Не горюйте! Памяти режиссера «Мимино» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелия.
Прославленный комедиограф родился 25 августа 1930 года в Тифлисе в семье инженера-путейца Николая Данелии, впоследствии главного инженера «Мосметростроя». Когда будущему режиссеру исполнился год, его семья переехала в Москву. Его мать Мария Анджапаридзе работала ассистентом режиссера, всю жизнь имела непосредственное отношение к кинематографу, а родная тетка Верико Анджапаридзе — выдающаяся грузинская актриса театра и кино, народная артистка СССР.
Режиссер Георгий Данелия на съемочной площадке. 30 мая 1978 года. Фото Николая Малышева.
В 1955 году Данелия окончил Московский архитектурный институт и на следующий год поступил в мастерскую Михаила Калатозова на только что открывшихся Высших режиссерских курсах. Он дебютировал как режиссер в 1960-м году фильмом «Сережа», однако картиной, принесшей автору всесоюзную известность, стал снятый в 1964 году фильм «Я шагаю по Москве», признанный одним из символов наступившей оттепели.
Большую популярность режиссеру принесли фильмы «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!».
«Я шагаю по Москве», 1963
«Пришел Гена Шпаликов, принес бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал для меня классный сценарий. И рассказал: — Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается… Нравится? — И что дальше? — А дальше придумаем». Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир». Так начинается история создания одного из самых любимых фильмов эпохи оттепели.
«Не горюй!», 1969
Никто из зрителей не может сказать, кого играет указанный во многих фильмах Данелии актер по фамилии Хобуа. История этого загадочного персонажа началась в одной из тбилисских гостиниц, где соавторы фильма «Не горюй!» Данелия и Габриадзе познакомились со строителем по имени Рене. Чтобы узнать мнение простого зрителя, было решено устроить читку сценария, а в качестве эксперта пригласить того самого Рене Хобуа. Плохо понимающему по-русски работяге пришлось несколько часов сидеть и слушать варианты развития сюжета. На вопрос, какой из сценариев понравился больше, недолго думая тот радостно заявил: «Оба!» В качестве награды за потраченное время было решено включить фамилию строителя в титры. И это стало традицией — фамилия несуществующего актера упоминается и в последующих лентах Данелии.
«Тридцать три», 1965
«Меня нередко спрашивают, почему я в каждый свой фильм вставляю песню "На речке, на речке, на том бережочке..." Из чистого озорства, как свою визитную карточку. А повелось такое с фильма "Тридцать три". Там хор цеха безалкогольных напитков должен был петь какую-то песню. Но какую? А у меня еще с детства такая особенность: ни одного стихотворения, ни одной песни целиком не запоминаю. Но когда попал в армию, оказалось, что там солдата, поющего в хоре, освобождают от чистки оружия. Ради этого я и записался в хор басом — их там как раз не хватало. Правда, через пять дней меня из хора отчислили. Зато песню, которую мы разучивали все эти пять дней, — "На речке, на речке..." — я запомнил на всю жизнь».
«Джентльмены удачи», 1971
«Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша (режиссер картины Александр Серый — прим.«Ленты.ру») оказался в тюрьме. Ему дали восемь лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились еще на Высших режиссерских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». Этот фильм, как и большинство комедий Данелии, вошел в обязательный праздничный пул на отечественном телевидении.
«Афоня», 1975
Из воспоминаний Данелии о съемках фильма «Афоня»: «Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный — курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была "Машина времени" Макаревича, а вторая — "Аракс" Шахназарова. Теперь я очень горжусь, что "Машина времени" дебютировала в фильме "Афоня"».
На съемках кинофильма «Афоня», 1975
«Вообще-то грузины очень редко спиваются, — говорила потом в интервью Виктория Токарева, соавтор Данелии по «Джентльменам удачи». — Вино у них входит в культуру повседневной еды. Но Данелия был редким исключением… Однажды он сказал мне о себе так: "Я — алкоголик, и это моя трагедия!". Видимо, данное обстоятельство подвигло режиссера к созданию самой грустной комедии о пьющем работяге — Афанасии Борщеве.
