"Эстонский парламент: мы все еще в оккупации": о чем писали газеты весной 1990 года и что снимали агенты КГБ
Ниже интересные вырезки из газет и много фото тех смутных времен от бывшего секретного фотографа КГБ в Эстонии, а так же видео.
Журнал "Коммерсантъ Власть" №14 от 09.04.1990
ЭСТОНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ: МЫ ВСЕ ЕЩЕ В ОККУПАЦИИ
На истекшей неделе продолжала работу сессия Верховного Совета Эстонии, объявившего 30 марта о своем намерении начать процесс восстановления государственной независимости республики. 4 апреля председатель Верховного Совета Арнольд Рюйтель сообщил депутатам о телефонном звонке Михаила Горбачева. Президент, по его словам, настаивал на отмене этого решения.
"Федералисты" - так называют здесь сторонников дальнейшего пребывания Эстонии в составе советской федерации - не получили в законодательном органе республики желаемой трети голосов (из 105 депутатов их - 27). Ими сформирована депутатская группа "За равные права".
Впрочем, ни одна из политических группировок не имеет в Верховном Совете
абсолютного большинства. Самая влиятельная депутатская группа - сторонники
Народного фронта (43 человека). Ими, в основном, и определяется принятый
курс на восстановление государственной независимости Эстонии. Еще более
радикально настроены "республиканцы", считающие подлинно законной властью
Конгресс Эстонии. Умеренный центр - группа "Свободная Эстония" и
поддерживающие ее депутаты.
Выборы руководителей республики продемонстрировали стремление депутатов
достичь консенсуса. Председателем Верховного Совета вновь стал Арнольд
Рюйтель - альтернативный кандидат на этот пост не выдвигался.
Председательствующим (спикером) стал Юло Нугис, а его заместителями -
Виктор Андреев и Марью Лауристин. Гораздо больше споров вызвала кандидатура
нового председателя правительства. 3 апреля им был выбран Эдгар Сависаар.
Рюйтель Арнольд Федорович, 61 год, по образованию агроном, кандидат
сельскохозяйственных наук, доцент. Работал директором совхоза, затем
преподавал в Эстонской сельхозакадемии. Был первым заместителем
председателя Совета министров Эстонии, секретарем ЦК КПЭ. С 1983 года -
председатель Президиума Верховного Совета Эстонии.
Нугис Юло Йоханнесович, 46 лет, по образованию инженер, директор завода
"Эстопласт", председатель Совета трудовых коллективов Эстонии. Андреев
Виктор Александрович, 42 года, по образованию химик, кандидат технических
наук, заведующий лабораторией эстонского филиала Института горного дела в
Кохтла-Ярве. На выборах получил поддержку Объединенного совета трудовых
коллективов. Лауристин Марью Йоханнесовна, 49 лет, по образованию
журналист, заведующая кафедрой журналистики Тартуского университета. Член
правления Народного фронта Эстонии, председатель Социал-демократической
партии независимости.
Сависаар Эдгар Эльмарович, 39 лет, по образованию историк, кандидат
философских наук, работал социологом, был заместителем директора по науке
фирмы "Майнор", председателем Госплана Эстонии, и короткое время -
министром экономики. Один из главных разработчиков IME (проекта
республиканского хозрасчета). Член правления Народного фронта Эстонии.
Бомба разорвалась, когда по предложению депутатов от Народного фронта было
принято постановление "О государственном статусе Эстонии", хотя это решение
и отличалось существенным образом от "литовского варианта". Декларируется,
что Эстония по сей день является оккупированной территорией. Объявлено
начало переходного периода на пути к воссозданию независимости, содержанием
которого должны стать переговоры с Москвой и процесс возрождения Эстонской
республики.
Когда принималось это постановление, члены депутатской группы "За равные
права" в знак протеста отказались принять участие в голосовании. Они
заявили, что подобная постановка вопроса категорически неприемлема, и что
они готовы создать альтернативные органы власти, которые подчинялись бы
только, законам СССР. Однако, по оценке ряда экспертов, заявление о
готовности создать альтернативные органы власти - скорее, угроза, чем
действительное намерение. Федералисты будут, в первую очередь, ожидать
реакции Москвы и во многом ориентироваться на нее.
