Литва выразила готовность покупать и распространять сжиженный газ из США
Глава министерства энергетики Литвы Рокас Масюлис сделал заявление о том, что Вильнюс готов закупать для себя и перепродавать соседям американский сжиженный газ. Главный литовский энергетик сделал это заявление на встрече с министром энергетики США Эрнестом Монизом.
«Экспортерам СПГ мы можем предложить через Клайпедский терминал поставлять не только в Литву, но также в Латвию и Эстонию, а с 2019-го — потребителям Польши и Украины», — сказал Рокас Масюлис в ходе встречи с американским коллегой, которая прошла в минувший вторник в Вашингтоне.
Как отмечается в пресс-релизе Минэнерго республики, Литва рассматривается энергетиками США не как отдельный рынок небольшого государства, а как часть большого регионального рынка.
Экспорт сжиженного природного газа из США официальный Вильнюс считает одним из важнейших приоритетов своей политики, сообщает «Интерфакс».
Российский газ, правда о газе из США, счастливые китайцы и самоубийство Европы. Эксперт газовой отрасли Штепан опровергает абсурдные мнения ("Parlamentnilisty.cz", Чехия)
Эксперт газовой отрасли Владимир Штепан утверждает, что американский сланцевый газ не заменит, в случае перебоев, поставки газа из России. Мощностей терминалов на это еще как-то хватит, но строительство сети газопроводов с берегов Атлантики в направлении запад-восток заняло бы как минимум 5 лет и обошлось бы слишком дорого. Более того, цена была бы выше, так как российский газ не конкурировал бы с американским топливом, и американцы могли бы заявить, что хотят такой же цены, по какой продают газ в Азии. Кроме того, Россия строит газопроводы вместе с Китаем, готовя себе плацдарм для отступления.
Parlamentní listy: В связи с кризисом на Украине говорят о том, что импорт сланцевого газа из Америки мог бы заменить российский газ в случае перебоев в его поставках. Реально ли заменить российский газ сланцевым газом, ввозимым из США? И когда нечто подобное может начать работать?
— Владимир Штепан: Такая возможность есть, но нам не стоит ожидать, что этот источник внесет ощутимый вклад в диверсификацию источников газа для Европы. США располагают терминалами для сжиженного газа и могут его экспортировать, хотя количество выданных лицензий пока минимально. Но даже если бы этот барьер удалось преодолеть, этот газ, почти со стопроцентной гарантией, будет отправлен в Китай, где цены гораздо выше европейских. Это бизнес. Так что, возможно, лишь какие-то партии газа из США могли бы поставляться в Великобританию, где есть некоторые связи, или на один терминал в Западную Европу. Но я не ожидал бы, что этот газ будет отправляться в Европу на постоянной основе. За прошлый и позапрошлый годы были подписаны договоренности о поставках сжиженного газа из Катара в Европу. И хотя танкеры дошли до европейских берегов, они продолжили свой путь в направлении Азии. Из-за того, что цена в Азии, прежде всего в Китае, чрезвычайно высока, поставщики отдают предпочтение рынкам Азии.
— Мог бы американский президент Обама оказывать больше давления на Европу, чтобы она импортировала сланцевый газ?
— Когда он посещал Европу в начале украинского кризиса, то такое обещание даже было сделано, но уже на следующий день Обама от него отказался, ссылаясь на то, что Европа должна решить сама. Вероятно, он получил дополнительные экономические данные о том, как дела обстоят на самом деле, и поэтому поменял мнение.
— Я узнал, что Газпром опубликовал сообщение о том, что, если говорить о добыче сланцевого газа в самой Европе, европейские страны смогут начать добывать его не ранее 2016-2018 года, но и все равно это не компенсировало бы поставок российского газа...
— Месторождения сланцевого газа в Европе обширны. В этом нет сомнений. Однако они находятся на очень большой глубине. В США сланцевый газ залегает на глубине нескольких сотен метров, а в Европе — на уровне километра и более. Кроме того, в Европе структура пород не слишком благоприятна для добычи. То есть, тут были бы большие расходы на добычу. Существует также риск того, что открылось после пробного бурения в Польше, когда сначала казалось, что там огромные запасы и все отлично, но после того, как было сделано несколько скважин и пошел газ, добыча началась на поверхности, уровень очень быстро снизился — пласты сланца сжались. И отток газа остановился. Газ там есть, но существуют вот такие проблемы. Проводились исследования того, какие месторождения в Европе схожи с американскими, чтобы добыча могла реализоваться. Выяснилось, что подходящие области есть, скажем, в Северо-Западной Польше, кое-где в Британии. Сейчас ждут, какими будут результаты в Британии, удачным ли будет бурение. Пока в Европе, насколько я знаю, не было ни одного успешного бурения.
