Нарву разрисовывают — по ночам и украдкой
Сегодня граффити считается одной из актуальных форм художественного самовыражения молодежи по всему миру. Но зачастую рисунки на стенах домов рассматриваются не как вид уличного искусства, а как вандализм и угроза городскому имуществу. Подобная опасность не обошла и Нарву.
Образец «народной живописи», которая красуется на одном из домов Нарвы. Светлана Зайцева.
Практически на каждом шагу в городе можно встретить дом, над которым потрудились райтеры (граффити-художники). Тем не менее, главный архитектор Нарвы Пеэтер Тамбу считает, что «в Нарве проблема не столь страшна, как её рисуют. По сравнению с более крупными городами здесь граффити присутствуют не в таком большом количестве».
Как бороться с «мазнёй» на стенах?
Но что делать с теми зданиями, которые оказались подпорчены «наскальной живописью» подрастающего поколения? В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность, в том числе и городскую, без разрешения владельца считается актом вандализма и карается по закону.
- В Эстонии борьба с граффитистами ведётся на основании государственных законов. Если здание, на которое нанесено граффити, является частной собственностью, городские власти ничего предпринять не могут. Собственник самостоятельно решает, как бороться с этой напастью и стоит ли вообще с ней бороться. Заставить хозяина убрать со стен своего здания граффити город просто не имеет права, - говорит главный архитектор Нарвы.
Стоит отметить, что в Великобритании согласно закону об антисоциальном поведении, британские городские советы имеют право принимать меры против владельцев испорченного имущества. Так обычно происходит с владельцами зданий, которые не убирают граффити и другие виды загрязнений с защитных щитов.
Конечно, в большинстве случаев собственникам зданий самим не нравится «народная живопись», которая красуется на стенах их имущества. В отдельных случаях всё это тщательно закрашивается, но через какое-то время граффити появляются здесь снова.
Фёдор Овсянников, владелец особнячка по адресу Тулевику 6-6а, в котором располагаются магазин «Юнона», пункт обмена валюты, а также несколько офисов малых фирм, не против граффити как таковых, если изображение заключает в себе какой-то смысл, выглядит эстетично и выполнено качественно. Но вот к рисункам на своём здании относится негативно.
- Естественно, я очень плохо отношусь к тому, что на стенах моего здания постоянно рисуют малолетние «художники», - говорит Фёдор Овсянников. - Приходится постоянно всё закрашивать. Причём это достаточно затратно. На одну стену в среднем уходит 200-300 евро, а если испорчена не одна стена, и того больше. Если бы это были качественные, красивые рисунки - куда ни шло, но ведь это сплошная мазня. Взять, к примеру, эту свинку: кошмар! А народу нравится. В любом случае, это частная собственность и надо спрашивать разрешения владельца, прежде чем что-то на ней рисовать.
Однако рисуют не только на зданиях частников, достается и муниципальному фонду. А почему не принимаются меры в этом случае?
- Что касается городских зданий, здесь стоит сказать о том, что город элементарно не справляется, ведь за ночь райтеры могут разрисовать целый дом, - отвечает Пеэтер Тамбу. - В других городах Эстонии: Тарту, Таллинне, существуют программы по созданию специальных площадок для нанесения граффити. В Нарве же это бесполезно, так как не даёт результатов: уличные художники и без нашей помощи справляются.
«Сложно объяснить горожанам на том примере, который они наблюдают, что это один из видов современного искусства, и что его из минуса можно обратить в огромный плюс внешнего облика города. К тому же, на реализацию каких-либо проектов необходимы деньги, а у города даже на небольшие и насущные дела средств не всегда хватает», - добавляет главный архитектор.
Есть с кого брать пример
Действительно, в Нарве творения местных райтеров никак нельзя отнести к числу того, чем можно было бы гордиться. Подавляющая часть городских граффити бессодержательна, неграмотна, неприлична, к тому же не отличается высоким качеством и «ляпается» где ни попадя.
На стенах нарвских домов самое частое явление - хэштеги (подпись «художника»). Они выполнены однотонной краской из баллончика и зачастую за ними стоят 12-14-летние пацаны, у которых нет опыта в нанесении качественных граффити и учиться им не у кого, потому что более старшие граффитисты, умеющие создавать серьезные образцы этого искусства, уезжают учиться или работать в крупные города. А потому при имеющейся ситуации ничего серьёзней «настенной мазни» в Нарве в ближайшее время мы не увидим.
И это — тоже граффити. Но в Санкт-Петербурге.
