Необычные похороны: Нарушая эстонские традиции дети кремировали мать во дворе своего дома
Семья Тролла из Эстонии решила похоронить свою мать Лийвию необычным способом – они сами сделали кремацию на своем хуторе. Это было исполнением последней воли умершей, которая не хотела быть похороненной на кладбище. По закону такое действие не запрещено, но и не регламентировано.
Проводы Лийвии Тролла. Фото: Передача "Очевидец"
Лийвия Тролла скончалась в 2021 году от рака в возрасте 71 года. Ее пятеро детей, среди которых известный художник Хейки Тролла, или Навитролла, решили устроить ей необычные похороны. Они построили большой костер во дворе хутора, где она жила, и сожгли ее тело, а потом развеяли прах в яблоневом саду или на берегу реки, где она любила рыбачить.
"Она всегда говорила, что не хочет, чтобы мы ходили на ее могилу плакать. Она не любила эстонскую традицию ходить на кладбище и спорить, кто последний раз там был, кто оставил свечи и т.д.", – рассказал один из сыновей Лийвии, Лаури Тролла, передаче "Очевидец".
Семья Тролла не обращалась в похоронное бюро или крематорий, а все сделала своими руками. Они сами смастерили помост и гроб, сами накрасили лицо умершей, сами организовали церемонию. Они не боялись нарушить закон, потому что знали, что в Эстонии уже были случаи самостоятельного сжигания умерших, например, известного знахаря Сасся из Вигала.
В Министерстве по делам регионов подтвердили, что закон о кладбищах не запрещает такое действие, но и не регулирует его. "Закон говорит о том, что нужно уважать религиозные убеждения человека, а также соблюдать санитарные и экологические нормы. Это очень экологически нагруженная деятельность, и в некоторых случаях это может быть вопросом морали и этики", – сказал глава отдела по правовым вопросам Мартин Кульп.
Эксперты говорят, что законы детально описывают, как должно происходить погребение в гробу или в крематории, но не упоминают о сжигании на костре и обращении с прахом. В законе есть понятие достойного погребения, но что это означает, зависит от толкования.
"Это не регулируется законом. Это не совсем то, что характерно для нашей культуры погребения", – заявил Кульп.
Семья Тролла решила не отдавать тело матери в морг, а устроить ей похороны по-своему. "Мы оставили ее дома, открыли окна, чтобы было свежо, так как на улице был холодный ноябрь. Мы сами смастерили помост, похожий на открытый гроб, и положили ее туда. Мы также сами позаботились о ее внешнем виде. Один из братьев изготовил гроб и костер. Другой брат занялся организацией похорон, позвонил всем родным", – рассказывает Лаури Тролла.
Но сожжение на костре не такое уж простое дело, ведь человеческое тело плохо горит, а информации по этому поводу мало.
"Я бы не рекомендовал никому без подготовки кидать труп на кучу дров и зажигать. Это не сработает. Чтобы десятки килограммов мяса превратились в пепел, нужны знания. Мы нашли в темной сети инструкцию по устройству поленницы и следовали ей, построили огромный костер размером с машину", – говорит Тролла.
Лийвия Тролла умерла в ночь на воскресенье, а семья провела ритуал в понедельник.
"Сперва мы устроили официальное прощание, на которое пригласили друзей, знакомых и родственников. Но к костру мы не звали всех. На всякий случай, ведь нельзя предугадать, как кто себя поведет. Там были только близкие родные и несколько соседей по деревне", – вспоминает сын.
Лаури Тролла, который учится на фотографа в художественной школе "Палалс", снял все на видео. Поленницу зажгли дети умершей. Церемония, проходившая в морозную зимнюю погоду, включала в себя пение у костра и проводы матери в мир иной с криками и фейерверком.
С одной стороны, власти говорят, что сожжение на костре запрещено, с другой, единственным препятствием называют возможное загрязнение окружающей среды, однако остается неясным, где и какое разрешение нужно брать. Семья Тролла никаких бумаг не оформляла. Спустя примерно восемь часов после зажжения костра от матери осталось лишь пять литров пепла. По словам членов семьи, прощание с матерью прошло очень достойно, как и положено по закону.
"Мы в семье считаем, что ничего достойнее и быть не могло, это были самые достойные проводы, которые я когда-либо видел", – подчеркнул Лаури Тролла.
"Может, так оно и было, но я надеюсь, что они все же ходатайствовали о получении разрешения. Ходатайствовали и выполнили требования. Все же закон этого требует. Не Закон о кладбищах, у нас в стране есть общий порядок, другие законы, экологические нормы, которые требуют наличия предварительных согласований", – заявил в свою очередь Мартин Кульп из министерства.
Прах матери дети развеяли в излучине реки, как она и просила. Семья Тролла не считает, что поступила неправильно. Когда Лаури Тролла пригласили принять участие в групповой выставке под названием "Моя история" на территории тартуского Аппаратного завода, он решил показать всем проводы своей матери, включая сожжение.
Комментарии
молодец бабка, и денег сэкономила. а кладбища растут, как на дрожжах.
Очень странный тренд наметился у глубинных эстонцев
Трупосжигание известно у скандинавов и у части славян, так что странного тут ничего нет.
В Ленинградской, Новгородской, Псковской областях полно славянских курганов с прахами умерших. Прах в курган укладывали в глиняных горшочках. Только в Боровичах, в местном музее есть экспозиция посвящённая славянским традициям погребения, а в остальных музеях одно христанутие. Будто до христьянства тут люди по деревьям лазили, как патриарх Гундяев высказался. Так что молодцы, похоронили согласно обычаям своих предков.
При этом на конкретную правовую норму он сослаться не смог. На самом деле, все, что не запрещено - то разрешено. Про экологию и говорить смешно. Вы еще печку дровами запретите топить.
Чем такое сожжение отличается от кремации, где в печи используется природный газ? А вот тем, что сжигание природного газа экологию нарушает, а сжигание дров - нет, древесина - это "возобновляемая энергия". Спросите у любого современного эколога.
Отправить комментарий