Никифоров, Григорян и Голиков рассказали о роли русских в Народном фронте
Движение за независимость Эстонии - Народный фронт - отметил на минувшей неделе свое 30-летие. О роли русскоязычных в этом движении "АК+" рассказали историк и журналист ERR Илья Никифоров, философ Егений Голиков и председатель Палаты представителей нацменьшинств Рафик Григорян. Все трое в прошлом были активистами Народного фронта.
Народный фронт - гражданская инициатива в поддержку Перестройки, ставшая самым массовым движением Эстонии в 80-е годы. И сыгравшая важнейшую роль в восстановлении независимости нашей страны, сообщила в воскресенье, 7 октября, аналитическая программа ETV+ "Актуальная камера+".
А началось все в Теледоме 13 апреля 1988 года. Когда Эдгар Сависаар в прямом эфире вечерней передачи "Подумаем еще" озвучил мысль о создании Народного фронта.
В ту же ночь была создана инициативная группа и составлена декларация движения. А 1-2 октября того же года в Таллиннском городском концертном зале состоялся учредительный съезд. Однако 30 лет спустя после тех событий в Эстонии почему-то редко вспоминают русскоязычных участников Народного фронта. Как сложились их судьбы?
"На первых этапах те немногочисленные русские интеллигенты, которые оказались вовлечёнными и близкими к процессам в Эстонии, нередко вели себя значительно смелее и открытие, чем лидеры и заметные фигуры в эстонской культуре. Это так", - полагает Евгений Голиков.
"Я лично, мои товарищи по Тартускому университету, они уже давно варились в этом котле. И какого-то рубежа, который нужно было перешагнуть, его даже перешагивать не нужно было, он был давно преодолён", - вспоминает Илья Никифоров.
Важную роль в распространении идей нового гражданского движения, конечно же, играли СМИ. Местные русскоязычные издания, в отличие от средств массовой информации на эстонском, мало писали о Народном фронте.
"Те события, которые происходили в нашем обществе, эстонская пресса отражала, а русская нет. Из-за этого массовой поддержки со стороны русскоязычных не было, как со стороны эстонцев", - отмечает Рафик Григорян.
Но если в 1988 году только 5% русскоязычных поддерживали Народный фронт, то благодаря активистам уже в 1990 году 55% русскоязычных поддерживали курс на независимость. Даже первое собрание Народного фронта, проходило на двух языках, а модерировал его Евгений Голиков по личной просьбе Эдгара Сависаара.
"На самом деле на первых порах Народный фронт не был узко-националистическим движением. Это было широкое демократическое движение, к которому не просто примыкали отдельные русские. А в котором ещё на этапе формирования идеи принимали очень активное участие целый ряд известных русских ученых и идеологов", - говорит Голиков.
"Русскоязычная часть населения бескорыстно участвовала в Народном фронте в борьбе за независимость Эстонии. Зная прекрасно, что в будущей Эстонии вряд ли нам предоставят министерские и иные посты", - рассказывает Рафик Григорян.
Но отношения между общинами были доброжелательными, все видели общую цель.
"Это было прежде всего национальное движение, но национальное движение, которое тогда понималось довольно широко. И если вспомнить первый Конгресс Народного фронта, какую национальную цель он ставил? Возрождение ленинской национальной политики. С оглядкой и на тех людей - инородцев, меньшинства, которые присутствуют в Эстонии", - анализирует Илья Никофоров.
Вопрос риторический и всё же, удалось бы в 1991 году восстановить независимость Эстонии, если бы не участие и поддержка русскоязычных?
"И без русских, и без инородцев удавалось восстановить свою республику и независимость. Но, как правило, это сопровождалось кровью, насилием, память о которых не уходит поколениями. В этом отношении та политика, которую проводили многие десятки лидеров Народного фронта, как эстонцы, так и неэстонцы, она была ориентирована на диалог, на поиски, пусть не всех устраивающего, но какого-то согласия", - отмечает Илья Никифоров.
В то сложное время в конце 80-х, начале 90-х почти во всех союзных республиках были подобные эстонскому Народному фронту гражданские движения. Но не всем из них удалось привести свои страны к относительно спокойному и бескровному отделению от Советского Союза .
"Пожалуй главное достижение Народного фронта, и мы этим можем гордиться, то, что в Эстонии не было крови. Мы поругались, мы покричали, но в конечном итоге мы примирились с тем, что произошло более менее цивилизованным образом. Это огромное достижение", - считает Евгений Голиков.
13 ноября 1993 года Народный фронт прекратил свою деятельность, исполнив главную миссию - восстановление независимости Эстонии.
Комментарии
Отправить комментарий