- Уличные художники, в большинстве своём, неформалы. А они, как известно, не терпят какого-то управления собой и организованности. Мы пытались собрать их в команды и предоставить им временные щиты для того, чтобы ребята могли рисовать. Но, как правило, на назначенные встречи приходили единицы. Остальные предпочитали остаться инкогнито и продолжать разукрашивать дома несанкционированно, - говорит директор Нарвского молодёжного центра Анна Коновалова.
Между тем, положительных примеров решения этой проблемы хватает - например, в российских городах. В Санкт-Петербурге проходит ежегодный международный форум граффити Meeting Of Styles. А в Екатеринбурге традиционно в первые выходные июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенография». С 2010 года в Перми выделяются специальные площади на общественных зданиях и сооружениях для согласованного размещения граффити.
А вот в английском Страуде выделили целые зоны, где граффитчики имеют право рисовать. Эти зоны включают в себя подземные тоннели, парковки и стены, на которых вне зависимости от того, согласовано это с владельцами имущества или нет, можно поупражняться в граффити. Правительство Санкт-Петербурга предоставляет возможность самым талантливым райтерам расписывать стены домов на законном основании, при условии согласования эскизов. Так пару лет назад на одном из домов северной столицы России появилась иллюстрация к «Алым парусам», что моментально сделало дом неофициальной достопримечательностью города.
А что мешает?
Но почему бы и нарвитянам не перенять положительный опыт своих соседей? - Я сомневаюсь, что квартирные товарищества захотят раскрашивать свои дома граффити. И дело здесь не столько в их художественных пристрастиях, сколько в деньгах, - считает Анна Коновалова.- Баллончики с краской - достаточно дорогое удовольствие, а на стену дома их потребуется не один и не два. Поэтому товариществам будет проще просто покрасить всё краской, чем использовать граффити. А бетонных заборов, которые можно было бы отдать уличным художникам под рисование, у нас просто нет, как нет и других мест для граффити. Поэтому я не вижу перспективы радикального решения этой проблемы. Так неужели жителям города Нарвы придётся любоваться «наскальными художествами» всё время и поделать с этим ничего нельзя?
Утешительного ответа на этот вопрос мы пока не услышали. Но ясно одно: здесь всё зависит от того, появятся ли у города финансовые возможности и желание для развития этого вида искусства? Немаловажно также, захотят ли горожане относиться понимающе к граффити и райтерам, разрешать им расписывать свои дома, при условии, что это будут качественные изображения. От этого в конечном итоге будет зависеть — станет ли культура граффити развиваться в Нарве законно или подпольно. И будет ли развиваться, а не распространяться.
Фото: Светлана Зайцева
Интересный факт
На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской компании Наполеона I. Лорд Байрон оставил свой графический след на одной из колонн в храме Посейдона в Аттике (Греция). На стенах Рейхстага в Германии до сих пор имеются граффити, оставленные советскими солдатами.
Мария Кравцова,
летний репортер
Комментарии
- во всем мире стены разрисовывают по ночам!Днем опасно,полиция поймает и оштрафует!Опять же всё это показатель плохой работы Нарвской полиции господа.Можно говорить об отсутствии культуры воспитания у некоторых представителей населения города.Но,что есть,то есть!
На стене моего дома огромный член нарисовали,это то же вид искусства,то же граффити считается?!
это смотря КАК нарисован!
ГРАФФИТИ Петров был семиклассником.
Сидоров был сорокалетним мужчиной в полном расцвете сил.
Петров любил малевать на всех доступных поверхностях слово "х*й", и на этом основании среди одноклассников считался признанным мастером граффити и стрит-арта.
Сидоров любил жену, трёхлетнюю дочку, футбол, пиво, а также двигатели внутреннего сгорания, и на этом основании считался лучшим механиком на станции автосервиса.
Однажды во дворе по распоряжению управы группа жизнерадостных гастарбайтеров возвела детский городок.
Проходящий мимо в школу Петров с удовольствием отметил тот факт, что в детском городке имеется куча мест, ещё не облагороженных искусством петровского граффити.
Сидоров со своего балкона с удовольствием отметил тот факт, что теперь будет где во дворе погулять с дочкой.
Во второй половине дня возвращающийся вприпрыжку из школы Петров подвалил к только-только смонтированной во дворе детской горке и, высунув от удовольствия язык, несмываемым маркером размашисто намалевал на ней своё любимое буквосочетание.
Вечером того же дня, выйдя после работы прогуляться с дочкой во двор, Сидоров наткнулся взглядом на петровский шедевр и почувствовал себя и свою дочь морально оплёванными. Покатал чадо на качелях-каруселях, отвёл домой, а потом лично растворителем оттёр горку, оставив вместо аршинного "х*й" только невнятные разводы.
Проходящий утром следующего дня в школу Петров с неудовольствием отметил факт отсутствия своего текстуального шедевра на положенном месте, почувствовал себя морально оплёванным и немедленно испытанным маркером надпись восстановил.
