Министр Кадри Симсон: мы сумеем вывести экономику Эстонии из застоя
На вопросы редакции «Зеленой столицы» отвечает министр экономики и коммуникаций Эстонcкой Республики Кадри Симсон.
Кадри Симсон. Фото: Светлана Алексеева
- Министерство экономики и коммуникаций – одно из самых сложных и ответственных. Легко ли далось вам решение возглавить это министерство?
- Я заверила премьер-министра Юри Ратаса, что приму любой пост, на котором он меня видит – в каком-либо из министерств или в Рийгикогу. И он предложил мне именно это большое и сложное министерство. В парламенте я около десяти лет работала в финансовой комиссии, но так как министерство финансов по коалиционному соглашению осталось за IRL, то я решила, что долгий опыт работы в Рийгикогу дает мне основания взять на себя руководство Министерством экономики и коммуникаций.
В моей компетенции как министра находится вся инфраструктура - дороги, порты, аэропорт, паромное сообщение. И, разумеется, энергетика. То есть те структуры, которые так или иначе затрагивают любого жителя Эстонии.
- Во время пребывания у власти Партии реформ экономика Эстонии находилась в стагнации. Какими вам видятся пути выхода из такого положения?
- В самом деле, это ненормально, что экономика нашей страны росла всего на 0,6% в год. Мы примем различные меры, позволяющие преодолеть застой.
Первая: вся Европа, чтобы оживить свои экономики, применяла скупку долговых обязательств. Банк Эстонии с марта прошлого года стал скупать долговые обязательства, но т.к. у эстонского государства их нет, он покупал долговые обязательства других стран еврозоны и оживлял тем самым экономики зарубежных государств. Мы решили избавиться от такой догмы.
По решению нового правительства Эстония сможет брать кредиты на строительство важнейших объектов. Согласно европейским ограничениям, размеры кредитов не должны превышать 0,5% от нашего ВВП, то есть не более 115 млн евро в год. Эти средства пойдут на три цели: дороги, жилищное строительство и реконструкцию особо важных объектов, таких как, например, Таллиннский горхолл.
Две железнодорожные колеи – на Запад и на Восток
- Каково сейчас положение с проектом Rail Baltic?
- Подготовка к созданию Rail Baltic ведется давно. Заключено соглашение между Эстонией, Латвией и Литвой; премьер-министры регулярно подтверждали желание проложить Rail Baltic. На этот счет есть решение Евросоюза, так что мы получим из его бюджета 80% средств, необходимых для строительства этой дороги. Эта железная дорога выгодна не только Эстонии, Латвии и Литве, но и Финляндии. Мы считаем, что Rail Baltic пройдет по той трассе, прокладка которой начата, однако это не значит, что не будут осуществлены определенные компромиссы, чтобы предотвратить или минимизировать ущерб, который понесут некоторые регионы.
- Ширина колеи будет европейской?
- Да, конечно. И это значит, что Эстония станет государством, в котором существуют две разные железнодорожные колеи – одна для сообщения с Европой, другая для сообщения с Россией. В районе Мууга будет сооружена большая платформа, на которой грузы товарных поездов будут перекладываться с одной колеи на другую, и куда морем будут доставляться грузы из Финляндии.
- Некоторые защитники природы возражают против строительства Rail Baltic...
- Да, и защитники природы, и партия «зеленых». Но ведь железнодорожные перевозки из всех видов транспортировки грузов наиболее щадящие для окружающей среды. Я часто езжу между Таллинном и Пярну, вижу, что творится на дорогах. Шоссе Таллинн – Пярну – Рига в наибольшей степени загружено тяжелыми фурами, и я нахожу, что полезнее будет, если один состав заменит 50 таких машин, мчащихся по шоссе.
Революционные перемены в общественном транспорте
- В следующем году по примеру Таллинна на бесплатный общественный транспорт перейдут другие города и уезды. Во сколько это обойдется, и кто заплатит за это: местные самоуправления или государство?