— Есть мнение, что добыча сланцевого газа в Америке — это мыльный пузырь. Говорят, что добыча перестает быть рентабельной, и некоторые скважины закрывают, а выгодно добывать только потому, что есть дешевые деньги благодаря политике количественного смягчения ФРС, а иначе все это не окупилось бы...
— История такова, что добыча сланцевого газа первоначально субсидировалась. Дотации кончились. Они привели к тому, что вне зависимости от расходов велась активная добыча, а на рынке был переизбыток газа, который было просто невозможно использовать, и цена упала до половины или даже трети от той, что держится в Европе. Конечно, когда дотации кончились, интерес инвесторов сильно упал. Это привело к тому, что цена на сланцевый газ поднялась, и в итоге она достигнет того уровня, когда экономически будет выгодно этот газ добывать. Это нормальный рыночный процесс: экономика спровоцировала рост цены, и инвесторы возвращаются. Несмотря на то, что дотаций больше нет, а цена на сланцевый газ выросла, цена газа в Америке все равно равна половине, или ниже на 40%, цены европейской. Она уже не в 2-3 раза ниже. Нет причин для остановки добычи. Кроме того, неправда, что больше нет месторождений. Подобные заявления я считаю явным давлением со стороны групп лоббистов. Интересно, что еще быстрее растет цена сланцевой нефти.
— Да?
— Это объясняет, почему сегодня падает цена на нефть, несмотря на кризисную ситуацию в Ираке, Ливии, в России и других регионах. Собственная доля потребления США от 90 млн баррелей мирового потребления нефти в день составляет почти 20 млн баррелей. Если Соединенные Штаты заменили бы импорт собственной добычей — а пока большую часть нефти они импортируют — это, конечно, оказало бы значительное давление на цены на нефть и на все остальное. Можно ожидать, что после бума сланцевого газа будет бум сланцевой нефти, что также может привести к снижению цен на нефть, а значит и на газ, так как у ряда фирм цена газа привязана к цене на нефть.
— Если сланцевый газ будет импортироваться из США в Европу, какой будет цена на него? Он будет дешевле или дороже российского газа?
— Вопрос, что такое российский газ. Российский газ есть на биржах, где цена в среднем составляет, скажем, 7 крон за кубометр. При этом по долгосрочным контрактам в привязке к цене на нефть стоимость кубометра составляет более 8 крон. И то, и другое — это российский газ. Если учесть, что продажная цена сланцевого газа в США выросла, плюс включить сюда транспортные расходы, то выходит, что цена американского газа в Европе будет не ниже биржевой цены, по которой большая часть компаний покупает газ. Так что, даже если бы все получилось, не стоит ожидать, что это приведет к снижению цены на газ, по крайней мере к значительному снижению. Предположительно, цена была бы примерно той же. Вопросом остается, удастся ли снизить расходы на добычу. Но тут надо иметь в виду новые технологии, большую эффективность. И расходы на транспортировку постоянно снижаются — инвестиционные расходы резко падают. Поставляемые объемы увеличиваются и так далее. Так что цена сможет конкурировать с текущими ценами в Европе. Существуют также прогнозы на ближайшие 20 лет, согласно которым разница цен между Америкой, Европой и Китаем несколько уменьшится — она не будет уже той, что сейчас, однако все равно различия будут составлять десятки процентов.
— Задам провокационный вопрос. Если завтра Путин закрутит газовый вентиль, то в какой мере Америка сможет покрыть потребление в Европе?
— Думаю, что она не сможет его покрыть вообще. Рассчитывать на нечто подобное нереально. Теоретически мощностей принимающих терминалов могло бы быть достаточно, но к ним не подведена сеть европейских газопроводов. Эта сеть газопроводов построена не в направлении запад-восток, а в направлении восток-запад. Частично это можно изменить минимум через 5 лет, если запустить специальную программу. Россия экспортирует в Европу 140-150 млрд кубометров ежегодно, в зависимости от спроса. Если бы все получилось, заработало: половину составил бы сланцевый газ, что-то поставила бы Норвегия, где-то что-то удалось бы сэкономить, то через 5 лет катастрофической ситуации уже не стоило бы бояться. Но я полагаю, что эта концепция привела бы к росту цен на газ в Европе на несколько десятков, или даже на 50%. Российского газа, который снижает, конкурируя, цены, на рынке не хватало бы. Американцы могут сказать: мы столько-то поставляем в Азию, столько-то в Азии, где газа бы уже не хватало, за него получаем, и назначили бы более высокую цену. На этом заработали бы Катар и Австралия.