Постановление, по оценкам наблюдателей, вызвало довольно резкую реакцию
русскоязычного населения республики. Как сообщили корреспонденту "Ъ" в
ОСТК, горсовет г. Силламяэ, абсолютное большинство населения которого -
русскоязычные, также заявил о своем непризнании этого постановления. Сессия
горсовета другого русскоязычного города на северо-востоке республики -
Нарвы - обсуждает вопрос об автономии Нарвского района.
Если все русскоязычное население действительно займет бескомпромиссную
позицию, это может стать серьезным препятствием независимости Эстонии. Дело
,в том, что русскоязычные жители составляют 40% населения республики и 80%
ее рабочего класса. Эти люди компактно проживают в двух из четырех районов
Таллинна (Калининском и Морском), Палдиски, а также составляют более 95%
населения расположенных на северо-востоке республики городов Кохтла-Ярве,
Нарвы и Силламяэ, где производится почти вся электроэнергия в республике и
три четверти текстиля.
Эстонские средства массовой информации сообщили, что 4 апреля, в последний
день работы сессии на этой неделе, президент Горбачев в телефонном
разговоре с Арнольдом Рюйтелем настаивал на отмене ВС республики
постановления "О государственном статусе . Эстонии", исходя из того, что
это - непременное условие начала каких-либо консультаций.
https://www.kommersant.ru/doc/266092
«Известия» 18 мая 1990 года.
«Известия» 20 мая 1990 года.
«Известия» 19 мая 1990 года.
«Известия» 15 мая 1990 года.
Коллекция Национального архива пополнилась тысячами снимков бывшего секретного фотографа КГБ
На этой неделе в Национальный архив было передано более 6000 негативов, которые фотограф КГБ сделал во времена Поющей революции. Речь преимущественно идет о крупных событиях в период с 1987 по 1991 год. Редакция передачи журналистских расследований "Очевидец" получила возможность ознакомиться с ранее не публиковавшимся фотоматериалом.
Около 30 лет фотопленки пролежали в сейфе занятого в сфере охраны предпринимателя Яануса Рахумяги. "Насколько мне известно, наличие таких пленок уникально. Можно даже сказать, это единственный случай в истории Советского Союза, когда сохранились фотографии крупных событий, глубоко затронувших всех нас, сделанных КГБ", – говорит он.
Мужчина, методично снимавший события того времени, просит называть его Олегом. Несмотря на то, что его можно найти на нескольких старых кадрах, а позднее его настоящее имя было обнародовано в Riigi Teataja, 63-летний бывший инженер-лейтенант КГБ соглашается дать "Очевидцу" интервью при условии, что не будут показаны его имя и внешность.
Олег родился в Эстонии. В 1976 году добровольно поступил на службу в КГБ и большую часть времени служил в седьмом управлении, которое занималось тайной слежкой. Тайны десятилетиями были частью жизни Олега. Он никогда не носил форму и даже жене не говорил, чем занимается. "Жена вопросов не задавала. Знала, что дома о работе ни слова и все", – рассказывает он.
Точное число фотографий в коллекции неизвестно. Было оцифровано 6500 файлов, но так как часть кадров повторяется, а некоторые бракованные, то в действительности фотографий может быть меньше.
На этих кадрах запечатлены митинги, пикеты, демонстрации, памятные мероприятия, собрания с докладами, даже похороны, высылки инакомыслящих, хэппенинги и, конечно, все знаковые события в Парке Хирве и на Певческом поле. На фото попали почти все тогдашние народные лидеры и будущие звезды. Например, на открытии крестов в память о бое у озера Поркуни молодой историк Март Лаар и директор по экономическим вопросам автобусного объединения, будущий основатель банка Hansapank Юри Мыйз на майском параде требуют перехода Эстонии на хозрасчет.
