Миссия "Не умереть от жажды": как мир справляется с дефицитом пресной воды
О проблеме нехватки пресной воды на международном уровне заговорили еще в 1970-х. Дефицит водных ресурсов включен в список глобальных вызовов современности наряду с угрозами массового голода, глобального потепления и исчерпания полезных ресурсов. Что удалось сделать за 50 лет для преодоления этой проблемы, разбирался Plus-one.ru.
Общая беда
Проблема доступа к качественной питьевой воде находится в фокусе внимания международных экологических и правозащитных организаций последние 50 лет. Конференция ООН по водным ресурсам (1977 год), Международное десятилетие снабжения питьевой водой и санитарии (1981-1990 годы), Всемирная встреча на высшем уровне «Планета Земля» (1992 год), объявление 2005-2015 годов Международным десятилетием действий «Вода для жизни» — это далеко не полный список мировых экологических инициатив.
С одной стороны, усилия вышеперечисленных организаций не прошли даром. Согласно данным ЮНИСЕФ, в настоящее время 91% населения планеты имеет доступ к улучшенным источникам питьевой воды (водопроводу или водораздаточным колонкам). С 1990 года доступ к ним получили 2,6 млрд человек, в том числе 42% населения наименее развитых стран. Улучшенные источники питьевой воды используют 96% городского населения и 84% сельских жителей.
Однако в том, что касается физического доступа, наличия и качества этих услуг в области обеспечения питьевой водой, санитарии и гигиены, отмечается колоссальное неравенство, говорится в докладе за 2017 год ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). По оценкам экспертов, доступа к услугам в сфере водоснабжения лишен каждый десятый человек в мире (785 млн человек). 144 млн человек вынуждены пить необработанную воду из поверхностных водоемов, что вызывает вспышки болезней, которые давным-давно должны были стать делом далекого прошлого, — диареи, холеры, тифа, гепатита А и других. В докладе ЮНИСЕФ и ВОЗ указано, что в период 2000-2015 годов численность населения, пользующегося водопроводом, увеличилась с 3,5 млрд до 4,7 млрд человек, тогда как численность населения, доставляющего себе воду без водопровода, увеличилась с 1,7 млрд до 2,1 млрд человек. И тем не менее в 2017 году 3 млрд человек не имели у себя дома базовых приспособлений для мытья рук с мылом и водой, причем в наименее развитых странах с такой проблемой сталкиваются почти три четверти населения.
К сожалению, приходится констатировать, что несмотря на 50 лет борьбы за доступ к чистой воде, снизить остроту проблемы пока не удается. Согласно данным ООН, 2 млрд человек живут в странах, испытывающих нехватку воды. Дефицит воды уже затрагивает четырех из 10 человек, отмечают эксперты ВОЗ. По данным ЮНЕСКО, 80% сточных вод возвращается в экосистему без очистки, что пагубно влияет на экологическую ситуацию.
Прогнозы также не радуют. К 2025 году половина мирового населения будет проживать в районах, для которых будет характерен дефицит воды, считают в ВОЗ. Прирост населения на планете не останавливается, и пресной воды необходимо все больше. Сейчас на каждого жителя Земли приходится около 750 куб. м в год пресной воды, к 2050 году это количество уменьшится до 450 куб. м. Продолжается загрязнение воды промышленными стоками, удобрениями с полей и так далее. Вырубается все больше лесов, а они играют важную роль в поддержании водного баланса. Глобальное потепление также уменьшает запасы пресной воды на планете.
Ставка на инновации
Единственной надеждой человечества в этих условиях становится совершенствование технологий. В Повестке дня в области устойчивого развития ООН отдельное внимание уделяется программам по развитию систем водоснабжения и санитарии. Это сбор и опреснение воды, повышение эффективности водопользования и очистки сточных вод, применение технологий рециркуляции и повторного использования воды.
Все больше крупных компаний включаются в эту работу, даже те, кто изначально был связан совсем с другими отраслями. Например, всемирно известный производитель компьютерной техники IBM и компания Veolia, специализирующаяся на поставке и очистке воды, создали альянс Water Operations for Waternamics (WOW). Совместными усилиями они разрабатывают аналитическую платформу, которая на основе больших данных и современных систем аналитики помогает коммунальным предприятиям отслеживать ситуацию в сетях водоснабжения и водоотведения, предотвращая потери и аварии, а следовательно, утечки воды. Такая работа очень важна. Например, в США подсчитали, что ежедневно 22,3 млрд л воды теряются из-за утечек и плохого учета. Этого объема достаточно для обеспечения 10 крупнейших городов в США. В России износ коммунальных сетей в целом по стране, по данным Минстроя, составляет 58%, что напрямую влияет на потери при транспортировке ресурсов к потребителям.
Инновационные технологии очистки воды также пользуются огромным спросом. Например, компания WaterHealth в 1993 году после эпидемии холеры в Индии, Бангладеш и Таиланде разработала систему шестиступенчатой очистки воды. Так называемые Центры WaterHealth представляют собой небольшие модульные сооружения, которые эффективно очищают даже самую загрязненную воду. Они просты и недороги в эксплуатации, что делает их доступными даже для самых бедных стран, где, как правило, остро стоит вопрос с доступом к пресной воде. Наибольшее количество таких центров сейчас действует в Индии, Гане и Нигерии.