Россия бы сосредоточилась на Китае и других направлениях. Найти рынки для нефти не проблема: танкер выходит в море, и потом становится ясно, кто нефть хочет и куда танкер будет отправлен. В прошлом году все в Европе хотели снизить потребление российского газа. Но Катар, невзирая на контракты с Великобританией, все отправил в Китай. Благодаря высоким ценам, поставлять в Китай было выгодно, даже несмотря на штрафы. Так что газа из Катара не было, а норвежцы столкнулись с техническими проблемами. А русские вообще без проблем, имея свободные объемы, поставили в 20-30 раз больше, и об этом даже никто не знает.
— Когда кое-кто утверждает, что Европа не зависит от российского газа, и что Европа сможет заменить его американским газом...
— Это совершенно нереалистичная идея. Но у меня нет никаких опасений относительно того, что Россия перекроет поставки. У русских заключены долгосрочные контракты, скажем на 20 лет, со всеми крупными компаниями в Европе, и по ним предусмотрены огромные штрафы: русским пришлось бы платить десятки и даже сотни миллиардов. В этом они совершенно не заинтересованы. В истории еще такого не было, чтобы русские закрутили вентили. В последнее время я часто читаю в газетах, что якобы они прекратили поставки... Они не прекращали поставок. Они продолжают поставлять. Они соблюдают контракты, и с 1970 года не было такого, чтобы они не поставляли. Потому что иначе им пришлось бы платить огромные штрафы. Например, проблема была в том, что Украина не платила. Это были кризисы в 2009 и 2012 годах. Украина сама потребила тот газ, который был предназначен для европейских государств, и к ним он уже не дошел.
Но теперь есть «Северный поток», и нет никаких проблем. Многие страны ведут с русскими переговоры о снижении цены, но нигде не слышно, чтобы русские не поставляли. Если кто-то говорит, что русские сокращают поставки, то это смешно. Это пишут те, кто в глаза никогда не видел ни одного контракта, кто не знает, что там пишут, не знает реального положения дел. Это полная чушь. Подобное поведение для России было бы равносильно самоубийству. После нефти газ — это их второй по значимости источник дохода. Зачем им, скажите на милость, это делать? В Европу они поставляют 120-140 млрд кубометров, но мощностей газопроводов хватит еще на 120 млрд. Сейчас там нет ничего — это резерв. Так что в общей сложности русские располагают мощностями почти в 250 млрд кубометров в год. И что, эти огромные инвестиции за сотни миллиардов они оставили бы неиспользованными и еще не получали бы оплаты за газ? Как это вообще может прийти в голову? Это глупость. И несмотря на все разногласия и даже почти военные действия, контракты соблюдаются. Это бизнес.
— Если на Украине что-то пойдет не так и газ не сможет поступать через Украину, способен ли «Северный поток» снабжать Европу?
— Этот вопрос в точности отражает политическое отношение отдельных стран. Государства, которые можно снабжать через польский газопровод «Ямал», через Белоруссию, Польшу, или же через «Северный поток», через Германию, эти государства спокойны. Они поддерживают Украину. Это Польша, Германия, Франция, Чешская Республика. Но есть страны, которые в той или иной степени зависят от газопровода, который ведет из России через Украину: Молдавия, Румыния, Болгария, Сербия, Хорватия, Греция, Словения и даже Австрия и Италия. Больше других беспокоятся Словакия, Венгрия. Словенцы молчат, но и они пострадали бы. Болгары хотят «Южного потока». Тем странам, которые хорошо снабжаются российским газом и знают, что зимой у них не будет проблем, легко рассуждать. Если Украина прекратит транзит российского газа, кого она этим накажет? Десять стран в Европе. Эти страны и говорят о том, что санкции бессмысленны.
— Каково ваше мнение о санкциях против России?
— Мне нравится позиция, которую занял наш премьер. Он не на стороне тех ястребов, которые заявляют, что санкции нужно ввести, невзирая на то, какие это будет иметь экономические последствия. Он разумно рассуждает о том, что мы можем потерять рынки, на которые, возможно, уже не вернемся никогда. Кризис пройдет. Порошенко и Путин договорились о перемирии на востоке Украины. До сих пор эскалация велась только для того, чтобы позиция для переговоров была более выгодной. Я думаю, что все закончится компромиссом. Россия продемонстрировала свою силу. Украину посадили за стол переговоров, и теперь должен появиться договор.
