Младшеклассник идет на дело...
По словам Игоря Малышева – депутата Силламяэского горсобрания, секретаря городской комиссии по делам несовершеннолетних, преступность в Силламяэ помолодела. Это произошло за последние два года. Для того, чтобы выправить ситуацию, из городского бюджета было выделено более 700 евро на углубленную работу психолога с детьми, которые стоят на учете названной комиссии.
За прошлый год комиссия рассмотрела дела 29 юных горожан. Среди них 7 девочек, 19 человек – в возрасте от семи до четырнадцати лет. А за три с небольшим месяца текущего года на стол комиссии попали дела 16 детей (из них 3 девочки, 12 человек – в возрасте до четырнадцати лет). Причем дела некоторых ребят рассматриваются не впервые. Наряду с проступками рассмотрение криминальных производств – не редкость. Потому члены комиссии настояли на том, чтобы город поспособствовал усилению психологической помощи для трудных детей.
Причины и следствия
По словам Игоря Малышева, более 20 лет возглавляющего НКО Открытый молодежный центр Силламяэ ESN и более 10 лет работающего в комиссии города по делам несовершеннолетних, ситуации, когда бы на противоправные действия шли первоклассники, раньше в Силламяэ не наблюдалось.
Видимо, снижению возрастного порога преступности все чаще способствует то, что в поисках работы и лучшей жизни родители уезжают в Таллинн или вовсе за пределы Эстонии. Из-за этого у них просто нет возможности побыть со своим ребенком, уж тем более, разобраться с тем, что происходит в его душе.
-Вызываю маму 12-летнего мальчика, – приводит пример Малышев, – советую ей: надо бы вам больше времени проводить с ребенком, по нему видно, ему не хватает тепла. В ответ слышу: «Понимаю. Я здесь буду еще два дня, а потом снова улетаю в Голландию». Спрашиваю: «А папа останется с мальчиком?». Мама говорит: «Мужчина, с которым мы сейчас живем, на месяц уходит в рейс».
И такие ситуации не единичны. В лучшем случае ребенок живет с бабушкой, которая, конечно, заботится о том, где внуку спать, что надеть и как вкусно поесть, но не может заменить маму с папой. Их некоторые дети не видят месяцами. А бывает, что родители на время отъезда вовсе оставляют ребенка одного (!). Вот дети и связываются с дурными компаниями, которые используют оставленные без присмотра взрослых квартиры, подбивают сверстников на преступления, дают попробовать покурить, выпить и т.д.
Родителей можно понять, в Силламяэ мало возможностей найти работу, да и люди, у которых дети-подростки, еще молоды и полны сил, они хотят хорошо жить. Только часто в этих стремлениях они забывают о том, что несут ответственность за своих детей.
Другая не менее важная, по мнению И. Малышева, причина, заключается в том, что в Силламяэ есть семьи, которые могут позволить купить своим детям очень дорогие вещи и те, у которых не хватает средств даже на самое необходимое. Некоторые дети, лишенные таких материальных благ, не могут устоять перед соблазном стащить вожделенную вещь – в магазине или у своего же одноклассника.
А бывает, чтобы «опустить» более успешного сверстника, приятель подбивает его на воровство, предлагает покурить и пытается сделать так, чтобы за этим занятием застали взрослые.
Только одна история
На удочку ушлых друзей попадаются не только наивные младшеклассники.
- Я обнаружила, что на счету моего 18-летнего сына не хватает 200 евро, – рассказывает жительница Силламяэ. – Оказалось, приятель попросил его оформить покупку двух мобильных телефонов в кредит. Мол, заплатит, когда придет счет, а сейчас денег нет. Сын поверил. В результате долг в 700 евро стал его, ведь он оформлял покупку на свое имя (в телефонных конторах мобильные, компьютеры или телевизоры может взять в рассрочку любой совершеннолетний, вне зависимости от дохода).
Позже выяснилось, что этот приятель и других юношей и девушек просил делать то же самое. Полученную технику, наверное, продавал. Состоятельные родители за покупки, которые достались не их детям, счета оплатили, а дела нескольких ребят, в том числе моего сына, были переданы в суд. И хотя долги обязали выплачивать бабушку и папу виновного юноши, неприятный осадок у нас остался. К тому же сыну присудили общественно-полезные работы и теперь неизвестно, сможет ли он в будущем брать вещи в кредит.
Реакция родителей
В комиссии по делам несовершеннолетних с сожалением замечают, что не всегда родители готовы вместе со специалистами работать над проблемами своего ребенка.
Некоторые мамы и папы не хотят верить истинному положению дел. Комиссия спрашивает родителя: «Вы делали экспертизу на употребление вашего сына наркотиков?». Ответ: «Вы что! Он даже не курит! Вы наговариваете!».
А другие проступкам ребенка не придают должного значения. Родитель говорит: «Что мой сын украл? Чупа-Чупс? Ну, это такая мелочь. Мне просто смешно…».
Малышев сетует: «Некоторые родители уверены, что всегда смогут воздействовать на своих детей. Но когда момент упущен, они перестают быть для ребенка авторитетом».
Надежда есть
Усиленная работа психолога, которая будет оказываться трудным детям при молодежном центре Силламяэ ESN, будет заключаться не только в анализе произошедшего проступка, но и в работе на перспективу.
- На тренингах ребенок будет учиться понимать себя и то, что с ним происходит, чувствовать других людей, замечать причины своих страданий. Проблемы у большинства таких детей возникают из-за отклонения в развитии личности. Эти дети не получают подлинной заботы и не имеют здоровых стандартов поведения, у них вообще искажена картина мира, особенно если ребенок находится во враждебной среде, – говорит привлеченный к этой работе психолог Владимир Лавриненко, более 20 лет практикующий в школе. – Так как растущий человек не получает навыков самоуважения, он постоянно чувствует, что недостаточно хорош для взрослых и начинает причинять окружающим много страданий поступками и только одним своим существованием.
Как поясняет психолог, чтобы уменьшить свои страдания и поднять себе настроение, эти дети постоянно ищут сиюминутных развлечений: например, прогулять уроки, покурить, стащить что-то из магазина, что-нибудь сломать и т.п. Тут необходимо решить две задачи: психотерапевтическую и педагогическую. Первая решится, когда дети поймут, что избегание проблем вызвано их душевной болью и страхом и что эмоции поддаются контролю. Вторая заключается в обучении детей знаниям законов, по которым функционирует личность, в различении и прогнозе последствий от разрушительных намерений.
Психологам отведено 70 часов, это работа нескольких месяцев. За это время помощь получат 30 детей. Но насколько она улучшит ситуацию?
- Надежда есть, но трудно гарантировать, что после проведенной работы ни один из этих детей больше не оступится, – говорит В.Лавриненко. – Однако помощь в этом направлении необходима.
Также в молодежном центре ESN продолжается оказание бесплатной психологической помощи всем нуждающимся детям и подросткам Силламяэ.
Наталья Колобова
Комментарии
Хорошо позирует! Ну или идиот раз читает сразу три документа, причем частино перекрытые, кк карты=)
Отправить комментарий