Среди прочих объектами для такой аналитической работы стали Хейки Ахонен и Эве Пярнасте. Ахонена еще в начале 1980-х покарали за антисоветскую агитацию и пропаганду, в результате он четыре года провел за решеткой, большую часть – в пермском лагере. Пярнасте задерживали неоднократно, допрашивали и обыскивали, но обвинения так и не предъявили. Оба в числе прочего участвовали в организации легендарного митинга в Парке Хирве в августе 1987 года.
Олег был на месте событий и 15 мая 1990 года, то есть ровно 30 лет назад, когда состоялся нашумевший митинг Интердвижения на Тоомпеа, который закончился атакой замка. С того дня, который вошел в историю из-за радиобращения Эдгара Сависаара "Тоомпеа атакуют", сохранилось несколько репортажей, но фотографу КГБ удалось запечатлеть момент, когда с крыши срывали сине-черно-белый флаг.
По закону бывшие сотрудники КГБ должны были зарегистрироваться в Полиции безопасности, но Олег этого не сделал и в результате его имя было обнародовано в Riigi Teataja. Бывший офицер КГБ не чувствует вины или сожаления. "Случись сейчас смена власти, и все сотрудники КаПо или по меньшей мере половина стали бы врагами", – считает он.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
Фото 37.
Фото 38.
Фото 39.
Фото 40.
Фото 41.
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Фото 49.
Фото 50.
Фото 51.
Фото 52.
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Фото 58.
Фото 59.
Фото 60.
Фото 61.
Фото 62.
Фото 63.
Фото 64.
Фото 65.
Фото 66.
Фото 67.
Фото 68.
Фото 69.
Фото 70.
Фото 71.
Фото 72.
Фото 73.
Фото 74.
Фото 75.
Фото 76.
Фото 77.
Фото 78.
Фото 79.
Редактор: Евгения Зыбина
15 мая 1990 года в Таллине. Штурм эстонского парламента.
Комментарии
Только завод и фабрика может обеспечить людей в массе своей работой.
Радуйся, скоро тебе завод магнитиков построят
Айтишники появляться стали после 2000 года.
А до этого кто строил города?
Людям нужны табуретки и все остальное, а не пятерым дебилам в креслах министров.
Я уже в 87г. айтишником работал, а знаю тех, кто в 77м
И чего тут все ноют, что они безработные? Пусть идут делать табуретки и всё остальное или не особенно их туда почему-то берут, а если берут, то почему-то платят только минималку и они очень обижаются.
Какие союзники ))))))) насмешил ))). Независимая страна проводит свою независимую политику, прежде всего во благо своей страны, своих жителей. А какой независимости можно тут говорить!? Если целые сектора экономики отваливаются, а?! Только по щелчку в обкома Вашингтона. Соглашусь с Архитектором, мы давно оккупированы как впрочем и вся остальная часть Европы. Да живем не плохо пока, хотя увеличение налогов и прочих расходов на военщину вызывает определенные опасения.
Так переезжай в неоккупированную, зачем так мучиться?
Буду свою родную землю освобождать, убежать не самый лучший способ решения проблемы, да и всех своих не заберешь к сожалению.
Освобождай свою родную, эта родная для других людей.
ну это не тебе судить, и да она точно не твоя
А я и не претендую, это же ты хочешь освободить от эстонцев их страну
Ты чего то путаешь, это где я такое писал!?Ты свои мысли за мои не выдавай.
А это не ты написал:
И под родной ты какую имел в виду? И от кого собрался освобождать?
то то и оно ты сначала подумай, а потом пиши.
От себя
Это не страна эстонцев.
А кого? Может марсиан?
и их тоже у них даже на паспорте написано aliens
Им то она уж точно не принадлежит, они ведь не граждане, просто могут в ней находиться, не более того.
ты не с того конца заходишь.
Кому принадлежит земля, по реалу?
чипы на ИД картах тоже могут стать "внезапно" неработающими. Было уже, проходили.
Хвастаться своим гражданством удел совсем тупых людей, которые совсем ничего не понимают.
