для промывки золота во имя светлого, великого и прекрасного будущего советского коммунизма.
Так один из бульдозеристов, чьё имя теперь запечатлено в анналах истории как имя первого человека, который нашёл первого целого мамонтёнка, заступил в ночную смену разгребать завалы. На очередном заходе в объект расчистки, разбирая завалы глыб, он случайно зацепил ножом бульдозера труп этого самого мамонтёнка [2]. Вовремя заметив, что он откопал нечто удивительное, попавшее в свет фар тёмным силуэтом не то коровы, не-то падали какой-то, он остановился и решил осмотреть данную находку [2]. Подумывая спустить её в отвал, как уже делал раз с обнаруженной древней лошадкой до этого, он набирался сил покинуть свой служебный транспорт. "Всё, что не мамонт – то падаль не интересная" — именно так думал данный гражданин в тот день [2].
Справедливости ради, стоит отметить, что, несмотря на некоторые варварские, казалось бы, вещи по выкидыванию всего того, что не похоже на слонов и носорогов, граждане той эпохи всё же стремились помочь учёным, в отличие от нашего времени, где в большей степени всё расхищается и продаётся [5].
Так наш герой, которого звали Анатолий Владимирович Логачев, наконец-то спустился из кабины своей машины и подошёл к тёмному силуэту животного. Недолго думая, он потрогал тело руками и почувствовал, что местами оно было покрыто мягкой шерстью [2]. Несмотря на то, что в июне в Магаданской области по очевидным причинам намного светлее чем в зимнее время, Логачёв всё равно чувствовал себя неуютно. Для него за пределами транспорта было довольно темно, а потому определить обладателя шерсти на ощупь и уж тем более нормально разглядеть находку Анатолий не смог. Поэтому он решил оставить тело неизвестного зверя до утра и уехать на своём бульдозере прочь.
Он же в свою очередь возглавил исследовательскую экспедицию по спасению ценнейшего экспоната.
Мамонтёнка назвали незамысловато - Димой, в честь одноимённого ручья, впадающего в Киргиляхский ручей [4]. Потом были отобраны пробы из места захоронения животного с целью реконструкции мира, в котором оно жило, хоть и не долго, да и само животное также изучалось [1]. Изучение места, которое послужило «усыпальной колыбелью» для бедного древнего детёныша хоботного, открыло миру интересные особенности захоронения.
Так, оказалось, что место, где покоился Дима, находилось в древнем галечнике, который толстым слоем покрывал скальное дно долины Киргилях. В долине не нашлось места речным отложениям, зато массивно и величественно лежал приблизительно семиметровый пласт сплошного неокатанного щебня с глинистым заполнителем.
Т.е. все эти особенности захоронения показывали, что данная геолокация формировалась в сухой и холодный сезон.
А по количеству годовых колец на спилах деревьев лиственницам на момент смерти было всего по 120—150 лет. Данная находка показывала, что осадки накапливались с чудовищной скоростью и в конечном итоге не позволили деревьям выжить. Их, как и Диму, надежно сберегла вечная мерзлота и их так же, как и его, засыпало грязью и щебнем [3].
Казалось, что мамонтенок, сам того не желая, угодил в объятия грязевых масс, но на вопрос, они ли сгубили мамонтёнка, ответа не было. Поэтому хоть как-то пролить свет на этот вопрос могло лишь исследование его тела и реконструкция облика географического региона, в котором и обитал наш маленький мохнатый друг и его более крупные лохматые родичи.
Были с микротравмами и его ступни, а сам мамонтёнок по виду был больным и слабым [2]. Исследования тела мамонтёнка показали, что у него была ранена нога [7], был сморщен желудок, а прямой кишечник был полным [2]. Так, Сморщенный желудок животного говорит нам о том, что перед смертью мамонтенок был больным и практически ни чем не питался, а полный кишечник наоборот, рассказывает нам о временах, когда особь была ещё здоровой и ела вволю. Предполагается, что незадолго до своей гибели мамонтёнок поранил ногу и отстал от остального стада, хромая и страдая от сильного заражения паразитическими червями [7].
Существует две версии того, как погибло это животное. Первая гласит, что мамонтёнок мог свалиться в яму-мочажину, которая в результате селевых потоков позже быстро наполнилась водой и грязью [1]. Вторая версия гласит, что мамонтёнок сначала умер от голода [7], а уже потом его бренное тело смыло селевыми потоками в яму, которую в последствии замело слоем грунта и дёрна, сползающего по склону [1].