- Сейчас бесплатный общественный транспорт существует только в Таллинне, и городу он обходится в 59 млн евро в год. Если перевести на бесплатное сообщение все автобусные линии в уездах, то это будет стоить вполовину меньше, чем в Таллинне. Другое дело, что графики движения на этих линиях разреженные, добиться такой частоты, как в Таллинне, там невозможно. Но мы предусматриваем не только покрытие существующих на сегодня расходов, но и выделение дополнительных средств, чтобы улучшить возможности сельских жителей ездить бесплатным транспортом утром на работу и вечером домой.
Сейчас автобусное сообщение в уездах организовано так: уездные управы объявляют конкурс, перевозчики вносят свои предложения, и тот, чья цена за километр ниже, заключает договор с местным самоуправлением. При этом две трети стоимости пассажирских перевозок покрывается за счет дотаций, а одна треть за счет продажи билетов. Перевозчику все равно, сколько пассажиров в салоне автобуса, свои деньги он в любом случае получит. Мы найдем столько денег, что продавать билеты не потребуется: оплатим перевозчику сто процентов.
- Это означает, что жителям села не придется в таком массовом порядке переселяться в город в поисках работы?
- Мы исходим из того, что Эстония достаточно маленькое государство, чтобы у людей повсюду были одинаковые возможности. Но сейчас селянам ездить на работу дороже, чем столичным жителям. Зачастую бывает так, что зарплаты в сельской местности невелики, и ездить на работу на большое расстояние просто невыгодно. Селянин решает: зачем мне это, лучше я проживу за счет своего домашнего хозяйства, буду есть то, что выращу на своем участке. Я рассчитываю на то, что бесплатный транспорт мотивирует людей активнее искать работу.
Для школьников проезд все равно бесплатный. Теперь этим воспользуются и взрослые. Наши избиратели хотели этого, и мы выполняем их волю.
Выиграет абсолютное большинство
- На повестке дня – налоговая реформа. Кто от нее выиграет, а кто проиграет?
- Налоговая реформа касается и физических лиц, и акцизов, и предприятий. Такой крупной налоговой реформы, как мы предпринимаем, в Эстонии еще не было. Если говорить о физических лицах, то 86 процентов работающих людей от реформы выиграют. Мы заметно повысим не облагаемый налогом минимум – со 170 до 500 евро ежемесячно. И выиграют от этого все, чья месячная зарплата не превышает 1758 евро.
Те, у кого высокие заработки, проиграют, но немного. Начиная с зарплаты, превышающей 2100 евро, налоги будут взиматься с первого же евро. Это и есть ступенчатый налог, от которого большинство заметно выиграет и меньшинство немного проиграет.
Но, так как налоговые поступления в целом сократятся, нужно найти способ компенсировать это. Очень серьезно беспокоило положение, при котором владельцами фирм являются другие фирмы. Дочерняя фирма вместо того, чтобы изымать прибыль, давала эти деньги в кредит материнской фирме. Если это делается честно, то нужно направлять налоговые суммы на депозит, и если в течение двух лет налогов не поступает, то это не кредит, а схема, позволяющая обмануть налоговое ведомство. Как говорится, JOKK – юридически вроде бы все корректно, а фактически – нарушение закона. Вот с этим мы намерены решительно покончить. Классического налога с предприятий не будет, зато мы рассмотрим внедрение пошлины для банков. В Европе это распространенный способ налогообложения дополнительной прибыли банков, он существует, в частности, в Швеции – и, следовательно, вполне логично ввести его в Эстонии. Тем более, что наши крупные банки принадлежат иностранным владельцам, они зарабатывают деньги в Эстонии, а прибыль вывозят за границу, и эстонскому государству платят удивительно скромные налоги.
Еще один способ – налоги на потребление. Мы очень критически отнеслись к тому, что прежнее правительство решило повысить акциз на топливо, причем, к сожалению, запланировало поступления от этого в бюджет 2017 года и предположительно 2018 года. Мы решили отменить повышение акциза на дизельное топливо в 2018 году, так как разница между латвийским и эстонским акцизом на него достигла бы в 2018 году 44%, а это привело бы к тому, что крупные международные автотранспортные предприятия перенесли бы автозаправки из Эстонии в Латвию. Повышение ставки акциза на дизельное топливо с 4,93 цента за литр до 5,42 цента, запланированное на 2018 год, будет отменено. Повышение ставки акциза на топливо, запланированное на начало января 2017, будет перенесено на начало февраля.