Банковская карта не твоя собственность ))
ПО на телефоне или компе не твое...
ты просто юзер.
Уж точно не марсианам
эстонцы давно разъехались, они не живут в Эстонии ))
не уже ли ты думаешь, что их действительно заботит эст язык? Нет.
Эстония заселена другими народами ))
Из последних - украинцы, учатся мучаются с категориями А1 и А2 языка, который нигде больше не нужен в мире. Он на ограниченной территории.
Правда? Ни одного не осталось?
Из прежнего поколения нет, не осталось, часть уехала в штаты, англию, россию, финляндию и так далее. Часть умерла, время пришло.
Разговорная эстонская речь не делает тебя эстонцем. И гражданство тоже.
Был в прошлом году в Таллине, Пярну, полно эстонцев видел, в Нарве понятно их не было, да и многие в Нарве по русски говорят не отличишь.
эстоноговорящих ты видел. Или ты документы спрашиваешь у проходящих мимо?
Документы спрашивал
Ты херню-то не неси! Эстония нищая страна, которая нихрена сама делать не может! Сосала всё сначала из Советского, потом из Европейского Союза. Развалила всё, что можно было развалить - живёт на подачки. Если бы не станции, которые на последнем издыхании выдавали электричество по дорогой цене, заводы масла, построенные сначала немцами, а потом СССР, то сидели бы сейчас и сосали дальше. Молодёжь уехала, старики остались, детей рождается по-минимуму. Всё зелёнопереходят мудаки со своим-то слангцем и станциями. Не знают где денег попросить, уже бедный народ доить собрались. А в России худо-бедно ресурсов на многие десятилетия. Это-то вам независимым, покоя и не даёт. Вот и подтявкиваете своим западным хозяевам. Дануна.
Только ВВП на душу населения в разы выше чем у супер богатых России и Китая, ведь ты считаешь их супер богатыми? Только сам туда не особо торопишься, а предпочитаешь жить в нищей Эстонии
А в чем работа если промышленности не осталось?...
Вот вырубили березовую рощу на Икеевскую мебель... Больше берез нет.
Потом сосновый лес вырубят ....тоже больше не будет...
Какие перспективы???...
Вот про экономику Германии не последней в смысле промышленности страны:
Так что кроме промышленности полно есть где работать.
Изучать айтишные науки по всему миру полно работы причём удалённой.
Надо называть вещи понятным языком 100% людям...
Чтобы стать разработчиком программ нужно со школы работать в этом направлении, заканчивать профильныц ВУЗ и набираться опыта.
И такая работа по стилю, по менталитету подходит только определенной прослойке.
А работать интернет пропагандистом это не Айти....
И кто же тебе такого рассказал то? Наверное именно поэтому ты им и не стал, бедолага. Тут недавно была статья, как дальнобойщик стал разработчиком програм для Айфона, так это чистая правда, если у человека с мозгами всё в порядке то нет ниакаких препятсятвий и без разницы кем он был до этого, дальнобойщиком или ещё кем-то.
Да это чушь полная. Может быть из дальнобойщиков переквалифицировался в такие же как ты....интернет-агитаторы "за все хорошее"...
Может ты этот шоферюга и есть!...
Я просто не понимаю как можно быть таким тупым, чтобы не понимать такие элементарные вещи.
Вот тут есть описание языка Swift на котором программируют для Айфона
metanit.com/swift/tutorial/1.1.php
Читаешь, всё элементарно просто, как тут можно что-то не понять.
Вот например:
Школьники и не самых старших классов этим занимаются.
И что же там такого сложного? Возьми любую книжку, например програмирование на PHP или Pyton, начни читать, вообще ничего сложного, если тебе за 70 то может тебе и сложно будет, но вот Анонимка думаю разберётся, ей вроде чуть за 40. Это лет 40 надо было быть супер умным, чтобы в этом разбираться, а сейчас всё рассчитано на таких дебилов как ты. Школьники начиная с 4-5 класса в этом разбираются.
"Назад" пропустил
лет 40 назад надо было быть супер умным
Ты отрицаешь необходимость образования как такового.