Он был вероятно очень сухим. Об этом нам говорит степень сохранности туши, которая оценивается как почти 100 %. Значит, смерть Димы происходила в эпохе очень сухого климата, с сухим и жарким летом и сухой морозной зимой [2].
Прижизненную массу тела мамонтёнка оценили в 100 кг, отталкиваясь от роста мамонтёнка, который в холке равнялся приблизительно метру [1]. Его возраст на момент смерти был около 7 месяцев. Сама смерть случилась по разным оценкам 39 - 40 тысяч лет назад [1]. Интересно, что кожа и внутренние органы мамонта прекрасно сохранились и в дальнейшем были извлечены. Что же касается шерсти, то она сохранилась лишь на ногах, остальное осталось в раскопе. К счастью, учёным и старателям удалось собрать большую ее часть на месте находки. Эта шерсть по итогу была использована для изготовления биогруппы «Тафономия магаданского мамонтенка». После завершения комплексных исследований, в том числе с помощью томографии, труп мамонтенка был доставлен в Петербург для дальнейшего хранения в Зоологическом Музее. Однако, несмотря на то, что тушка мамонтёнка была высушена, в результате естественной холодовой сублимации, разложение всё равно шло. Встала задача о спасении данного экспоната, решить которую предстояло великому выдающемуся художнику-таксидермисту Михаилу Абрамовичу Заславскому. Интересно, что до этого он никогда не работал с подобным материалом, а потому для него эта работа была сложной вдвойне, поскольку она была во многом экспериментальной. Михаил Абрамович не мог допустить провала работы, ибо он всегда скрупулёзно подходил к созданию музейных экспонатов. Не даром он считается основателем советской таксидермической школы и главным создателем метода метода скульптурной таксидермии. Так, для того, чтобы спасти мамонтёнка М. А. Заславский поставил для себя две главные задачи:
Для выполнения первой задачи Михаил Абрамович воспользовался спиртами, с помощью которых и устранил всю биоту, которая разлагала слонёнка. Далее выдающийся советский таксидермист решил попробовать забальзамировать тело животного методом парафинирования, которое до сели в подобного рода случаях ни разу не применялся.
Следует отметить, что с точки зрения музейного экспонирования всё было сделано грамотно - на запредельном уровне. Тем более, что до того, как Михаил Абрамович начал консервацию, были отобраны все мыслимые и не мыслимые образцы. Были вынуты передние и задние конечности целиком. Т. е. всё, что можно было из мамонта изъять, то было изъято для исследований. Остался только исключительно материал для таксидермии, который для научного изучения уже не представлял прежнего интереса.
Таким образом, Дима, после изучения СВКНИИ и консервации наконец-то обрёл покой. Его отправили самолетом в Ленинград уже более 40 лет назад, и сейчас этого мамонтёнка Вы можете увидеть в Зоологическом Музее Зоологического Института РАН в Санкт-Петербурге.
P. S. Душевно благодарю Тихонова Алексея Николаевича в помощи и консультировании меня в написании данной научно-популярной статьи с элементами художественной стилистики. Отдельно благодарю советского и российского зоолога Павлову Елену Александровну на указание грубых неточностей, которые в последствии устранялись. Искренне благодарю её и за то, что познакомила меня с Алексеем Николаевичем. Не исключаю, что возможны есть некоторые условности в художественной части очерка, допущенные в результате цитирования советского научно-популярного журнала, но я опирался на те источники, которые у меня были в доступности.
Мамонтёнок застывший во времени. Документальный фильм National Geographic.
И еще одна необыкновенная история другого детеныша мамонта, которого нашли все в той же Сибири в 2007 году:
Ископаемый мамонтёнок-самка, был найден в мае 2007 оленеводом Юрием Худи в верхнем течении реки Юрибей на полуострове Ямал. Мамонтёнок уникален тем, что по сохранности превосходит все ранее обнаруженные ископаемые останки мамонтов: тело сохранилось полностью, за исключением волосяного покрова и ногтей. Исследование останков проводил коллектив учёных из России, США, Японии и Франции: вначале для тщательного планирования вскрытия была выполнена компьютерная томография тела в токийском Университете Дзикей, затем проведено вскрытие на базе Зоологического института в Санкт-Петербурге.
Комментарии
Отправить комментарий