О свободе перемещения или Как гражданина ЕС депортировали в Россию
Пишет Виктор Гущин, историк из Латвии: 20 сентября на комфортабельном автобусе компании Lux Express я отправился из Риги в Санкт-Петербург. Автобус Lux Express идет через Нарву. Это старинный город, присоединенный к России во времена Северной войны. Задолго до этого, еще во времена Ливонии, на реке Нарове, на ее правом и левом берегах, были построены две мощные средневековые крепости — шведская Нарвская и русская Ивангородская. Эти крепости возвышаются здесь и сегодня.
Эстонский пункт пограничного перехода занимает территорию автомобильной дороги, которая проходит буквально через самое сердце Нарвской крепости, выходит на автомобильный мост через реку Нарову и идет дальше — на российскую территорию.
Паспорта для проверки в нашем автобусе собирала женщина-пограничник, русская жительница Эстонии, которая одновременно пыталась довольно громко шутить едва ли не с каждым пассажиром.
Проверка паспортов заняла около тридцати минут, после чего нам вернули документы, и мы двинулись к российской границе. Было около семи часов утра.
В восемь вечера того же дня автобусом той же компании я выехал из Питера в Ригу.
На эстонском пункте пограничного перехода мы оказались где-то в 23.20. Обычно при возвращении из России эстонские пограничники пограничники просят пройти не только пограничный, но и таможенный контроль. Причем последний, как правило, проводится, очень тщательно.
Но на этот раз водитель нашего автобуса сообщил, что вещи мы можем оставить в автобсусе, а сами должны пройти на пограничный контроль.
Со времени моей последней поездки в Питер на эстонском пункте пограничного перехода произошли значительные перемены. Весь пункт был отстроен практически заново. В просторном и светлом помещении пункта теперь стояли две кабинки, где сидели пограничники. Рядом стояла автоматизированная кабина, куда каждый мог зайти самостоятельно и без помощи пограничника пройти сверку своих документов.
Почти все пассажиры выстроились в две очереди к кабинкам пограничников, но были смельчаки, которые входили и в автоматизированную кабинку.
Положив паспорт на сканер и глядя в «глазок» довольно большой камеры, они дожидались того момента, когда открывались стеклянные дверки с другой стороны, и проходили в другой зал, где собирались пассажиры, прошедшие контроль.
Зашел в автомазированную кабинку и я.
Положив паспорт в сканер, я довольно долго смотрел в объектив камеры, но ничего не происходило. Положил паспорт в сканер еще раз, потом еще раз, результат тот же.
Очереди к кабинкам пограничников быстро уменьшались и вскоре в зале я остался совсем один.
Пограничники пригласили начальника смены. Тот пришел через несколько минут, выпустил меня из кабинки, забрал паспорт и куда-то ушел. Не было его, наверное, минут десять.
Потом он пришел и сказал, что я не могу въехать в Эстонию, так как мне запрещен въезд в эту страну.
Честно говоря, я опешил от такой новости. Сутки назад я спокойно через этот же самый пограничный пункт въехал на территорию России, а теперь выясняется, что вернуться обратно тем же маршрутом я не могу.
Пограничник сказал, что я должен возвращаться в Россию — и уже оттуда, но только не через Эстонию, возвращаться в Латвию.
В ответ я сказал единственное, что мог сказать в подобной ситуации: что у меня нет денег, поскольку не рассчитывал на какие-то дополнительны траты. Поэтому если меня не впускают в Эстонию, то пограничники должны оплатить мне возвращение в Россию и прочие расходы.
Ясноглазый пограничник Тийт Пул (Tiit Pool) сказал, что ничего оплачивать Эстония не будет, и, если будет нужно, меня выдворят в Россию силой.
Тут к нашему разговору присоединился один из пограничников, который до этого сидел в кабинке.
Он подошел к нам и сказал примерно следующее: чего это я ерепенюсь — сказано, что должен возвращаться обратно в Россию, значит, взял вещи и пошел быстро на российскую границу!
Парень по национальности был русским и его ТАКОЕ вмешательство в разговор меня возмутило. Я довольно резко ему заявил, чтобы он замолчал и не лез в разговор других людей.
Парень тут же осекся и вернулся в свою кабинку. После этого Тийт Пул вновь ушел — готовить документ о моей депортации.
Это заняло еще минут десять. За это время в зал заглянул водитель автобуса, который поинтересовался, как долго ему меня еще ждать. Что ему ответить, я не знал.
После этого я сделал несколько звонков: Иосифу Корену и сотрудникам посольства России в Латвии. Хотел получить совет, как мне себя вести в сложившейся ситуации.
Наконец, пришел Тийт Пул вместе с еще одним пограничником, который никак не представился. Последний дал мне подписать бумагу о моем выдворении.