Ну если так так иди устройся разработчиком комп.программ!... Пока то на что твоих талантов хватило это работать итернет пропагандистом в социальных сетях.
Я этим аж с 87г. занимаюсь
Может помнишь(хотя вряд-ли) ещё в СССР был компьютер ДВК, так я ещё на нём программировал. Был ещё домашний комп БК0010, так я на нём вообще в машинных кодах писал, сейчас всё в миллион раз проще, а ты говоришь, что если человек дальнобойщик, то ему заказано делать программы для айфона, есть хорошая русская поговорка, не боги горшки обжигают, это именно про то, что обычные люди могут занимать айти, ничего там сверхъестественного нет.
Нужно определиться что ты называешь "айти"...
Эта игра слов...
Наши эмигранты в США на вопрос "кем работаешь" говорили - работаю програмистом-компьютерщиком. На деле их работа была разная но!... к програмированию никакого отношения она не имела!....
Это могла быть тупая работа перепечатывать что-нибудь. Просто набивать текст.
Или вносить в готовую таблицу какие то новые цифры и данные.
Или это могла быть работа рабочим низковольтовщиком. Монтировать провода для компьютеров по стенам и в плинтасах, обжимать провода и тд. Монтаж проводки фактически.
Обычно это так в России, любого технаря который подключают компы, принтеры и прочее называют программистом. В Швеции программист обычно это системный разработчик, ему ставят задачу, а он сам решает как её решить, надо программировать - программирует, надо спроектировать базу данных - проектирует, ещё надо воспользоваться какими-то айти технологиями, значит делает это.
Для этого берут таких как ты, а вот они может быть всем своим знакомым рассказывают, что работают программистами
я не набиваю чужие тексты... у меня другие компетенции...
Луч с Востоком пиарить
Есть еще часы Молния.
Очень самобытные. Крупные такие.
Интересные. Со своим механизмом. Это не хухры мухры.
Этот завод вообще делал часы для вертолетов и автомобилей. Актер Олег Янковский снимался в фильме про гонщиков. И там можно увидеть эти часы на гоночной машине (Жигули). Но не только ... Завод выпускал также карманные часы на цепочке. Для любителей этого типа. И наручные часы.
Рассмешил!!!
Кристиан фон Кёнигсегг с начала 90 реально сделал гоночную машину и сейчас это один из лучших гиперкаров в мире, а гоночные жигули, это какая то пародия как Восток на Ролекс
Разный класс гонок есть...
И авто разные и дороги разные.
Были гонки и на Жигулях. Вроде 6 модель... Или может 3 модель.
Фильм старый. Наверное 3 модель Жигули.
Фильм с Олегом Янковским.
В нормальных странах народ стремится к прогрессу и двигает его, а те кто ничего сделать не могут кичатся всякой рухлядью.
Этот фильм с Олегом Янковским 70-е годы...
Были гонки на классических жиугулых. Скорее всего это 3 модель. А может даже на 1-й модели Жигулей.
Ролекс содрали дизайн у Бланпа...
Восток Амфмбия сделан по мотивами Ролекс. Но все технические решения уникальны. За патенты платить было не надо.
Ролекс ещё понять можно, у них часы стоят от 10 000(хотя себестоимость $300-800) и выше и на них очередь, а всякие Ракеты с Востоками держатся на всяких богатых дядях и работают себе в убыток.
Разный сегмент рынка... Есть люкс. Есть полулюкс. Есть массовые часы.
Некоторые фирмы купили чебе часовые марки и расставили их по цене.
Вот например Сватч-Групп.
Линейка часовых марок Статч-Групп:
Брегет- Бланпа-Омега-Глашут Оригинал- Лонжин-Радо-Тиссот-Свотч
Начиная от дорогих и заканчивая дешевыми. Как ступеньки цены.
Дорогие люксовые марки часов делают часы тиражом - от 1 тыс. штук до 20 тыс. штук. Более дешевые марки часов делают большие тиражи.
ИВС - 60 тыс. в год.
