Мода 80-х. Джинсы и Адидасы.
"Кто носит фирму Адидас - тому любая баба даст" – утверждало советское народное творчество и было не так уж далеко от истины. Чуть ниже мы поговорим о джинсах, а какие в то время были джинсы без клевых кроссовок? И не просто кроссовок, а непременно кроссовок фирмы Adidas. Мне их привезли тогда из Москвы и единственная неприятность, которая портила восторг обладания, это была необходимость постоянно следить за прогнозом погоды. Дело в том что в дождь обувать эти «кроссы» настоятельно не рекомендовалось – когда они намокали, то окрашивали светлые носки и ноги в синий цвет; тряпочный верх на них затирался; подошва желтела; ну и быстрее разлезались, опять же.
Советские граждане узнали о существовании марки Adidas из восточногерманской телепрограммы «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!», транслировавшейся в СССР с 1970-х годов. Ее ведущий Герхард Адольф выступал под псевдонимом Ади и щеголял в обуви и тренировочном костюме с тремя полосками, а советские люди продолжали обувать кеды с резиновыми носами и эмблемой-мячиком на лодыжке а также «треники» с вытягивающимися коленками. Было обидно!
К началу 1970-х западногерманская фирма Adidas стала одним из главных мировых производителей спортивной одежды, ее продукция поставлялась в большинство стран Европы, включая даже и ГДР. Для некоторых особо выдающихся советских спортсменов СССР приобретал адидасовскую экипировку еще с конца 1960-х, но эти закупки носили разовый характер. И решая в 1972 г. вопрос об экипировке советской олимпийской сборной на Олимпиаду-72 в Мюнхене, Политбюро ЦК КПСС остановило свой выбор именно на этом лейбле. Не помешало этому даже то, что основатель и владелец фирмы Adidas Адольф (Ади) Дасслер во время войны был убежденным нацистом и производил военную обувь для вермахта.
Чуть позже был осчастливлен и простой люд: в 1979-м московский Экспериментальный комбинат спортивных изделий «Спорт» получил лицензию на производство одной-единственной модели адидасовских кроссовок – темно-синей с тремя белыми полосками, на желтоватой каучуковой подошве (заплатив за это, естественно, нефтедолларами). Модель была устаревшей – еще в конце 1960-х немцы разработали литую подошву из полиуретана, – но советские люди были рады и этому.
Кроме Москвы линии по производству «трех полосок» потом запустили в Киеве, Тбилиси и Ереване. Собственные кроссовки выпускала и фабрика «Скороход» в Ленинграде. А года с 82-го в продаже появились кожаные кроссовки из города Кимры, качеством куда лучше всех перечисленных фабрик. Шёпотом их называли «КПСС» (сбоку на подпятнике была аббревиатура КПОО (Кимровское производственное обувное объединение). Но «пряников вечно всегда не хватает на всех» (с) Окуджава и на Кавказе и в Средней Азии расплодились кустарные мастерские, которые на своих подтелках даже заветное слово Adidas умудрялись написать с ошибками.
Но самую невероятную популярность в СССР адидасовские кроссовки приобрели после трансляции Олимпиады-80 в Москве – наши победоносные олимпийцы были тогда одеты в лейбл «три полоски» с ног до головы. И одновременно с «джинсоманией» СССР захлестнула «адидасомания».
Фирменные кроссовки Adidas с тремя полосками (их стали называть ласково «адики») стали носить с чем угодно, когда угодно и куда угодно: с брюками и юбками, в будни и праздники, на дискотеку и в театр. Даже наши десантники в Афганистане променяли на кроссовки «Адидас» армейские берцы (они были удобны на ноге и по камням не скользили). Единственное что не делали с адидасовскими кроссовками: их никогда не обували в дождь, не играли в футбол и не брали в школу на физкультуру.
Но самым модным было построить из «Адидаса» весь ансамбль: кроссовки, спортивный костюм, футболка, (а в идеале еще и спортивная сумка) с тремя лампасам и белым, черным или синим трилистником, как бы рассеченным натрое и, естественно, с заветной надписью Adidas.
