Мистика с ценами: ибуметин для больничной аптеки – за 48 центов, потребителю – за 2,56 евро
Даже если не следить за эпопеей с аптечной реформой, всем понятно, что речь идет о больших деньгах. Редакции передачи журналистских расследований "Очевидец" удалось ознакомиться с базой данных, в которой значатся закупочные цены больниц и розничных аптек. Так кто же зарабатывает за счет нас гигантские прибыли?
Оптовые продавцы снабжают больничные и розничные аптеки лекарствами, формирование стоимости которых не является прозрачным. Иллюстративная фотография. Автор: Liz Masoner / Pixabay
Представим себе двух гипотетических клиентов аптеки. У живущей в Таллинне Лауры, которой за 30, двое детей. Так как хронических заболеваний в семье нет, то в течение последнего года Лаура покупала в аптеке преимущественно средства от головной боли, насморка, кашля и еще кое-что по мелочи.
А вот здоровье проживающего в Раквере пенсионера Яана не такое хорошее: у него высокое давление, из-за чего ему постоянно нужны лекарства, в том числе Betaloc, а также препарат от астмы и многие другие. Покупку большей части рецептурных лекарств Яану, конечно, компенсирует Больничная касса.
В распоряжении "Очевидца" оказалась база данных за 2018 год, которая показывает, по какой цене оптовые фирмы продавали лекарства больницам и розничным аптекам.
Таблица из 2400 препаратов впечатляет: если Лаура за год переплатила пару десятков евро, то лекарства Яана обошлись на пару сотен евро больше.
Арифметика такова: простые лауры и яаны заплатили в прошлом году за популярные в Эстонии препараты примерно на 20 млн евро больше, чем если бы они купили их по ценам больниц.
"Если посмотреть на эти цены, то становится ясно, что потребители должны платить за лекарства намного меньше, чем сейчас", – считает государственный контролер Янар Хольм.
"Это все непрозрачно. Формирование цен на лекарства – большая мистификация, и, конечно, все стороны стараются эту мистификацию сберечь", – отметила главный провизор Эстонского союза аптекарей Кайди Сарв.
Но по мнению члена правления фирмы Magnum Medical Тийны Лятти, ценообразование вопросов не вызывает.
Давайте разберемся.
В двух словах: есть международные производители лекарств, которые хотят, чтоб их продукция продавалась в Эстонии; также есть оптовые продавцы, которые закупают лекарства в Эстонию, складируют и перепродают; и есть аптеки, в которых лекарства покупают Лаура, Яан и другие клиенты.
Важно помнить, что помимо 500 розничных аптек есть еще больничные аптеки. Обычный человек лекарства в них купить не может, но именно через них медикаменты попадают к пациенту.
"Это не означает, что аптека расположена в больнице. По сути речь идет о складе, на который поступают необходимые для пациентов лекарства", – уточнил госконтролер Хольм.
Колоссальная разница в ценах
Государственный контроль еще в 2012 году впервые сообщил о том, что жители Эстонии платят в обычных аптеках за лекарства слишком много, учитывая, насколько дешево те же самые препараты достаются пациентам в больницах. В декабре минувшего года Госконтроль указал на то, что в среднем закупочная цена розничной аптеки на 10% выше, чем в больницах. Здесь важно обратить внимание на слово "в среднем". Если посмотреть на конкретные лекарства и количества, то картина более поразительна.
"Разница весьма большая. Если взять такие часто покупаемые препараты как ибупрофен или ибумакс, то разница составляет 40 и даже 67%. Так что да, 10% – это в среднем", – прокомментировал госконтролер.
Здесь стоит напомнить теорию формирования цены. В законе прописано, какую наценку могут добавлять аптеки и оптовые продавцы – в среднем 13 и 4%. Но ни Лаура с Яаном, ни министр социальных дел понятия не имеют, по какой цене лекарства закупают оптовые фирмы.
"Вопрос о цене на самом деле решает оптовый продавец. Это единственный фильтр, через который лекарства попадают в Эстонию, и он решает, по какой цене их купить", – заявила главный провизор Союза аптекарей.
С ней согласился и министр социальных дел Танель Кийк: "Самая непрозрачная часть – это договоренности и ценообразование между импортерами и оптовыми продавцами".
"На самом деле эта прибыль зарабатывается в момент встречи производителя и оптового продавца, и у нас нет возможности это контролировать", – добавил бывший министр здравоохранения Евгений Осиновский.
Член правления оптовой фирмы Magnum Medical Тийна Лятти назвала такие утверждения несправедливыми: "Диктует ли оптовый продавец цену производителю? Это далеко не так. Цены на лекарства озвучивают производители, оптовый продавец не способен их диктовать".
Половина рынка – у братьев Линнамяэ
Лекарственный бизнес в Эстонии необычен еще и потому, что в регистре хоть и числится около 60 оптовых продавцов, на рынке доминирует три крупных, которым принадлежит львиная доля аптечных сетей, которым они перепродают лекарства.
Концерну Tamro с иностранными владельцами принадлежат аптеки Benu, олигарху Маргусу Линнамяэ – Magnum Medical, чьи лекарства продают в Apotheka, а его брат Айвар Линнамяэ владеет предприятием Apteekide Koostöö Hulgimüük, которое контролирует сеть Südameapteek. Одни лишь фирмы братьев Линнамяэ занимают половину рынка.
Братья хоть и утверждают, что не зависят друг от друга, бросается в глаза, что они используют адреса электронной почты друг друга и даже одни и те же склады.