Так что глупо покидать на десятки лет российские рынки, когда проложен путь к договору. Роснефть предложила долю в компании китайцам. Если технологии поставит не Запад, то это сделают китайцы, и они сделают хороший бизнес. А мы санкциями направляем Россию в сторону Китая. Эта война закончится через три-шесть месяцев, а вот рынки мы теряем и будем от этого страдать еще десятки лет. Так что позиция премьера Соботки разумна: он мыслит стратегически и дальновидно. Мы заинтересованы в том, чтобы через Украину поступал газ, потому что будем получать оплату за транзит.
— Между Россией и Китаем строится газопровод. Не потому ли, что Путин на всякий случай готовит плацдарм, где сможет сбывать российский газ?
— Конечно. Это будет первый газопровод с пропускной способностью 25 млрд кубометров в 2019 году. И будьте уверены — китайцы построят этот газопровод. В течение двух лет они построили несколько тысяч километров из Туркмении. Но там будет не один газопровод. Потом там будет, скажем, 50,70,90 кубометров. Сейчас Китаю нужно для развития более 200 млрд кубометров — плюс к тому, что у него уже есть. Так что Китай начал добычу сланцевого газа, но пока сталкивается с теми же проблемами, что и Европа.
В Китае месторождения находятся очень глубоко — 1-2 километра. Расходы на добычу огромные. Дело пойдет медленно. Может быть, будет разработана какая-нибудь технология, но все равно процесс пойдет намного медленнее, чем в Америке, и добыча будет в меньших объемах. Но они инвестируют в добычу сланцевого газа миллиарды долларов. Конфликт Европы с Россией для Китая дар божий, потому что вынуждает Россию пойти на более выгодную цену, а еще у китайцев будет газопровод. Когда одна труба проложена, то вторая, третья — это уже не такая большая инвестиция. Одним газопроводом дело не кончится. Будет так же, как в случае «Северного потока», где построят, скажем, три «Северных потока». Я думаю, что в течение 15 лет потребление Китая из России сравняется с текущим потреблением Европы. Потом Европа России не понадобится. Но у России есть связь с Европой, и, конечно, там не захотят быть завязанными только на Китай.
— Какова позиция Украины?
— Украина пару лет угрожала, что остановит транзит газа. Потом был построен «Северный поток», а когда будет готов «Южный поток», Украина в газовых делах потеряет всякую значимость. Она будет только импортировать газ. Ежегодно Украина получала за транзит газа и нефти 150 млрд крон, а так не будет иметь ничего. Она будет только платить за газ — и довольно много. Из расчета на человека Украина импортировала больше всех газа в Европе. У них на газу работает почти все, в том числе и производство электроэнергии. С углем там проблемы, так как месторождения находятся в Луганске и т. д. Сланцевый газ, уголь и обычный природный газ — все на востоке Украины, а на западе нет ничего, все уже добыто. То, что делает Украина, я имею в виду ее энергетическую политику, это абсолютно контрпродуктивно. Это экономическое самоубийство. Они потеряют 150 млрд крон в год без транзита газа и при этом спорят, выиграют ли на снижении нынешней цены на газ 20 млрд. Что это за расчеты? Но нам, Чешской Республике, этот транзит нужен. В наших интересах развивать Украину. Наши транзитные системы огромны, но, к сожалению, они не используются.
Инженер Владимир Штепан — выпускник Высшей экономической школы Праги. Работает в газовой отрасли более 30 лет. Является специалистом по ценообразованию, коммерческим условиям контрактов, регулированию и приватизации. Будучи заместителем по вопросам экономики и торговли в фирме ČPP, отвечал за импорт и транзит газа в Чехословакию. Штепан вел переговоры о контрактах и занимался проблемой диверсификации источников газа. Он выступал в роли консультанта в ряде международных проектов по импорту, транзиту и хранению газа, участвовал в проектах «Правила для газового рынка» в ЧР и СР, ставших основой законодательства в газовой отрасли в условиях либерализации. Владимир Штепан является членом государственной комиссии по разработке энергетической политики ЧР. Регулярно публикуется и выступает с докладами на международных отраслевых конференциях. С 1992 года является соучредителем, владельцем и руководящим работником фирмы ENA.
Комментарии
Видимо, лишние деньги появились.
Отправить комментарий