Интересно также изобретение американского стартапа Microlyscs. Компания разработала миниатюрный очиститель воды CrazyCap. Он выполнен в виде крышки для бутылок. Внутри — миниатюрная система очистки, в которой используется технология ультрафиолетовых светодиодов. Она убивает 99,9999% вирусов и бактерий. Можно набрать воду в бутылку из любого источника, закрыть такой «крышкой» — и получить очищенную и на 100% пригодную для питья воду.
По разным подсчетам, доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет 2,5-3%, из них 85-90% запасов содержится в виде льда. Россия входит в тройку лидеров по общему объему возобновляемых водных ресурсов: первое место — Бразилия, второе — РФ, третье — Канада (по оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ФАО). По данным ФАО, больше всего мировых водных ресурсов (28,3%) сосредоточено в Южной Америке.
От мирового уровня доля российских рек составляет более 20%, пресноводных озер — около 30%, болот и переувлажненных территорий — свыше одной четверти. Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя ежегодно в среднем не более 2% речного стока, некоторые регионы России испытывают дефицит в воде, и главная причина — в крайне неравномерном распределении водных ресурсов по территории страны, следует из текста доклада «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2017 году» Минприроды РФ. Очень хорошо обеспечены водными ресурсами Дальневосточный и Сибирский ФО, несколько хуже — Уральский и Северо-Западный, ограниченные водные ресурсы в самых густонаселенных округах — Приволжском, Центральном, Крымском и Северо-Кавказском. По этой причине перед властями крупных городов стоит серьезный вызов: как сохранять и очищать сточные воды.
В Москве система водоочистки — одна из самых больших в Европе и включает более 19 тыс. км водопроводных сетей и около 9 тыс. км канализационных сетей, следует из доклада Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы за 2019 год. При этом для снижения общей нагрузки на Москву-реку с 2011 года на очистных сооружениях проводится масштабная реконструкция. Уже запущены два новых блока Курьяновских очистных сооружений (КОС). Благодаря современным технологиям качество очистки воды по аммонийному азоту (большая часть аммония попадает в воду с промышленно-бытовыми стоками; продуктом распада аммония является аммиак; превышение нормы содержания аммония и аммиака могут придавать воде очень неприятный запах и привкус, а длительное употребление такой воды приводит к нарушению кислотно-щелочного баланса в организме. — Прим. ред.) улучшилось с 10-15 мг/л до 0,5-1,5 мг/л, а объем сброса КОС уменьшился почти на 22%. Как сообщает Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, за последние 10 лет режимных наблюдений количество створов водных объектов, в которых вода классифицировалась как «загрязненная», сократилось на 16%, в более чем 70% створов зафиксировано существенное снижение среднегодовых концентраций нефтепродуктов, железа, фенолов, формальдегида. Благодаря планомерной работе столичиных властей по улучшении качества очистки воды в городе, Москва попала на пятое место в международном рейтинге Sustainable Cities Water Index нидерландской консалтинговой компании Arcadis (учитываются такие факторы, как запасы и нехватка воды, риск наводнений, зеленые пространства) после Роттердама, Копенгагена, Амстердама и Берлина.
Миллионами по воде
Пока одни стартапы пытаются решить проблему дефицита воды, другие — успешно на нем зарабатывают. В прошлом году проект под названием Liquid Death («Жидкая смерть») привлек $2,2 млн инвестиций. Стартап основал бывший креативный директор Netflix Майк Чезарио. Компания планирует продавать обычную питьевую воду, но разлитую не в привычные пластиковые бутылки, а в алюминиевые банки, напоминающие пивные. Такая эффектная подача и звучное название привлекли множество инвесторов, среди которых инвестиционная компания Science Inc. и сооснователь Twitter Кристофер Исаак «Биз» Стоун.
Еще один необычный проект, связанный с водой, запустил в Кремниевой долине основатель компании Live Water Макхунде Сингх. Его бизнес-идея проста: он набирает сырую воду в природных источниках и продает ее без всякой очистки. Свою продукцию он противопоставляет «мертвой водопроводной воде». Минимальная стоимость заказа в Live Water — $64 за 38 л воды из источников Опал Спрингс в штате Орегон. Несмотря на свою простоту и то, что местные жители могут пить такую воду абсолютно бесплатно, бизнес Сингха набирает популярность. Например, в 2017 году участники фестиваля Burning Man пили только такую сырую воду.
Чтобы заработать на воде, необязательно быть предпринимателем. Можно вкладывать деньги на фондовой бирже в акции компаний, которые так или иначе связаны с водой. К примеру, наиболее известный из специализированных биржевых фондов, американский Invesco Water Resources ETF (PHO) с начала 2020 года прибавил около 12%.
Некоторые эксперты считают такой вид инвестиций весьма перспективным. Например, прославившийся после кризиса 2008 года инвестор Майкл Берри (был одним из немногих, кто сумел вовремя увидеть признаки ипотечного пузыря на рынке и заработать на нем) в свое время приобретал много активов, связанных с водой, считая ее «новым золотом». Правда, в интервью Bloomberg год назад он сообщил, что уже продал эти инвестиции, однако признал, что «есть большой спрос на эти активы».
Комментарии
ужос
Эстонии дефицит пресной воды не грозит. Главное, гадить вокруг себя поменьше.
Отправить комментарий