Но с другой стороны мы нашли акциз на другой продукт, не первой необходимости, который повышался гораздо меньше, чем следовало бы. Я имею в виду акциз на пиво и другие слабоалкогольные напитки.
С ростом зарплат пиво в Эстонии относительно дешевело для покупателя. Если акциз на бутылку водки составлял 44% от ее стоимости, то на пиво – только 18%. И хотя бравый солдат Швейк уверял, что правительство, при котором пиво дорожает, долго не протянет, мы все же решили повысить его. При этом пиво подорожает очень незначительно, и просто невозможно представить себе, что ради нескольких евроцентов разницы люди поедут за пивом в Латвию. Да они горючего сожгут на сумму, во много раз превышающую «экономию» на акцизе.
- Поднятия акциза на дизельное топливо удалось избежать. А каково положение с бензином?
- К сожалению, повышения цены на бензин не удастся избежать. Ведь государственный бюджет должен быть сбалансирован. Мы не хотим изобретать новые налоги, а только отказ от повышения акциза на дизельное топливо означает, что в казну не поступят 37 млн евро.
- Акциз на газ вырастет?
- Да, но его влияние на конечную цену продукта невелико. Акциз повышается, но доля его в стоимости газа незначительна. Так что беспокоиться по этому поводу не надо. Тем более, что в Эстонии продолжают строиться станции по переработке отходов в теплоэнергию, и потребление газа будет снижаться.
Задачи завтрашнего дня
- Работодатели говорили, что в Эстонии нужно активнее развивать наукоемкое производство, дающее более высокую стоимость...
- Мы как раз обсуждали, как сделать более привлекательными для предпринимателей инвестиции в научное развитие. Так как коалиционные переговоры велись в очень высоком темпе, а до 2017 года осталось совсем немного времени, мы вряд ли сможем внести большие изменения в бюджет на 2017 год, хотя это не значит, что мы будем полностью придерживаться бюджета, составленного под руководством Партии реформ. Небольшие изменения будут сделаны уже в 2017 году, но пока у нас не было возможности детально обсудить все перемены.
То, как мы сделаем налоговые пакеты для предпринимателей привлекательнее и облегчим для них поддержку науки их собственными средствами, правительству предстоит выработать в будущем. Такие вопросы не решаются простейшими путями: сядут за стол девять человек, по три от каждой правительственной партии, и сразу найдут готовые решения. Желание и воля у нас есть, но к решениям путь еще долог. Невозможно за одни сутки решить все накопившиеся в Эстонии проблемы. Важно то, что мы хотим и будем делать это.
- Какова перспектива экономических отношений с Россией? Тийт Вяхи упоминал, что в случае отмены санкций Эстония получит прибавку в размере 4-5% своего ВВП. Понятно, что мы член ЕС и обязаны выполнять решения Евросоюза. И все же как может сложиться ситуация в будущем?
- Политика такова, что ЕС принимает свои решения единодушно. При этом исследования экономик показали, что больше всего от санкций страдают Эстония, Латвия, Литва, Финляндия и Польша. Тяжело приходится нашему сельскому хозяйству. Понятно, что положение надо менять к лучшему. Евросоюз принимает решения совместно, однако совершенно очевидно, что улучшение отношений в этой сфере было бы очень полезно для эстонского государства.
Комментарии
20 лет не умели, а за три года сумеем...
Да если б хоть что-то чуть сдвинуть в лучшую сторону получилось, не говоря уже о стремительном уличшении умений и навыков.
На самом деле умели: да, не в пятёрке, но до реформы уровень жизни потихоньку поднимался от года к году. И не только в Таллине, в Нарве тоже заметно было. Просто за 10 лет царствования Реформы всё забылось. А теперь всё это дерьмище, в которое затолкали экономику, за 10 лет не разгрести.
Мы колонизируем Марс и Сатурн!
Флажок вам в руки и...
Отправить комментарий