Вечером того же дня Сидоров с негодованием обнаружил на месте уничтоженной надписи "х*й" новую надпись"х*й". Точно такую же, тем же почерком выполненную. Будучи человеком упорным и основательным, Сидоров снова аннигилировал графити, но на этом не остановился. Верный принципу бороться не с последствиями, а с причинами, Сидоров на следующее утро засел на дворовой лавочке в засаду, замаскировавшись четырьмя бутылками пива.
Утром пробегая мимо горки в школу, Петров опять увидел вместо своего шедевра какую-то тёмную кляксу, поразился варварству местного населения и со словами "вот козлы!.." полез в карман за маркером. С соседней деревянной лавочки за манипуляциями Петрова вяло следил какой-то мужик, не торопясь потягивающий пиво...
Как только пацан повернулся к нему спиной, Сидоров отставил полупустую бутылку "Балтики" и в пять длинных стелящихся шагов настиг паршивца. Развернул его к себе, вывернул из пальцев маркер, с чувством глубокого удовлетворения написал на лбу ошарашенного пацана: "Х*Й". Секунду полюбовался на получившийся боди-арт - буквы вышли большими, жирными, заметными издалека... Сказал: "Вот так!.. Глаз за глаз!" И отвесил пацану прощальный пендель.
Школу в этот день Петров прогулял. Все самостоятельные попытки дома избавиться от налобной надписи с помощью мыла закончились крахом. Даже когда вечером на помощь пришли родители со спиртом-ацетоном, хорошенько въевшийся за день в эпителий "Х*Й" продолжал оставаться вызывающе читаемым.
- Таким теперь завтра в школу и пойдёшь, мудак!.. - подвёл итог спасательной операции в районе полуночи Петров-старший.
Вечером следующего дня Сидоров вышел с дочкой во двор. Новенькая детская горка приятно радовала глаз отсутствием похабных надписей. В кармане Сидорова лежал экспроприированный у Петрова маркер. Так, на всякий случай...
Всем смотреть док. фильм "Выход через сувенирную лавку"!
kinopoisk.ru/film/496740/
на фото не увидел не одной графити, мазня!
А Коновалову стоило бы призвать к ответственности за испорченный фасад здания, не думаю что архитектура одобрила мазню на здании в котором распологается молодежный центр!
можно подумать ты такой спец по графити!В Питере на стене дома даже очень красиво сфоткано!
Как это у нас нет бетонных стен? А транссервис??? Пусть там рисуют. Около эстонтары есть стены, в гаражных кооперативах есть стены. Если райтеры умеют еще что-то рисовать кроме члена, то довольно забавно получилось бы.
Heil Ether!
и чё?!
Стыдно, стыдно должно быть писать подобною статью, где кроме как воды ничего по сути и нет (если бы, было бы, а там, а сям и т.д и т.п).
Раскройте, пожалуйста, глаза, как можно сравнивать корявые надписи, называемые тэггингом (могли БЫ потрудиться и найти значение слова - хэштег, чтобы не выглядеть совсем глупо), с тем же индейцем находящимся там рядом? Работа выполнена чисто, со смыслом, но если вы его не находите, это не значит, что все остальные такие же узколобые.
Он самолично ходил и расспрашивал нравится народу или нет? Ответ очевиден! Поэтому откуда такие выводы?
Грязные каки-враки, никаких программ по созданию специальных площадок не существует, в других городах просто больше о людях думают, а не о себе. Крайне редко проводятся фестивали уличного искусства, если память не изменяет, то с 97-8 года и по сегодняшний день их насчитывается всего 5(!!).
Вы вначале попробуйте сделать что-нибудь, приложите усилия, а потом говорите! Как написан ниже, в Нарве даже заборов(!) нет, на которых можно орудовать баллонами, так поставьте! Не нравится подполье, сделайте официальный фестиваль. Всего лишь нужно делать, а не языком чесать, да в интернет левые статейки выкладывать.
Меньше по своим карманам распихивать надо!
А вообще, который раз понимаю, что нарвский народ озлоблен,он брызжет желчью налево и направо, плюется слюной, вот только стоит ли оно того? Очнитесь, вы не одни живете в этом городе, стране, мире, мир не крутится вокруг вас прекращайте быть эгоистами, думайте об окружении!!!
И вот еще, если решите строит забор, то не каждый подойдет для качественной работы, поэтому подходите к делу с умом. АМИНЬ!
сомневаюсь что строить его собрался лично автор статьи
А почему бы и нет? Ведь данную персону не устраивают расписанные стены.
Тут три типа людей - те, кому все равно, те, котого не устраивает, и, собственно, сами райтеры
Отправить комментарий