Михаил Никитин: «Ринго Старр определил мой выбор»
Нет ничего ценнее, чем когда недавние выпускники возвращаются в альмаматер с накопленными знаниями и опытом, чтобы поделиться ими с новыми поколениями, вдохновляя своим примером на маленькие и большие победы.
Барабанщик группы Avenue и бессменный участник джазовых коллективов Михаил Никитин с недавних пор ведет класс ударных инструментов в Нарвской музыкальной школе, где когда-то сам начинал свой творческий путь. О перипетиях этого пути он рассказал газете «Нарва».
- Миша, привет! Каково вчерашнему ученику Нарвской музыкальной школы оказаться по ту сторону доски?
- Не сказать, что я уж совсем новичок в преподавательском деле (смеется). Первый мой учительский опыт случился в 2011 году в Силламяэской музыкальной школе, куда меня пригласил контрабасист Тойво Унт и где я с удовольствием работаю до сих пор. А в родной НМШ преподаю с 2014-го. Желание попробовать свои силы в качестве педагога там, где когда-то начинал свой тернистый музыкальный путь, было очень сильным – хотелось поделиться знаниями и опытом с теми, кому это действительно интересно. Хотя когда учился, то совсем не думал, что могу и сам преподавать. Забавная штука: время летит так быстро, что мне кажется, только вчера сам закончил школу.
- Какие у тебя ученики? Талантливые или не очень?
- Все разные и по способностям, по возрасту. Есть даже те, кто гораздо старше меня! – ведь в школе работает замечательная программа для взрослых. Кто-то начинает с чистого листа, кто-то приходит со своим багажом. С последними проще: они, как правило, знают, чего хотят. Есть такие, кто начинает заниматься по воле родителей, других охватывает импульсивное желание стать барабанщиком после просмотра крутого концерта. Многие сильно переоценивают свои возможности, думая, что играть на барабанах – это элементарно. Но здесь, как и в любом деле, нужно шаг за шагом продвигаться к следующему уровню. Часто люди не выдерживают рутинную часть и бросают.
- С какого возраста можно посещать класс ударных инструментов?
- Это вопрос индивидуальный. Есть дети, которые с 3 лет играют. Все зависит от того, в каком окружении растет ребенок: слушают ли родители музыку, берут ли его с собой на концерты. Ну и, конечно, мотивация очень важна.
- Решение работать в НМШ как-то связано с твоим недавним поступлением в консерваторию?
- Нет, это случайно совпало по времени, но для преподавания более высокий уровень образования не будет лишним.
- Как удается совмещать работу в школах и обучение в Таллинне? Тем более что ты, насколько я знаю, учишься на дневном отделении.
- Учусь на дневном, да. Во-первых, на джазовом направлении нет заочного, да и если было бы – то все равно выбрал бы на дневную форму обучения. Сам не знаю, как это получается, но времени мне хватает на все. Со вторника по пятницу учусь в Таллинне, с субботы по понедельник преподаю. Так и живу между тремя городами.
- Зачем тебе академическое образование? Что сподвигло попытать силы перед приемной комиссией?
- Я давно об этом думал, но никак не решался. С одной стороны, и без диплома можно развиваться, а с другой, учеба в академии дает новые возможности: кроме знаний и навыков это еще и знакомства с людьми, которые могут открыть определенные возможности, а в музыкальном мире «обрастание связями» очень важно. Плюс это в любом случае некое испытание, выход на другой уровень.
- Как выдержал вступительные экзамены: нервничал сильно?
- Поскольку я закончил музыкальное училище, особых сложностей не было. Волнения особого не исптывал, но определенные страхи все же были: барабанщиков поступало шесть, а мест – только два. Одно из них, к счастью, стало моим.
- Ты востребованный музыкант. В каких коллективах сейчас играешь?
- Назову себя фрилансером. Ни к какой группе не привязан, и мне это нравится. Сессионно участвую в разных проектах, некоторые из них долгосрочные. Работы, слава богу, хватает.