Вот примерно тогда-то и появилась в народе поговорка, вынесенная в заголовок этого поста. Кроме ее, старое двустишье из арсенала советской сатиры «Сегодня он играет джаз…» переделали в пародийное «Сегодня носит Адидас, а завтра Родину продаст». Ну и еще один фольклорный передел: песню про узбекский город «Учкудук – три колодца!» переделали в «Адидас – три полоски!»
Увы, но все течет, все меняется. Со временем концерн Adidas стал терять лидерство среди производителей спортивной одежды, дети умершего основателя фирмы Адольфа Дасслера переругались между собой подобно тому, как сам Ади в свое время разругался со своим братом и основателем фирмы Puma Руди Дасслером. Из-за допущенных просчетов в бизнесе дети Ади вынуждены были продать фирму всего за $390 млн. и она из семейной она превратилась в обычную акционерную компанию. Кто-то и где-то начал выигрывать медали с Nike или Reebok и после восьмидесятых Adidas сменил свой логотип с трилистника на триполосник (хотя сейчас потихоньку и в перемешку, Adidas вводит обратно и свой старый логотип – ностальгия).
В начале 90-х костюмы «Адидас» стали униформой братков, а с конца 90-х – униформой бомжей, рынки и магазины заполонила китайская подделка, и наверное по многочисленным требованиям борцов за права гомосексуалистов поговорку моего детства дополнили толерантным:
«Кто носит кеды Адидас и бреет рожу бритвой Шик,
Тому любая баба даст, а может даже и мужик..»,
хотя это, конечно же, уже неправда.
Джинса 80-х
До СССР джинсы добрались только в конце 1950-х годов, когда в Москве проходил Фестиваль молодёжи и студентов, но молодежь не сразу по достоинству оценила новые брюки, и лишь когда в начале 70-х джинсы начинает носить московский пижонский авангард, джинсовая волна захватывает сначала Москву, а потом расползается и по всей стране. И вскоре джинсы становятся предметом культа, а СССР захватывает джинсовая лихорадка – джинсами обзаводится почти каждый человек моложе сорока, чтобы потом не снимать их уже никогда.
Вот Вы помните свои первые джинсы, эти рабочие штаны американских пролетариев и потенциального противника СССР? Я – отлично помню. Это были джинсы «Техас», за которые мои родители не пожалели 120 рублей и купили их мне на 13-летие. Блин, как я радовался этому подарку! И плевать, что они были мне великоваты – их штанины пришлось подрезать и немного зауживать. И мне было все равно что в поясе они были широковаты – на мужчину с животом (за широким кожаным ремнем с большой бляхой это было незаметно). Огорчало другое – они были слишком новые: жесткие и непотертые. И тогда я совершил глупость – послушав чьего-то совета взял кирпич и стал им тереть коленки чтобы придать джинсам эффект «потертости». Ну и дотер до дырки… «Это были твои последние джинсы» – сказал отец, похлопывая ладонью по своей коленке обтянутой «Вранглером», и ошибся.
Мне повезло – детство я провел в Крыму и у меня было много знакомых отца и знакомых знакомых моих знакомых «загранщиков» (моряков, ходивших в загранплаванье). Поэтому моим родителям (а потом и мне) не было нужды покупать джинсы у фарцовщиков или ехать в Москву чтобы (если повезет), отстояв длиннющую очередь в московских магазинах покупать джинсы непонятного размера и «фирмЫ» (а то, еще хуже, индийские или польские).
Также я был лишен сомнительного удовольствия нарваться на поддельные джинсы, которые тогда вовсю строчил подпольный рынок «цеховиков» (впрочем, не отличить их от настоящих было трудно). Или купить у «фарцы» запечатанные в прозрачном в пакете полштанины (был тогда такой «кидок»). Или носить первые советские джинсы «Тверь», которые на джинсы походили только цветом. Советские умельцы иногда покупали в универмаге эти джинсы по 30 рублей за штуку, потом осторожно спарывали ярлык и на его место пришивали какой-нибудь модный «лейбл» и меняли пуговицу. После этого «толкали» это на «барахолке» рублей за 120 (хотя я и не понимаю как их можно было принять за фирменные).
