Памятники Петру Первому в Нарве, которые сегодня позабыты
Помните, у нас был рассказ про Петровскую площадь в Таллине и огромный памятник Петру I в самом центре? Не многие знают, что кроме главной Петровской площади, которая до сих пор носит имя этого великого человека, был у нас в старом городе и свой монумент. Находился он тоже в самом сердце тогдашней Нарвы - в центре рыночной (ратушной) площади.
В шведские времена, еще до постройки ратуши, здесь возвышалась огромная виселица. В исторических справках не удалось отыскать данных, сколько времени эта виселица простояла на площади и использовалась когда-нибудь по назначению.
В 1872 году вся Россия торжественно отмечала 200-летие со дня рождения Петра Великого. Нарва не осталась в стороне от этого праздника. Жители Нарвы по случаю двухсотлетия со дня рождения Петра Великого соорудили на площади перед зданием ратуши памятник в виде обелиска со следующими надписями на русском и латинском языках с разных сторон:
1) Петру Великому город Нарва
30-го Мая 1872 года.
2) Petro Magno
civitas Narvensis
a. d. III cal. Junias
MDCCCLXXII.
Предполагались с оставшихся сторон еще и надписи на немецком и шведском языках.
Судя по старым фото похожие обелиски были воздвигнуты и двух берегах реки в районе моста. Информацию про них найти, к сожалению, не удалось.
В том же году (1872) небольшим кругом благодарных чиновников поставлен довольно изящный, увенчанный двуглавым орлом, монумент на Большом острове.
Памятник-обелиск был установлен тоже в честь юбилея Петра, значительно меньших размеров. Нарвитяне установили его в 6 километрах от Нарвы, напротив деревни Риги на Большом острове, где при осаде Нарвы в 1704 году находилась штаб квартира царя.
Четырехгранный обелиск в два уступа венчал золоченый двуглавый орел. С одной стороны имелась надпись: «Двухсотлетие Петра 1. 30 мая 1672 года - 30 мая 1872 года». С другой стороны: «Сооружено в память 200-летнего юбилея Петра 1 Великого Преобразователя России». Далее следовали подписи 14 членов Нарвской городской думы.
Печальна судьба обоих обелисков в часть 200-летия рождения Петра. На ратушной площади обелиск простоял чуть более 50 лет. Как и Ленин на Петровской после падения Советского строя, памятник был демонтирован в 1923 г., через несколько лет после обретения Эстонией независимости. Одна из газет писала: «… Он (памятник) отравляет душу каждого эстонца. Его следует немедленно убрать!». Говорят, что в одну из темных ночей памятник бесследно исчез. Официальных документов на этот счет я не нашел.
Другой обелиск, что на Большом острове, простоял до 30-х годов. С каждым годом воды реки подмывали остров и все ближе подбирались к памятнику. Весенним половодьем 1932 года обелиск был опрокинут в воду и ещё 2-3 года пассажиры, следовавшие на пароходе из Нарвы в Усть-Нарву, видели часть памятника, а потом он и вовсе исчез под водой.
Во время строительства моста «Дружба», водолазы, обследовавшие дно Наровы, в районе Большого острова подняли из воды этот обелиск и доставили в Нарвский городской музей. Собственными глазами я видел этот обелиск, валявшийся в музейном сарае. Никому не нужный, проржавленный, с отбитыми краями. В настоящее время остатки памятника сохранены городским музеем.
Что напоминает старым нарвитянам и тем десяткам тысяч, которые стали постоянными жителями города, о времени пребывания у нас Петра Великого? Только одно название расположенной в центре города площади и памятник на Сиверсгаузене павшим при осаде Нарвы 19 (30) ноября 1700 года героям-предкам Лейб-гвардии Преображенского и Лейб-гвардии Семеновского полков.
А еще до обелиска был домик Петра. Давайте и о нем вспомним.
После смерти Петра в доме размещались комендантское управление, городской архив, а затем мемориальный музей. Императрица Екатерина 1 повелела приобрести дом под дворец, а когда он поступил в распоряжение общества «Большая гильдия», то окончательно стал музеем, сохранив наименование Дом Петра Великого.
Дворец имел форму трапеции, коей параллельные стороны обращены, - короткая сторона на север, длинная на юг. К подъезду вели пять каменных ступеней на небольшую площадку с четырьмя деревянными колоннами, окрашенными в белую краску с крышей над крыльцом, увенчанной деревянной фигурой бога войны Марса.
В двадцатых годах двадцатого столетия фигура бога войны таинственным образом исчезла.
Потолок передней был обтянут парусиновым полотном, на котором масляными красками нарисованы аллегорические сюжеты с нравоучительными надписями. На одном углу фигура купидона на орле с надписью: «Высокие ищет». В другом, рядом с изображением высокой башни надпись: «Непостоянство мне порочно». В третьем углу под нарисованным якорем было надписано: «Ничто меня не страшит». В четвертом пила на одной стороне которой, был нарисован меч, а на другой стороне медаль и надпись: «Что сие может быть?». Середину потолка занимал рисунок горящей, готовой взорваться бомбы с устрашающим текстом: «Горе, кому достанется!» и большого корабельного руля с надписью: «Над водами власть имеет».