- Значит, лето выдалось жарким.
- Если говорить о музыке, то да. Я выступал на фестивале Jazz Time в составе трио: играл с пианистом Владимиром Высоцким и с контра-басистом Ара Яраляном. Работать с такими превосходными музыкантами – одно удовольствие! А вот погодой лето не баловало, поэтому часто проводил время в гараже со своей машиной. Это дело я тоже люблю.
- Где бы ты ни выступал, твои родители всегда в зале. Поддержка семьи, наверное, сильно повлияла на твое становление.
- В семье меня всегда поддержи-вали во всех начинаниях. Родители всегда посещали концерты, в которых я играл, начиная с самых первых. До сих пор, когда случается играть в Нарве, они стараются прийти и очень расстраиваются, если по каким-то причинам им это не удается сделать.
- А каким тебе запомнилось детство?
- Обычным для большинства детей 90-х. Мне кажется, оно было гораздо интереснее, чем у тех, кто родился лет на 10 позже (смеется). Конечно, и я успел пристраститься к компьютеру, но большую часть времени мы проводили во дворах, играя в игры, которые, наверно, уже никто и не помнит.
- А родители что вам старались привить?
- Помню, как нас с сестрой в раннем возрасте записали на фигурное катание, которое я быстро забросил, зато кататься на коньках с тех пор умею. Когда стал взрослее, ездил с отцом на лыжах. Даже два или три раза участвовал в Тартуском лыжном марафоне! Помню, как папа с моим дядей учили меня кататься на велосипеде. Тогда и заинтересовался техникой. Велосипед ведь нужно было иногда ремонтировать, и делал я это сам! Такие детские навыки впоследствии очень помогают в быту. Я считаю, что мальчикам нужно какое-то занятие для рук, чтобы потом хотя бы элементарную поломку устранить – не только транспортную. Кроме того, родители часто меня брали на концерты. Маленьким я, правда, часто засыпал под Шопена, но это все равно сыграло очень большую роль в моей судьбе. Спасибо им огромное.
- А что за история, когда ты с папой поехал за границу играть музыку на улицах?
- Отец в детстве учился в музыкальной школе игре на фортепиано и на скрипке, но не окончил ее. Сейчас играет на классической гитаре. Мама тоже в детстве училась в музыкальной школе. Можно сказать, что семья у нас музыкальная. В 1997 году, когда мне было 7 лет, я впервые оказался с папой в Швеции. В Стокгольме, в старом городе, очень много уличных музыкантов – это и вдохновило нас. Долго потом вспоминал свои ощущения от прогулки по наполненным музыкой улицам, и в начале 2000-х уже сам играл на улицах Стокгольма. Это продолжалось несколько лет, и на заработанные деньги мы объездили пол-Европы, а я смог купить себе барабанную установку. Благодаря этому периоду я достаточно рано понял цену деньгам и прочувствовал, какой ценой они достаются.
- Бесценный опыт, в том числе и для музыкальной практики.
- Конечно! Почему-то в наших постсоветских краях игру на улицах приравнивают к нищете, будто люди таким образом чуть ли не побираются. На самом деле все совершенно иначе: на улицах часто играют как дилетанты, так и люди с замечательным музыкальным образованием.
- А твое образование началось в...
- 8-летнем возрасте. Тогда Нарву в концертом приехали Тойво Унт, Тийт Паулус, Айвар Васильев и Александр Рябов. Мои родители были знакомы с Борисом Паршиным, который пригласил нас всех на концерт. Услышав и увидев, что они вытворяют, я понял, что хочу играть – так меня зацепило! И сам попросил родителей отвести меня в музыкальную школу.
- Почему выбрал ударные?
- В детстве я рос под музыку The Beatles. К 10 годам мог перечислить все их альбомы и песни. А кумиром был Ринго Старр. Вот и весь выбор. Моим учителем стал Виктор Дмитриев.
- А как появился опыт игры в бэндах?