Нет, мои знакомые моряки охотно привозили джинсы нужного размера и заказанной фирмы (хотя таможня и лимитировала моряков, разрешив ввоз не более трех изделий, они умудрялись протаскивать нужное их количество всевозможными путями). А «толкнув налево» пяток привезенных моряками на продажу «шмоток» можно было заработать на новые джинсы себе самому (тогда в Союзе «фарцовали» все у кого была возможность приобрести дефицитные импортные или советские товары, и надо будет как-нибудь написать пост на эту тему). Цены на джинсы были такими: начальная цена на черном рынке – 150 руб., доходившая на Кавказе до 220-ти, но их покупка у самого продавца, который привез эти джинсы из-за границы, без всяких посредников обходилась в 120-130 руб., что было очень «по-божески».
Поэтому потом у меня было много разных джинсов: «Левис», «Монтана», «Ли», «Райфл» – «классические» и вельветовые (черные и коричневые). Поносив джинсы годик, я их иногда продавал за ту же цену что и брал, а иногда и немного дороже. И джинсовые рубашки на кнопках были. И обожаемый мною джинсовый костюм «Вранглер» (моя любимая джинсовая фирма), который я заносил за 5 лет до дыр и обрезки рукавов на куртке и штанин на шорты.
Да и дырки на тех джинсах появлялись не нам, где на нынешних. Современные джинсы рвутся почему-то именно на коленках, а те джинсы в первую очередь терлись и рвались на заднице и (пардон) в промежности. Потом туда нашивались заплатки из той же джинсовой ткани или кожи. И донашивались эти джинсы до состояния когда заплаток на них становилось чуть ли не больше чем «родной» ткани.
«Но времена менялись – изменились вконец» (с) Чиж, и «классические» джинсы стали выходить из моды и нашей жизни. Сначала появились «варенки» и «пирамиды» из Турции, а потом (чтобы такие дуралеи как я не терли их кирпичом) джинсы, обработанные химией до вида «поношенных» из Гонконга и прочей Азии. Но старые, добрые «джИны» еще можно было найти и я предпочитал носить именно их.
А потом «обыкновенные» джинсы пропали вообще, и мне осталось только мечтать приобрести «штатовскую» «джинсУ» своей юности – классического покроя, темно-синего цвета, плотную, строчка оранжевая, пуговица как старинная монета, а лейбл кожаный. Не зауженные и не расклешенные а прямые от колена, будучи новыми – жесткими как х/б, без всяких «наворотов», не обработанные химией до искусственной потертости, а чтобы они сами в процессе носки терлась в нужных местах (на коленках и на заднице приятным небесно-голубым цветом), постепенно теряя свою жесткость. А на передних карманах чтобы эта потертость рождала симпатичные складки, которые распрямлялись бы при засовывании руки за зажигалкой или деньгами. Чтобы разжевав спичку можно было потереть ею джинсы и конец спички получил бы синий налет.
И возвращаясь к вопросу хочу вас спросить - а вы свои первые джинсы помните?
Комментарии
все известные фирмы давно уже перешли на пошив джинсов из облегченного коттона и лишь Montana не сняла с выпуска одну модель для любителей твердой джинсы, для настоящих ценителей джинсов из 80 х, отшивается сейчас данная модель в Венгрии и Польше, но коттон, качество и лейблы остались монтановские и практически не изменились.модель 10040
Граждане нашей большой страны каждое лето перетряхивают свои антресоли и находят на них вещи, о которых давно успели забыть. Поэтому джинсы из 80-х, такие как Jordache, Calvin Klein, Levis orange tab (американские конечно) и сейчас можно найти на авито.
Хорошая статья! Помню тоже все это) А еще джинсы ковбой были. Их в начале 80-х было проще всего достать) А самые дорогие джинсы super perys. На барахолке их цена была 260 рублей - середина 80-х. А в 85-м году в магазинах появились европейские джинсы по 100 рублей. Несколько фирм всего. Я свои первые купил именно там. Вернее, выпросил, чтобы мама мне их купила, поскольку учился только в шестом классе. Запомнил их на всю жизнь, бельгийские Far West.
Отправить комментарий