В нижнем этаже дворца находились кухня, служебные помещения, а также спальня Петра 1, с огромной кроватью, застеленной шелковым одеялом. Над кроватью раскинулся балдахин с тяжелыми занавесями. Рядом с кроватью стояли кожаные ботинки царя и его знаменитая дубинка. В своих путевых записях лицейский друг А.С. Пушкина, Кюхельбекер пишет: «Мы осматривали достопримечательности Нарвы: дом Петра Великого, где хранятся башмаки его работы и два экземпляра его знаменитой дубины».
На втором этаже располагались восемь комнат с невысокими потолками, но довольно обширные, в особенности зал, занимавший северную сторону здания. Его украшали три больших зеркала венецианского стекла в овальных рамах, отделанных золотом с резьбой под рококо, портреты Петра 1, Екатерины 11, Карла Х11 на коне, фельдмаршала Шереметьева, а также изображение Св. Маргариты, Св. Андрея и Св. Павла.
Другие комнаты на втором этаже имели исторические и художественные ценности:
нарисованная на деревянной доске гусиным пером картина голландского мариниста Ван Дер Вельде, «Голландский флот под парусами» (1654г.); сделанная руками Петра 1 модель 38 пушечного корабля «Шлиссельбург»; красного дерева старинный пюпитр для нот; отделанный никелем, тонкой филигранной работы восьмигранный стол, с нарисованной на нем картой Балтийского моря. В комнатах висели картины фламандских, германских, французских художников. Имелся старинного устройства квадрант (астрономический прибор).
Среди мебели находились большой шкаф из цельного орехового дерева (работа 1647 года) и ореховое бюро, сделанное в 1702 году.
В шкафу хранились две пары башмаков Петра, две серебряные чарки, больших размеров серебряный кубок, хрустальный бокал с портретами Петра и Августа 11, две каменные пивные кружки, несколько хрустальных рюмочек, тарелки и другая посуда. В шкафу лежали три трости, на одной из которых, сделанной в 1691 году, изображены меры длины различных государств.
В бюро лежала купчая, написанная на пергаменте на немецком языке, свидетельствовавшая о том, что это здание императорская семья приобрела в 1726 году.
На обратной стороне этого документа надпись на русском языке гласила: «Сия крепость на дом серебряных дел мастера Якова Люде, который куплен под дворец Ея Императорского Величества. Подал нарвский житель, седельного дела мастер Янс Яков Кульнер июня в 14 день 1726 года». Купчая подтверждала, что Люде купил этот дом от нарвского гражданина Нимана 22 февраля 1697 года.
Учеником гимназии я частенько приходил в музей, навещая соученика по классу Михаила Карзанова, жившего на первом этаже музея. Его отец занимал должность смотрителя музея и пользовался казенной квартирой. Старик Карзанов любил рассказывать про экспонаты музея за кипящим самоваром. После час он обычно приглашал подняться наверх и в обществе всей семьи мы внимательно рассматривали дорогие реликвии петровских времен.
Обстрел города из дальнобойных орудий и бомбардировки города во время Великой отечественной войны разрушили здание музея. При отступлении из Нарвы немцы вывезли в Германию все ценные экспонаты. От здания остался остов без крыши с зияющими отверстиями вместо окон и дверей. Стены музея выдержали бомбежки и разрушены не были.
Дворец Петра Великого подлежал восстановлению, как исторический памятник архитектуры - так писала после войны советская печать, указывая, что для этого не существует особых сложностей, так как стены сохранились, имеются рисунки и фотографии здания и внутренних интерьеров.
Передо мной выпущенный Эстонским государственным издательством в Таллине в 1960 году «Путеводитель по Нарве».
Автор брошюры, директор Нарвского городского музея Е.П. Кривошеев, писал:
«… Предприняты шаги к восстановлению дома Петра 1. Предварительные реставрационные работы начались в 1957 году, руководит ими архитектор Т. Бэклер. Восстановленное здание будет передано музею истории г. Нарва».
Однако, разбитое войной здание сиротливо простояло в течение пятнадцати лет, подвергаясь дальнейшему разрушению. Дождь, снег, непогода и, к сожалению, люди, продолжали уничтожение этого одного из немногих сохранившихся после войны зданий, представляющего огромную историческую ценность.
В начале шестидесятых годов на бульваре появились бульдозеры, рабочие в касках и спецовках. В течение нескольких дней от здания музея не осталось и следа. Так было выполнено распоряжение Нарвского горисполкома. Что же произошло, почему здание не только не было восстановлено, но и вообще разрушено до фундамента? Этот вопрос для меня и многих нарвитян так и остался без ответа.
Все историки, посвятившие свои труды пребыванию в Нарве Петра 1, единодушно сходятся во мнении, что жители города, без различия национальности, социального положения и вероисповедания, относились с уважением к русскому царю, были ему признательны за простоту, справедливость, беспристрастное отношение как к победителям, так и побежденным.
Комментарии
Нужно восстановить памятник Петру Великому.
И памятник, и дворец нужно восстановить. Кому, интересно, принадлежит участок земли домика Петра?
Восстановление памятника и дома бессмысленно - это не будет оригинал. Что же, еще раз убедился в крысиной сущности одного народа.
Значит новый поставить! Только не такой как в Москве!
А ЧЕ сразу как не в Москве? Именно такой.Москва это же Россия,а в России плохо не делают.
Лучше даже будет выпросить у московской гордумы это церетелиевское страшилище. И как издевку поставить здесь.
Восстановить в старом виде, как в царское время и на том же месте.
Нафиг не нужно никому. Здесь другие герои.
Отправить комментарий