На мой вопрос, на какой срок мне закрыт въезд в Эстонию, он замешкался и стал смотреть на Тийта Пула.
Тот сказал: «На пять лет!»
Получается, что срок, на который мне закрыли въезд в Эстонию, пограничники определили тут же, сами.
Прямо-таки какое-то сталинское правосудие. Только не в виде «тройки», а в виде «двойки».
О моих «преступлениях» против Эстонии мне так ничего и не сказали. Просто влепили срок. И все!
После этого Тийт Пул пошел к водителю автобуса и сказал, что он может ехать. Без меня.
Я остался в зале. Мне сказали, что меня посадят на первый же автобус, который идет в Санкт-Петербург.
Примерно через полчаса мне вернули паспорт и посадили на автобус, идущий в Санкт-Петербург, а около пяти часов утра я вновь оказался на Балтийском вокзале, откуда всего лишь несколько часов назад выехал в Ригу.
Спасибо Иосифу Корену, в Питере меня встретил Максим Рева, правозащитник из Эстонии, который уже длительное время проживает в Санкт-Петербурге.
От автобусной станции вместе с Максом мы пешком дошли до Московского вокзала, где я купил себе билет на поезд Санкт-Петербург — Рига.
Возвращаться пришлось в общем вагоне. На большее денег у меня не было.
Но главное не это. Ночью вагон совсем не отпаливался. И холод стоял жуткий. Поезд в Ригу пришел в 9.30. На вокзале меня встретил Иосиф Корен. Если бы не его помощь, я бы не успел на самолет в Варшаву.
Лететь нужно было в этот же день в 14.50, а до этого времени мне нужно было еще съездить домой в Елгаву, собраться.
Иосиф, спасибо ему огромное, сначала отвез меня в Елгаву, а потом в аэропорт.
В Варшаве у меня подскочила температура. День приезда и следующий день я был вынужден провести в постели.
25 сентября пошел в гостиницу Sofitel, где проходила ежегодная конференция ОБСЕ по человеческому измерению, и записался на выступление по теме выборов.
Заседание, где должен был рассматриваться вопрос о свободе перемещения, было запланировано на первую половину дня 28 сентября. В это время я должен был быть уже в Риге, дома.
Организаторы конференции посоветовали опубликовать мое письмо в адрес директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ М.Г.Линка и Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ А.Торс на странице конференции 28 сентября.
Я так и сделал.
Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств,
посвященных человеческому измерению
21 сентября — 2 октября 2015 г.
Варшава, Польша28 сентября 2015 г.
Рабочее заседание 10.Основные свободы, в том числе:
— свобода перемещенияОткрытое письмо гражданина Латвийской Республики
Виктора Гущина
To:
Michael Georg Link
(Director of the OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights)
Ms. Astrid Thors
(OSCE High Commissioner on National Minorities)
Уважаемые господа!
Обращаюсь к вам в связи с нарушением Эстонской Республикой моих прав, как гражданина Европейского Союза, на свободу перемещения по территории Европейского Союза.
20 сентября я выехал в Санкт-Петербург через пограничный пункт в г. Нарва (Эстония). При пересечении границы я не был проинформирован о том, что 27 июля был включен в список невъездных на территорию Эстонии.
21 сентября при возвращении из Санкт-Петербурга в Латвию мне в категорической форме было отказано в дальнейшем следовании в Латвию через территорию Эстонии. Меня посадили на автобус и отправили обратно в Санкт-Петербург.
В свете сказанного прошу Вас разъяснить мне суть происшедшего и ответить на следующие вопросы:
1. На каком основании я, никогда не привлекавшийся ни к административной, ни к уголовной ответственности ни в Латвии, ни в Эстонии, был включен в список лиц, невъездных на территорию Эстонии?
2. Почему 21 сентября при пересечении эстонско-российской границы я не был проинформирован работниками пограничной службы о том, что включен в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Эстонии? Если бы я был об этом проинформирован, то я бы возвращался в Латвию не через Эстонию.
3. На каком основании меня, гражданина Европейского Союза, депортировали в Россию, а не в Латвию, где я родился и всю жизнь живу.
Прилагаю к данному письму документ, который мне выдали на пограничном переходе г. Нарвы, где говорится о том, что мне закрыт въезд в Эстонию.
С искренним уважением, Виктор Гущин
28 сентября 2015 г.
Комментарии
Эстов надо вообще убрать с нарвской таможни
А лучше убрать таможню
Нет уж, лучше в сто раз таможню оснастить новыми рентгеновскими сканерами, чтобы быстрее прохождение было.
Он ошибся. Заявил бы им, что его надо депортировать в Латвию, позвонил бы в консульство и бесплатно бы доехал.
Отправить комментарий