Несуны: советская привычка?
Пишет Галина Иванкина: Если вы откроете любой (ну, практически) номер журнала «Крокодил» 1950-1980-х годов, то первое, что вам бросится в глаза (помимо остро-политической тематики) - это несуны. Безусловно, они имели место всегда - и в СССР, и до СССР, и помимо СССР. Знавала в 2000-х одного толстого юрисконсульта, который умудрялся тырить всякие штуки из офиса - серьёзные и не очень. Например, волок домой большие и малые дыроколы. Так что не советские это мерзопакости, но - человеческий фактор.
Просто в СССР несун сделался чем-то, вроде удобной мишени для сатиры. И не только для неё. Регулярно в программе «Человек и закон» показывали всяких умников, которые умудрялись выносить с комбината ...нет, не готовый ситчик, но - технику. По частям. Или наборы инструментов. Но эти - мелочь. Бывали несуны общесоюзного масштаба. Целая теневая экономика! Как говорилось в одном культовом фильме: «Вагонами воровал». Точнее - партиями всё того же ситчика. Но это уж вовсе и не несун, а целый бандит (фигурально выражаясь, не процессуально). Вот я знавала (шапочно) такие семьи. Поскромнее, конечно. Итак...
-
1. То была пышная, ухоженная, лощёная мадам. То есть за фигурой она не следила - не могла физически (работала на тортиках), зато всё остальное - блистало. Точнее, лоснилось. Она почему-то была уверена, что лицо должно бликовать - от нанесённого крема, а духами Poison - вонять на весь этаж. Но в целом, она казалась добродушной тёткой. Так-с. На тортиках. Потом, году в 1986-м выяснилось, что они готовили пирожные налево - отправляли их куда-то на юга, по кафешкам (похожий сюжет есть у ЗнаТоКи). Но ей этого казалось мало. Она - выносила с работы ...коньяк. Дело в том, что некоторые торты по рецепту должны пропитываться именно этой субстанцией. А тётя-Мотя ту капельку пропускала. Чем они пропитывали - не в курсе. Может, спиртяжкой. Или вообще ничем. Но этот коньяк доставался её мужу. Дармовой коньяк, понимаете? В общем, дядька тихо спился, ибо не стало ему хватать. Перешёл на более простые ингредиенты. Тётя-Мотя боролась: обидно же терять целого мужика. Но не судьба - так и помер. Аккурат возле лифта. Не доехал, стало быть, до счастья. А мадам потом всё-таки присела на несколько лет.
2. А вот эта Мотя была вовсе не пышная, хотя и подвизалась в столовой. Среднего такого размера - 46-48. Кем работала? Да шеф-поваром. Носила с работы всё - хлеб, масло, фарш. Когда поздно возвращалась, то и картошку прихватывала, чтобы по-быстренькому сготовить ужин. Вот конфеты - покупала. Очень дорогие. Интересно, что муж у неё ...не работал. От слова - совсем. Это к вопросу, что в СССР всех прямо-таки хватали за тунеядство. Нет. Вот мужчина - довольно интересный, с цыганским колоритом - проживал у дамы-с-котлетами и выгуливал ихнегоэрдельтерьера. Сам весь такой при дублёнке и золотом зубе. В общем, у этой Моти дом был - полная чаша. И - жратва, и мебель фасона стенка, и хрусталь, и муж-красотища. Поговаривали, что он моложе лет на 10 и как бы из цирковых. А, может, сплетни. Интересно! Дочка у них росла тихая-тихая (не тихий омут, а именно - ботаничка). И потом она ещё двинула в пединститут, уже на излёте 1980-х. Одна моя подружка детства гостила у них уже в 2000-х. Дочка - училка, родители - пенсионеры. Стенка - всё та же. С хрусталём. Никто не сел. Просто эпоха ушла.
3. А это была уже совсем юная Мотя. Пришла на швейную фабрику после ПТУ (а в те годы швейное ПТУ считалось чем-то, вроде отстойника для совсем пропащих). Но юная Мотенька, поступив на предприятие, и не думала скисать. Время шло перестроечное, когда хлынула мода и начали заключаться итало-франко-советские контракты всякие. В общем, стали девочки строчить блузы по итальянским лекалам, из симпатичного (а не весёленького) материала. Тогда Мотя смекнула, что можно шить быстрее, а блузу считать не бесполезным перевыполнением плана, а - своей личной победой. Она попросту надевала готовое изделие под одежду и торжественно шла через проходную. Эта Мотя, в отличие от Моть из п.1-2, оказалась тонкая и звонкая, поэтому имела возможность вынести на себе и 3 блузы под объёмным пуловером - какие тоже были в превеликой моде. Но свитер тот был куплен на Рижском рынке, а уж кто его продал - неизвестно. Быть может, какие-нибудь иные Моти, воровавшие пряжу. Но вот эта девочка хотя бы труд и смекалку приложила. А прочие? Да, Мотя № 3 тоже не села, хотя и торговала теми блузочками. Среди своих знакомых. А те - не выдали. Молодцы.
- ...Нынче пишут, что несун - это последствие советской 1) бесхозяйственности 2) невозможности ничего купить. То есть сразу два фактора давали эффект. А вы как считаете? Советское оно или вообще - человеческое?
Комментарии
а если "несуны" просто заменить на "воровство"?
Когда вещи и явления называют своими именами всё становится проще и яснее.
Отправить комментарий