- Когда я только начал заниматься, школьным биг-бэндом руководил Константин Арутюнов. На отчетных концертах я всегда ждал их выступления, сидя в зрительном зале, и мечтал играть в таком оркестре. Мечты начали сбываться, когда в 10 лет мне доверили маракас (смеется). Затем была перкуссия, ну а уже почти взрослым я наконец сел за барабаны. Затем Людмила Юзвик пригласила меня в оркестр аккордеонистов, а Вячеслав Шван – в духовой оркестр.
- Ты стал востребованным!
- Это еще не все: параллельно я вместе с Сережей Шегуровым аккомпанировал вокальному ансамблю Светланы Войтенко. И наконец от-дельно от всех был ансамбль, где играли Саша Пааль, Артем Репьюк, Сергей Шегуров и другие мои соученики. Ну и я с ними.
- Знаковым моментом для тебя как музыканта стало приглашение в команду Avenue. Как это случилось?
- Мне было 17 лет, а из Avenue тогда ушел барабанщик Илья Лазарев. Кирилл Адылин, с которым я уже был давно знаком, предложил попробовать поиграть в группе. У меня получилось, и до сих пор я участвую в выступлениях коллектива.
- А общее образование где получал?
- Отучился 12 классов в шестой школе. Из учителей запомнилась Инга Ивановна – прекрасный преподаватель МХК, очень интереснорассказывала об искусстве. Ирина Ускова по русскому и литературе, Нина Демидова по эстонскому языку. Юрий Рауд – трудовик с большой буквы, его уроки я всегда ждал с нетерпением. А по окончании школы я уехал в Таллинн и поступил, на удивление всем, в механическое училище на автомеханика! Так что без работы не останусь, даже если с музыкой не сложится (смеется).
- Складывается впечатление, что машины – твоя страсть.
- Так и есть! Машины люблю очень, и ничего не могу с этим поделать. До сих пор иногда себя спрашиваю: «А тем ли я в жизни занимаюсь?». Я могу день и ночь ковыряться в автомобиле, чему и посвящаю все свое свободное время. Для меня машина нечто большее, чем просто железо с четырьмя колесами.
- Как у тебя с эстонским языком?
- Прожив в Таллинне 6 лет, сложно его не выучить. Особенно если учишься в эстоноязычной среде.
- Где нарвитяне смогут послушать твою игру в ближайшее время?
- В основном все мероприятия проходят в Таллинне. Но 20 декабря в Geneva на закрытии «Осенней столицы» мы соберемся старой командой Narva Jazz Band и ударим по джазу!
- Начался учебный год. Посоветуй родителям учеников музыкальных школ и студий, как мотивировать ребенка, как его поддерживать на этом нелегком пути.
- Я пока не родитель, и мне сложно давать какие-либо советы. Но считаю, что нужно быть с деть-ми заодно. Водите их на концерты, выставки, отдавайте в спортивные секции. Он может не стать музыкантом, художником или хоккеистом. Но с большой вероятностью вырастет хорошим, разносторонне развитым человеком.
- В Нарве ты бываешь редко и коротко. Какие ощущения испытываешь к родному городу?
- Я вырос на Кренгольме, поэтому основные детские вспоминания связаны с этим районом. Среди любимых мест в городе сегодня – это, безусловно, новый Променад: берег потрясающе преобразился, да и весь город постепенно расцветает. Конечно, есть противники некоторых изменений, но всем не угодишь. А вот чего, на мой взгляд, действительно не хватает – так это хорошего концертного зала. Надеюсь, все впереди. Желаю нарвитянам ценить и любить свой город, вместе мы сделаем его лучше! И чаще посещать культурные мероприятия не только в Нарве, но и за ее пределами.
Беседовала Анна Чистоделова, газета "Нарва"
фото. Личный архив Михаила Никитина
Комментарии
Моей дочери 15 лет и очень хочет научиться играть на ударных инструменте. Скажите куда нам обратиться. Или как связаться с вами.
Лучше купи её скрипку.Пожалей соседей!
Отправить комментарий