"Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности в связи с историей упрочения русского господства на Балтийском побережье."
Читателям предлагается к прочтению книга «Город Нарва» Петрова Александра Васильевича, профессора Казанского университета, увидевшая свет аж в самом начале прошлого века - в 1901 году
Нарва — один из древнейших городов Европы, имеющий богатую историю. Основанная, по свидетельству ливонских летописей, в 1223 г., Нарва много веков служила яблоком раздора для соседних народов. В борьбе за обладание балтийским побережьем столкнулись два народных течения: славяно-русское и германо-скандинавское. Порубежная Нарва видела упорное соперничество Руси с меченосцами, датчанами, ливонским орденом и шведами; она видела и внутреннюю борьбу основных элементов Ливонии — архиепископов, магистров, вассалов и городского сословия. Разъедаемая удельной системой, теснимая и разоряемая татарами, потом обессиленная смутным временем, кознями поляков, голодом, моровой язвой и ужасами войны, Русь долго на могла раздвинуть свои пределы до балтийских берегов, являвшихся для нее естественной границей. Нарвское приобретение было немаловажным фактом в истории России: нахождение Нарвы на древнем великом торговом пути, сближавшем европейские государства с Россией и Азией, ее богатство и вековое участие в ганзейской торговле делали ее значительным торговым пунктом.
Исторически проследить все фазисы развития Нарвы, начиная с отдаленных времен рыцарства, приподнять завесу с прошлого и составляет предмет настоящего исследования. Книга состоит из предисловия и 10 глав. В гл. I—VIII рассказывается о древнейших обитателях прибалтийского края, построении Нарвы датчанами и датской эпохе в ее истории, владычестве ливонского ордена, войнах Руси с Ливонией и падении последней, Нарве под властью Ивана Грозного и участии ее в ганзейской торговле, эпохе шведского владычества, Нарвской кампании 1700 г., военных операциях 1701—1704 гг. и взятии Нарвы Петром Великим. Гл. IX—X повествуют о первом и втором столетии пребывания Нарвы под властью России, отголосках войн 1808 и 1812 гг., развитии фабричного дела в Нарве, посещении ее государями и замечательными людьми, постепенном насаждении русских начал, городской реформе, дается исторический очерк самоуправления в Нарве. В книге приведены литературные источники и пособия, перечень главнейших иллюстрированных изображений.
Оригинал самой книги можно скачать например ЗДЕСЬ
Либо прочитать уже с адаптацией на современный русский язык к примеру ЗДЕСЬ или ниже:
Комментарии
Шикарная книжка, однако. Умели тогда писать честную историю.
огромное спасибо за книгу.
Большое спасибо!
В вышеназванной книге упомянуто посещение Нарвы Гаврилой Державиным, выдающимся гос. деятелем и поэтом:
"Державинъ посетил Нарву въ 1784-м году, по оставлении службы въ сенагЬ, во время путешествия въ свои бЬлорусския де¬ревни. Доехавъ до города, онъ заметил, что дорога стала пор¬титься и, такъ какъ, по его соображениям, въ пригородныхъ крестьянских избах нельзя было бы заняться литературным трудомъ, или «сочинениемъ», какъ самъ Державинъ выражался в своихъ запискахъ, то онъ, оставивъ свой экипаж съ людьми на ямскомъ постояломъ дворе, отправился въ городъ и здесь нанял небольшую комнату у старухи немки, которая подря¬дилась также стряпать своему постояльцу кушанье. Въ этой скромной обстановке Державинъ прожилъ больше недели, въ течение которой закончил свою оду «Видение мурзы» и здесь же приступилъ къ окончанию оды <Бог>. Последняя строфа этой оды ему долгое время не удавалась. Однажды, проработавъ почти всю ночь за письменными столомъ, поэтъ забылся сномъ предъ самою зарею. Онъ увидилъ во сне, что необык¬новенный светь блещеть передъ его глазами; проснувшись, онъ продолжаалъ видеть яркий светь, который как бы летал по стЬнамъ. Вероятно, это были первые лучи занимавшейся зари; но Державинъ придалъ своему видению особое, вещее значение. Онъ вскочилъ съ постели, слезы полились изъ его глазъ, и, при свете лампады, онъ разом набросал последнюю строфу оды:
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображения безсильны
И тени начертать Твоей.
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничемъ инымъ почтить,
Какъ им въ Тебе лишь возвышаться,
Въ безмерной равности теряться
И благодарны слезы лить *)."
Отправить комментарий