"Речь идет о двух братьях, которые владеют разными предприятиями и половиной рынка лекарств. У нас есть основания полагать, что эти фирмы связаны", – предположил министр социальных дел.
"Это неправда! Apteekide Koostöö Hulgimüük – оптовое предприятие без права складирования, в Эстонии есть и другие такие фирмы и они ищут себе оптовиков, у которых такое право есть, и покупают у них услугу по складированию", – возразила член правления Magnum Medical.
Оказавшаяся в распоряжении "Очевидца" база данных не показывает, по какой цене лекарства привозят в Эстонию, но демонстрируют поразительную разницу между ценами в больницах и розничных аптеках.
По словам главного провизора, оплачивать эту разницу приходится всем нам.
Ознакомившиеся с ценами базы данных эксперты заявили, что она впервые показывает, как лекарственные бизнесмены на самом деле обдирают народ. Вместе с ними редакция "Очевидца" проанализировала цены на сто самых продаваемых лекарств, как рецептурных, так и безрецептурных.
К примеру, пачку ибуметина больницам продают за 48 центов, а аптеке почти на евро дороже. В аптеке добавляется наценка, а Лауре пачка этого средства от головной боли обходится в 2,56 евро. При анализе цен бросается в глаза огромная разница на самые обычные препараты, от парацетамола и лекарств от головной боли до препаратов от бессонницы и расстройств пищеварения. Разница иногда достигает 60-90%.
"С точки зрения государства и пациента, это грабеж", – считает Осиновский.
Оптовики: на разницу в цене влияет эффект масштаба
Самую необъяснимую разницу в цене "Очевидец" обнаружил на необходимый Яану препарат от повышенного давления Betaloc: больнице его продают за один цент, а розничным аптекам – за 3,13 евро.
Тийна Лятти из фирмы Magnum Medical объяснила это тем, что производители и их представители в нашем регионе хотят, чтобы оптовые продавцы поставляли некоторые бесплатные лекарства больничным аптекам: "Так как по закону продавать лекарства в больничные аптеки могут только оптовики, то это делаем мы. Мы не прибавляем наценку и отсылаем эти лекарства в больничные аптеки по нулевой цене".
Оптовики объясняют гигантскую разницу в ценах эффектом масштаба: больницы – крупные клиенты, поэтому получают большие скидки, тем более что закупают лекарства в рамках государственного тендера.
"Рынки разные. И лекарства на них в основном не совпадают", – подчеркнула Лятти.
Государственный контролер с таким объяснением не согласен. "Мы сравнивали конкретные лекарства, с одинаковым объемом действующего вещества, с таким же числом таблеток в упаковке, так что сравнение было верным", – заявил он.
"Государственный тендер, как правило, длится два года, иногда три. Это позволяет производителю лекарств, которые определяет цену для розничного рынка и больничных аптек, снижать стоимость, то есть делать предложения в рамках тендера", – возразила Лятти.
Объяснение оптовиков могло бы показаться логичным, если бы реальность не свидетельствовала об обратном: по сравнению с их собственными аптечными сетями больницы, образно говоря, просто карлики.
По словам руководителя Союза аптекарей, реализуемые в обычных аптеках объемы лекарств в несколько раз больше: "Остается спросить, если на малое количество лекарств можно сделать большую скидку, то почему ее не делают в случае больших объемов?"
Оказавшаяся в распоряжении "Очевидца" таблица наглядно показывает, что в 2018 году больницы купили примерно 2500 упаковок ибуметина, тогда как обычные аптеки – 200 000 упаковок.
"Мощно! То есть обычные аптеки купили почти в 80 раз больше, но разница в цене для них была на 70% выше", – отметил госконтролер.
Представитель производителя этого лекарства утверждает, что речь идет о благотворительности ради госбезопасности Эстонии, так как эти 2500 упаковок были отправлены Силам обороны. Но большая разница в ценах зияет и в случае других лекарств с содержанием ибупрофена.
По мнению министра социальных дел, тесная связь аптек и оптовиков – одна из причин, почему людям приходится покупать лекарства по более высокой цене.
Как Tamro, так и Magnum утверждают, что выводы о колоссальных прибылях оптовиков ошибочны и производители лекарств делают больницам скидки по разным причинам.
"Больничный и розничный рынки – разные понятия, они ведут себя совершенно по-разному", – настаивает представитель Magnum Medical.
Как уже было сказано, тема сложная и конфликтная, но если следовать вышеупомянутой арифметике, то в 2018 году потребители, в том числе Лаура и Яан заплатили за сто самых популярных лекарств на 20 млн евро больше, чем больницы.
Редакция "Очевидца" не берется судить, в чьи карманы утекает прибыль, но где-то в цепочке поставок лекарств явно образуется аномальная разница в ценах.
"Вся эта ситуация однозначно непрозрачная. Если судить с точки зрения пациента, она не кажется обоснованной и справедливой. Аптечная реформа и другие меры, которые министерство хочет предпринять для улучшения доступности лекарств и повышения прозрачности рынка, несомненно, способствовали бы тому, чтобы люди не только получали необходимые лекарства, но и покупали бы их по справедливой цене", – резюмировал министр социальных дел.
Комментарии
Да уже давным-давно надо разобраться! Все знают, что цены в аптеках грабительские; дурят народ как хотят, и никому до этого дела нет.
Еще убрать бесполезные бады.
дурят народ!
Спорим, что после реформы цены еще поднимутся?
Отправить комментарий