А более дешева марка (часы за 2 тыс. долларов)например Баум Мерсье - 200 тыс. в год.
Лонжин 500 тыс. в год.
Тиссот- 1.5 млн в год. Хотят выйти на 2 млн. штук в год.
Есть массовые часы и они выпускаются милионами штук в год.
Соответсвенно ЛУЧ и ВОСТОК это массвоый сегмент. Выпускается сотнями тысяч в год.
МОЛНИЯ подороже. Тиражи меньше.
РАКЕТА еще дороже. Тиражи еще меньше.
Бизнес держащийся на лохах
Дорогой сегмент часов это мир роскоши...
Одна из курпных фирм которой принадлежит много люксовых часовых марок так и называется - Ричмонд-Групп.
К Миру роскоши относятся и чемоданы Луис Витон и дорогие коньяки...
У людей есть деньги и они хотят покупать товар роскошных марок...
Есть более функциональные и качественные вещи за меньшие деньги, а кто покупает Луи витон просто хотят выпендриться.
Ну да. Девушки и женщины любят Луи Витон...
Мне нравится обилие эмблем на вещах. Люди ходят рекламирую чужой товар хотя им за это не платят, так они еще этот товар и покупают на свои.... Дичь!
Девушки и женщины любят Луи Витон...
Мне не нравится обилие эмблем на вещах. Люди ходят рекламирую чужой товар хотя им за это не платят, так они еще этот товар и покупают на свои.. Дикость!
Ролекс делает искусственную нехватку. Чтобы часы ждали и на них становились в очередь.
Эти хитрицы и проныры что делают!.... Они ставят клиента в очередь ожидания! И говорят вы купите пока пару других моделей часов и тогда очередь на ту модель которую вы изначально хотели может быть продвинется быстрее....
А в Москве, как тут рассказал один видео-блогер часовщик, в магазинах люди (спекулянты) выкупают сразу все поступающие стальные часы Ролекс и продают потом их с наценкой 20% сходу. В фирменном магазине! Ролекс продавцы говорят - часов в наличии нет но если вам надо то у наших знакомых есть, можем дать телефончик.
Хотя марок часов много и дизайнов много разных.
Тут актер-сценарист Сергей Рост давал интервью Павлу Кейву. И он сказал что у него были золотые часы Ролекс когда то в конце 90-х. Потому что тогда это казалось самым лучшим. Но сейчас они не кажутся ему красивые и он предпочитает марки часов с более необычным дизайном -он носит часы из белого золота марки УЛИСС НАРДИН,
Почему народ перестал покупать калькуляторы, мп3 плееры и т.д.? Потому что всё это есть в смартфоне и смысла тратить деньги на отдельный агрегат нет вообще никакого. Тоже самое с часами, они тоже есть в смартфоне. Производители часов вешают лапшу на уши, типа, в наших часах вы становитесь круче и лохи на них ведутся
Но принмают людей так или иначе по одежке...
С новыми нецарапанными блестящими красивыми часами человек становиться действительно круче, солиднее, привлекательнее.
Сразу видно что человек серьезнее чем без часов...
Вопрос в том какую марку выбрать.... и по стилю и по цене...
Считается сейчас что часы у солидного человека должны стоить - одну его месячную зарплату.
В советское время часы стоили чаще всего - треть зарплаты.
Клерков в банке вероятно, а там где надо мозгами работать можешь хоть голый прийти
У тех кто "мозгами работает" есть свои бригадиры, руководители групп и тд.
У кого часы новые и блестят тот и руковдит как правило.
А задрипанные как правило исполнители.
Это твой бред сумасшедшего, по себе потому что судишь
Хотите верьте...хотите нет... но это действительно так...
Грузчикам расскажи
Грузчик это похоже твое альтер эго...))
Мне грузчик много всего рассказывал, причём так серьёзно, я ржу не могу
часто общаетесь?
В советское время это была необходимость, а сейчас выпендрёж и если сам ничего из себя не представляешь, то подъём чувства собственной значимости
Отправить комментарий