О бедах людей с "серыми паспортами" в Эстонии
В плане права участия "серопаспортников" в общественно-политической жизни Эстонии творится полный беспредел, рассказал директор Центра информации по правам человека, правозащитник Алексей Семёнов.
Фото: Вадим Анцупов / Delfi.ee
Наличие большого числа лиц без гражданства (обладателей так называемых "серых паспортов") по-прежнему входит в число главных проблем Эстонии, связанных с соблюдением прав человека, считает правозащитник Алексей Семёнов. Об этом он рассказал Sputnik Эстония в Международный день прав человека, который отмечается во всём мире 10 декабря.
То, что по социальным и экономическим правам граждане и неграждане в Эстонии не так сильно и различаются, можно назвать плюсом в соблюдении прав человека в стране. Но в плане участия лиц без гражданства в общественно-политической жизни творится полное безобразие.
"Ведь эти люди (обладатели "серых паспортов" — Ред.) — постоянные резиденты, здесь живут и формально имеют большее право участвовать в местной политической жизни, чем те граждане Эстонии, которые живут очень далеко и посещают родину раз в несколько лет. И тем не менее эти жители далеких краев имеют право участвовать в выборах в парламент Эстонии, а те, кого результаты выборов непосредственно касаются, этого права не имеют. Это серьезное ограничение и серьезный недостаток эстонского государства", — заявил Семёнов.
При этом, отметил Семёнов, речь идёт не только о праве участия в выборах. Неграждане не могут участвовать в работе политических партий, не могут возглавлять общественные организации — всё это складывается в большой минус.
Как сообщал Sputnik Эстония, в Эстонии проживают порядка 80 000 так называемых неграждан, или лиц без гражданства. Они не имеют права состоять в политических партиях и голосовать на выборах в национальный и Европарламент. Наличие в Эстонии, а также в Латвии массового безгражданства неоднократно критиковалось Россией, ОБСЕ, Советом Европы и ООН.
Серые паспорта и закрытие русских школ: как нарушаются права человека в Эстонии
О не самой идеальной ситуации с соблюдением прав человека в Эстонии в Международный день прав человека в комментарии Sputnik Эстония рассказали эстонские правозащитники Алексей Семёнов и Сергей Середенко. В Эстонии в области прав человека остаются пробелы, которые необходимо ликвидировать.
Так, директор Центра информации по правам человека в Эстонии, правозащитник Алексей Семёнов, комментируя для Sputnik Эстония ситуацию с соблюдением прав человека в Эстонии назвал три главных негативных момента.
Во-первых, печальным бременем на Эстонии продолжает лежать массовый вопрос о безгражданстве. Хотя правящая коалиция, считает Семёнов, ищет шаги для решения этой проблемы, в стране по-прежнему остаётся большое число лиц без гражданства (обладателей "серых паспортов"), которые ущемлены в праве участвовать в общественно-политической жизни Эстонии. Хотя плюсом можно назвать то, что по социальным и экономическим правам граждане и неграждане в Эстонии различаются не столь сильно.
Во-вторых, Эстония продолжает упорствовать и не выполняет рекомендации международных структур о праве национальных меньшинств получать образование на родном для них языке.
"Рекомендаций таких очень много, и не все они связаны только с образованием. Есть достаточно проблем с языковой дискриминацией в целом, о чём прямо говорят многие международные наблюдатели", — заявил Семёнов.
И третий серьёзный недостаток — это слишком большое влияние Полиции безопасности (КаПо) на общественно-политическую жизнь в Эстонии. Очень часто эта организация устраивает судебные процессы с разной степенью удачности и эффективности, часто эти процессы проигрывает. Но так как разбирательства могут длиться долгие годы, то политическая или общественная карьера довольно многим жителям Эстонии оказывается в итоге испорченной. Также КаПо постоянно публикует, отметил Семёнов, графоманские с юридической точки зрения опусы.
Не только плохое, но и хорошее
Основной же положительный момент, связанный с правами человека в Эстонии, — это судебная система страны. Если сравнивать с соседними Латвией и Литвой, то в Эстонии судебная система намного более независимая, процесс происходит более состязательный, есть много оправдательных приговоров.
© SPUTNIK / ВАДИМ АНЦУПОВ
Директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов
"Стало сложнее, чем десять лет назад, пришло новое поколение. Но мы до сих пор способны решать многие вопросы внутри эстонской судебной системы, не обращаясь за помощью в Европейский суд по правам человека и в прочие международные судебные инстанции", — объяснил правозащитник.
Нет политических преследований
Свобода слова в Эстонии, по мнению Семёнова, тоже соблюдается в том смысле, что за резкие высказывания прямых политических преследований нет. Как, например, в Литве, где несколько человек, в том числе и хороший знакомый Семёнова Палецкис, сидят долгое время в застенках только за то, что высказывали своё мнение и пользовались свободой слова.
В Латвии тоже преследуют таких людей — того же Гапоненко. Правда, в Латвии не всё так жёстко, как в Литве: людей выпускают через несколько дней или месяцев пребывания в казематах, хотя они остаются под подпиской о невыезде и им предписан ещё ряд ограничений.
"У нас пока такого нет и, надеюсь, не произойдет. Хотя есть внесудебные преследования и всякого рода давление на независимых экспертов, общественников, СМИ. Sputnik Эстония, полагаю, эта ситуация хорошо знакома. Прошел через путь мытарств и наш Центр информации по правам человека в Эстонии", — добавил Семёнов.
Чьи права в Эстонии первичнее
Правозащитник Сергей Середенко, в свою очередь, отметил, что День прав человека в Эстонии не празднуется — то есть нет каких-либо мероприятий, в "святцы" этот день не внесен и пребывает "в состоянии худшем, чем 8 Марта". Да и в мировом масштабе, считает Середенко, дата потерялась в выдумках агрессивного либерализма: например, Международного дня защиты детей оказалось мало, был создан и Международный день защиты прав ребенка.
© SPUTNIK / ВАДИМ АНЦУПОВ
Юрист, правозащитник Сергей Середенко
В Эстонии, продолжил Середенко, он, работая в Госархиве с протоколами Конституционной Ассамблеи, нашел принадлежащую Хандо Руннелю (эстонский поэт и издатель — Ред.) фразу: "Прежде всего мы должны обеспечить права эстонцев и только потом — права человека". Этой формулой в Эстонии многое можно описать.
"Не всё, но очень многое. И эта формула даёт ложную надежду, что в будущем права человека должны быть реализованы — после того, как будут реализованы права эстонцев. Но, к сожалению, часто мы видим другую картину — права эстонцев реализуются не до, а за счёт прав человека, и это никуда не годится", — подчеркнул Середенко.
Центр по правам человека Эстонии представил свежий отчет в области прав человека
В понедельник Центр по правам человека Эстонии представил свежий отчет, который дает обзор в области развития прав человека в Эстонии в 2018–2019 годах.
В 2018–2019 годах в нескольких областях наблюдался медленный прогресс в защите прав человека, но агрессивная политическая риторика и посягательства на правовое государство, свободную журналистику и деятельность различных НКО заставляют беспокоиться о дальнейшем развитии в этой области. С подробностями Илья Никифоров.
Комментарии
А почему бы этим людям не получить эстонский паспорт? Ведь 30 лет прошло.
Надо смотреть правде в глаза- серый пасрорт негражданина выгоден людям.
Никакой политики тут нет.
Отправить комментарий