Нынешний год выдался плохим для всех полевых культур
Долгая весенняя засуха и начавшийся затем дождливый период снизили урожаи по сравнению с предыдущим годом наполовину, пишет "Северное Побережье"
Уборка зерновых с полей в Ида-Вирумаа (Пеэтер ЛИЛЛЕВЯЛИ)
— Ну, какой-то плюс нынче ведь тоже должен быть, — довольно надолго задумывается руководитель ТОО «Hiiemägi» Хейки Куусмик. — Погода с самой весны стояла очень тяжелая… Хорошо, что в сентябре выдалась пара недель разумной погоды, без этого многие поля так и остались бы неубранными. Теперь все собрали, хотя настоящего качества у этих зерновых нет и урожаи наполовину меньше по сравнению с двумя предыдущими годами. Во всяком случае, у меня.
Вспоминается ему и второй положительный момент: «К счастью, горючее — как для сушилки, так и для трактора — нынче было по разумной цене».
Руководитель ТОО «Lüganuse Agro» и хозяин садоводческого хутора Венди Ааре Вент рассказал, что и у него тоже все поля убраны. Во многом благодаря тому, что наряду с уборочными работами он занялся наконец и мелиоративными системами.
— Уложил трубы, чистил и копал канавы. Сумел отвести воду и убрать урожай и на тех полях, куда прежде попасть не мог, — отметил он, что за мелиоративными системами надо все же ухаживать постоянно.
Урожаи и Ааре Вент считает плохими: «Яровой пшеницы в прошлом году собрал по 6,9 тонны с гектара, а нынче — 3,7 тонны. С озимой пшеницей еще хуже: вместо прошлогодних 9,5 тонны нынче собрал около четырех. Качество, конечно, тоже низкое. В прошлом году продал 1500 тонн продовольственной пшеницы по 1-й и 2-й категориям, а нынче на продовольственную годилось только 300 тонн, да и то по 4-й категории.
Прошлый год был рекордным по урожаю зерновых, тогда в «Lüganuse Agro» продали 3000 тонн зерна, а ныне общий урожай составил 1800.
— Прошлый урожайный год принес столько прибыли, что в Силламяэском порту построили приличный пункт приема зерна вместе со складами. Так что теперь нам не нужно возить зерно в Мууга, ведь Силламяэ гораздо ближе.
Наиболее низким Вент считает нынче урожай ячменя, четверть которого наверняка осталась в поле.
— Ведь ячмень с каждым дождем опускается все ниже, а в конце концов и колосья ломаются. Засуха тоже оставила глубокий след, ячмень рос из-за нее в два этапа и перерыв между ними оказался очень долгим. Озимый рапс тоже пострадал от засухи и урожай был плохим.
Хейки Куусмик говорит, что единственное, что нынче росло хорошо, это трава.
— Сена, правда, удалось заготовить не очень много, но в дожди трава росла так хорошо, что животноводы не знают, куда складывать всю эту массу. Так что силоса удалось заготовить много. Да и яровой рапс позднего посева тоже уродился неплохо.
Хорошо росла и довольно новая для эстонских земледельцев культура — конские бобы. Куусмик раньше ее не выращивал, но в следующем году обязательно посеет.
— Соседи выращивают их года два; выводы делать еще рано, но нынешний год очень подходил бобам и урожаи оказались приличными.
По его словам, бобы — более надежная культура, чем горох, который из-за слабого стебля полегает, так что убирать эту плотную массу сложно. Разница цен на пищевые бобы и горох — 30-40 евро за тонну не в пользу бобов, однако связанный с их выращиванием риск меньше.
Новые культуры и сорта приходят в Эстонию от южных соседей. Селекционеры стараются выводить сорта с более коротким периодом роста, которые подошли бы для нашего климата. В Эстонии уже начали выращивать как гречу, так и сою; говорят, что через пять-шесть лет тут можно будет выращивать кукурузу на зерно.
— Земледелец ищет культуры понадежнее. И они должны быть разными, чтобы уменьшить риски, — констатирует Хейки Куусмик.
Ааре Вент также рассказал, что хотя дожди капусте и не повредили, но прежняя засуха ударила по капусте для хранения и не у всех сортов сформировались кочаны.
— В этом году все культуры пострадали — какие-то от засухи, какие-то от дождей. Свеклой более позднего посева можно быть довольными, а посеянная раньше толком и не взошла. Брюква пробивалась с трудом, но та, что проклюнулась, уродилась потом хорошо. Морковь очень хилая, один сорт лука — тоже.
Картофель в садоводческом хуторе Венди убрали еще в начале сентября.
— Мы сумели предотвратить листовую гниль и быстро собрали урожай — картофель в мокрой земле лежать не любит. Сейчас сортируем: пятна гнили тоже есть, но мало. Нам удалось быстро высушить и охладить клубни, так что уверен, что храниться будет хорошо.
Хотя на урожай картофеля нигде особо не жалуются, картофельный год все же следует признать средним.
— Это сразу ощущается: давления на продажу не было, — сказал Ааре Вент. — В хороший картофельный год цена после уборки сразу падает, ведь те, кому хранить картофель негде, стараются быстро продать свой урожай. Нынче такого не было.
Комментарии
Хейки Куусмик говорит, что единственное, что нынче росло хорошо, это трава.
Зато в России год урожайный- господь Бог поддерживает Россию! А продавшимся дьяволу трава)
Да, хорошо, что успели убрать вовремя.
Отправить комментарий