Нарва надеется, что источник денег не оскудеет через 7 лет
Трудно переоценить значимость для развития Нарвы в последние годы помощи европейских фондов. Но стартовавший период финансирования 2014-2020 обычно называют последним для Эстонии. Однако, считают в нарвском Департаменте развития и экономики, возможность получать европейские деньги и после 2020-го есть.
Попрошайки на обновленной нарвской набережной. Фото: Stena.ee
При использовании финансирования из европейских фондов какую-то часть необходимой суммы город должен внести сам. Как правило, для самофинансирования деньги берутся в банке - в кредит. Но закон определяет максимальную кредитную нагрузку, которую может взять на себя самоуправление - 60% от своего бюджета. В Нарве взятые кредиты уже подходят к этому “потолку”.
- Прошли те времена, когда можно было свободно планировать, что нужно, - заметил по этому поводу на встрече с прессой директор Департамента развития и экономики Георгий Игнатов.
По его словам, уже при составлении проекта нынешнего бюджета пришлось отложить в долгий ящик часть проектов, которые можно было бы реализовать на европейские деньги. Однако, по оценке руководителя Отдела проектов того же департамента Анне Веево, уже в 2016 году кредитная нагрузка несколько снизится, и привлекать деньги в город станет немного проще.
Но предполагается, что после 2020 года Эстония в целом будет уже настолько развитой страной, что помощь из Брюсселя поступать перестанет. Как объясняет Анне Веево, основной донор масштабных нарвских инфраструктурных проектов - Европейский фонд регионального развития - поддерживает проекты в тех регионах, ВВП которых ниже 75% от среднего ВВП Евросоюза.
Опубликованный летом отчёт Евростата свидетельствует, что Эстония в 2013 году достигла уровня в 72%, годом ранее был 71%. Весьма вероятно, что за семь лет мы “нарастим” ещё 3%.
Хитрость, однако, заключается в том, что регионы “нарезаются” не в Брюсселе, а в столицах государств. Георгий Игнатов приводит в пример схожую по уровню развития Польшу, где регионами в общении с фондами выступают воеводства - а они действительно отличаются по уровню развития, и Европейский фонд регионального развития помогает подтягивать отстающие территории. Эстонию же правительство “записало” как один регион.
В результате, в среднем Эстония выглядит для европейских фондов богатой, но значительная часть денег оседает в Таллинне, и выравнивания регионов не получается. По мнению господина Игнатова, было бы логично разделить Эстонию хотя бы на 2 региона - отделить Таллинн и Тарту от остальной территории.
Такой подход уже начинает применяться в некоторых государственных программах развития. И ближе к 2020-му правительство, вероятно, изменит свою позицию, чтобы хотя бы некоторые части страны продолжали получать европейскую помощь.
- Если посмотреть на карту европейских регионов, то можно увидеть, что лишь единицы не получают никакой поддержки, например, Лондон, Люксембург, где ВВП зашкаливает, - рассказывает Георгий Игнатов.
Кроме основных структурных фондов ЕС, по словам Анне Веево, есть около 400 различных целевых программ, плюс программы приграничного и трансграничного сотрудничества, по которым тоже можно получать финансирование.
Справка:
По данным Евростата, самым богатым в ЕС является Люксембург, где ВВП на душу населения в прошлом году составил 264% среднего по ЕС. За Люксембургом следуют Австрия (129%) и Швеция (127%).
Самыми бедными в ЕС являются Болгария и Румыния, соответственно с 47% и 54% от среднего по ЕС.
Николай Андреев, "Виру Проспект"
Комментарии
Отправить комментарий