«Мимино», 1977
«Не секрет, что Мкртчян любил выпить. И на съемках "Мимино" мы как-то раз договорились, что он двенадцать дней подряд не будет пить. На третий день уговора он подходит ко мне и говорит: "Слушай, я теперь понимаю, почему среди начальства так много бездарностей. Потому что они не пьют, утром встают бодрые и все силы тратят на карьеру!"» — вспоминал Георгий Николаевич после съемок.
Юбилейный десятый Московский международный кинофестиваль. Народный артист РСФСР Георгий Данелия с исполнителями главных ролей в фильме «Мимино» заслуженным артистом Грузинской ССР Вахтангом Кикабидзе и народным артистом Армянской ССР Фрунзиком Мкртчяном
«Уже после фильма добрый приятель режиссер Давлатян рассказал мне, как его знакомые армяне смотрели "Мимино". Сели и только одного ждут: "Сейчас нам эти грузины какую-нибудь свинью подложат". Смотрят, смотрят — нет, вроде все нормально. И вот подходит время эпизода, где Мимино звонит из Западного Берлина. Спрашивает: "В Дилижан можно позвонить?" — "Нет". — "А в Телави?" — "Да, можно". И тут они как обрадовались: "Вот оно, вот! Кто знает их Телави? Никто! А Дилижан — он все равно больше!" Наорались, а через минуту поняли, что Мимино не с Телави соединили, а с Тель-Авивом. Получилось, что и на этот раз грузины армян не обидели...».
«Кин-дза-дза», 1986
Данелия рассказывал, что слышал беседу одной российской журналистки с сестрой президента Обамы. Отвечая на вопрос «Что ваш брат знает про Россию?», та рассказала: «У нас в детстве была русская кассета с каким-то идиотским фильмом, который он смотрел бесконечно. Потом на все вопросы Барак отвечал: «Ку!».
«Осенний марафон», 1979
Когда Александр Володин показал Данелии свой сценарий «Горестная жизнь плута», тот понял, что это название не соответствует идее будущей картины. Бузыкин не плут, его образ гораздо сложнее. Авторам пришлось поменять название на более, как им казалось, соответствующее смыслу картины — «Осенний марафон».
«Паспорт», 1992
В этом фильме советский сюжет «вышел за выпивкой — попал на Запад» превратился в полнометражную комическую одиссею, потому что homo soveticus в мире, где «все есть», пропадает. Местным правилам он не обучен, все принимают его за агента КГБ, а из очередной передряги он вообще выходит израильским шпионом. Свобода обернулась тюрьмой, советский человек возвращается на родину с поднятыми вверх руками. Шел 1990-й, СССР оставалось жить всего год.
«Орел и решка», 1995
На одной из пресс-конференций Данелия назвал свою картину «Орел и решка», которая не воспринималась как жанровая комедия, «лекарством против стресса». Бюджет был настолько малым, что на съемки в Сочи группа вылетела всего на пару дней, а для московских сцен Данелия и оператор картины Геннадий Карюк предоставили свои квартиры.
Георгий Николаевич на склоне лет вел спокойную затворническую жизнь, не давая интервью даже самым упрямым журналистам и крайне редко появляясь на публике. «Зачем я буду напрягать свой мозг, отвечая на вопросы журналистов? Вместо этого я лучше придумаю новый эпизод для моего фильма», — говорил режиссер. Данелия сетовал на то, что на съемках ему в лучшем случае 50-60 процентов задуманного удается воплотить на экране.
Прощай, Мастер...
Комментарии
Да...Прощай Мастер! Великолепный режиссер. Фильмы прекрасные, искренние, любимые.
Отправить комментарий