Мародеры ЧЗО
Все, что представляло хоть какую-то ценность, в Зоне отчуждения растащили в первые годы после катастрофы. В первую волну мародерства, впрочем, дела обстояли вполне сносно – территория еще охранялась, а те самые заветные ковры, холодильники, телевизоры, стиральные машины и прочую утварь, которая не так сильно «фонила» свезли в магазин «Радуга», специально для работников ЧЗО.
А потом в конце 90-х-начале 2000-х началась вторая волна. Что, в общем-то объяснимо: беспредел, кризис, полное безденежье… А чугунные батареи в заброшенных квартирах остались. К тому же, сложно охранять территорию площадью более 1,5 тыс. км без спецтехники и с отсутствующим заграждением. И в Припять потянулись бомжи за березовым соком, «металлисты» за алюминиевыми оконными рамами.
Да что там, воруют даже сотрудники Зоны! В 2011 году должностные лица государственной компании «Чернобыльская АЭС» попались на вывозе зараженных изотопами труб. «Оформить» успели 24 тонны металла, аж на 125 тыс. долл., за что и получили пять лет тюрьмы. Двумя годами раннее вывезли распиленный БТР. Хотя, если учесть, сколько машин закапывали на могильниках и сколько бросили просто так, ничего удивительного в этом нет.
«Даже с одного из вертолетов, с которых пожарные гасили в первые дни горящий реактор, и к которым ни один человек в своем уме приближаться не станет, кто-то умудрился срезать лопасти».
В многоэтажках пока целы разве что металлические конструкции внутри шахт лифтов, ведь демонтировать их – задача не из легких. Да еще телевизионные антенны торчат кое-где. Некоторые особо масштабные операции невообразимы без подкупа сотрудников охраны. В первую очередь, например, грабили сберкассы и магазины. Грохота тяжелых сейфов и шума работы перфораторов невозможно было не услышать.
Любители поживиться опасным металлоломом не боятся никого и ничего. У большинства, если не у всех, при себе оружие и обязательно – неистощимый запас наглости и хладнокровия. Достаточно часто работники находят на брошенных кладбищах убитых бомжей, да и сами наверняка мародеров побаиваются – те действуют не только по личной инициативе, но и с подачи высокопоставленных чиновников.
При этом, мародеров не судили за вывезенное из Припяти имущество горожан. Экологическим преступлением и сегодня считается только сбыт зараженного оборудования, а все остальное под статью не подпадает.
Комментарии
Самое главное и основное мародерство, как пишут очевидцы событий, было в первые дни после аварии. Людей обманули, сказав, что они через несколько дней вернутся. И люди заперли свои квартиры, не взяв ничего кроме документов. Сразу же начали ходить по домам комиссии, которые ломали запертые двери и забирали хранящиеся в квартирах деньги, золото, серебро. С дома получался небольшой мешок. Как свидетельствует одна из членов комиссии, многое было потом разделено между членами таких комиссий. Затем дома Припяти поставили под охрану с установкой на первые этажи сигнализации. Так они и простояли до второй половины 90-х. После чего у государства Украина закончились деньги на поддержание порядка в ЧЗО. И тут началось. Нагнали солдат. Солдаты скидывали из окон домов вещи и мебель в специально подогнанные грузовики, а грузовики увозили все это в расположенные неподалеку могильники. Затем вырвали с мясом и скинули на улицу газовые плиты и ванны, которые долгое время валялись у домов. А затем власти посчитали, что всё закончено. Но среди охраны ЧЗО также были деловые люди. Они были в доле с мародерами, которые снимали в квартирах системы отопления и подобрали ванны с плитами. Не гнушались и унитазами, их много разбитых валяется у подъездов припятских домов. Разбирали и участвовавшую в ликвидации аварии технику на кладбище техники, ее там почти не осталось на текущий момент. Металл отправляли на Криворожсталь в переплавку и распродавали всем желающим внутри Украины. Был небольшой скандал, когда одна партия стали не прошла радиологический контроль на границах европейских государств. Тогда ушлые дельцы попытались продавать зараженную сталь в РФ, но тоже получили от ворот поворот. Сберкассы же и магазины грабили в первые дни. Известна история задержавшегося в ЧЗО сотрудника универмага, которого обнаружили лишь на пятые сутки - четыре дома в Сочи купил детям через некоторое время после аварии.
Кстати, да. Сравните с поведением японцев после Фукусимы. Небо и земля. Совок, как он есть.
У японцев другое. Они ради прибыли мать на органы сдавать не будут, менталитет иной и дисциплина. И после Хиросимы радиофобия в Японии гигантская - эвакуированные из префектуры Фукусима скрывают свое происхождение, иначе будут относиться как к заразным и даже руки не подадут. Да и кому продавать награбленное, если все живут как кум королю? Потому суются туда крайне редко. Но полиция исполняет свою работу по японски, т.е. как минимум хорошо. Российский видеоблогер въехал в эту зону и сделал репортаж посреди пустующих домов, но на полдороге к станции прицепилась полицейская машина и вынудила выехать.
Отправить комментарий