Тайна президента. Константин Пятс сотрудничал с Иосифом Сталиным.
45 ЛЕТ назад в закрытой Бурашевской спецлечебнице скончался первый президент Эстонии Константин Пятс. Яркий и сильный политик, он неоднократно возглавлял эстонское правительство (в первый раз в 1918 году, когда была провозглашена независимость Эстонии). В его послужном списке была адвокатская и журналистская деятельность, прерванная в 1905 году - тогда молодой юрист за участие в освободительном движении был заочно приговорен к смертной казни (сам Пятс бежал в Швейцарию). Спустя несколько лет приговор отменили, Пятс вернулся на родину, предстал перед судом и получил всего год тюрьмы.
Церемония почтения памяти состоявшаяся на днях на месте первого захоронения первого президента Эстонии
В 1934 году Пятс совершил государственный переворот, отменив выборы главы государства и введя в стране осадное положение. Своими решительными действиями он не допустил вполне "демократической" победы на выборах фашистов - как в Италии и Германии. При этом Пятс не удержался от того, чтобы использовать усиление своей власти для введения цензуры и превращения парламента во вполне "карманный" орган.
Летом 1940 года президент принял решение не препятствовать действиям СССР, направленным на ликвидацию эстонской независимости. Он понимал, что его страна не в состоянии сопротивляться Красной армии. Уже в июле 1940 года Пятса с семьей вывезли в Уфу, вскоре арестовали и без предъявления обвинения посадили в тюрьму.
В заключении эстонский президент провел остаток жизни. В 1952 году ему, уже 78-летнему, объявили приговор - 25 лет лишения свободы. Вскоре старый политик не выдержал безнадежности - и тюрьма сменилась "психушкой" в Калининской области. 18 января 1956 года Пятс умер, но еще находясь в Казанской тюрьме, он смог передать заключенным литовцам три письма, которые в 70-е годы были переправлены на Запад. В первом из них узник обращался к генсеку ООН и обвинял СССР в аннексии Балтийских стран. Второе письмо было адресовано соотечественникам-эстонцам и содержало призывы к борьбе против советской власти. Наконец, третье письмо (без адресата) рассказывало о жизни президента в тюрьме.
Неудивительно, что после восстановления независимости Эстонии Пятс занял почетное место в "пантеоне" национальных героев. Его останки в 1990 году были торжественно перезахоронены в Таллине. Эстонские власти в течение нескольких лет настаивают на возвращении в страну президентских регалий Пятса, конфискованных НКВД и хранящихся ныне в московской Оружейной палате. И вдруг сенсация. В 1999 году эстонский историк Магнус Ильмъярв, работавший в российских архивах, установил, что в 20-х - начале 30-х гг. Пятс предоставлял важную информацию посольству СССР, причем получал 4000 долл. в год как юрисконсульт советского нефтесиндиката (сумму, равную зарплате эстонского посла в Германии). Пятс информировал посольство о предстоящем банкротстве ряда эстонских банков, что позволило фирмам из СССР спасти свои вклады. Кроме того, он давал "консультации" по внутриполитическому положению Эстонии. Многие поклонники Пятса после этих разоблачений были в шоке - герой оказался предателем! Заговорили и о том, что, быть может, в 1940 году Пятс просто "сдал" свою страну СССР, действуя в качестве советского агента. Вспомнили о том, что домашним языком в семье Пятса был русский, а сам президент был крещен в православной церкви. Многие эстонцы старшего возраста обвиняли историка (а заодно и российских архивистов) в подлоге с целью скомпрометировать "отца нации".
Но постепенно страсти улеглись. Большинство эстонцев придерживаются той точки зрения, что политиков не стоит идеализировать. Да, Пятс получал деньги от советского полпредства, но другие его известные соотечественники были не менее тесно связаны с другими посольствами - французским, английским или немецким. Военных тайн он не раскрывал, вербовочных обязательств не подписывал, а контакты поддерживал, не будучи госслужащим (вернувшись на пост премьера, он их прекратил). В общем, ни безупречного героя, ни низкого предателя из Пятса не получилось. Да это и к лучшему - изготовление очередных кумиров приводит к их низвержению спустя годы. Куда лучше спокойный, без гнева и пристрастия анализ действий государственного деятеля.
Комментарии
Историки не называют письмо Пятса к Сталину, в котором он открыто говорит о готовности к сотрудничеству . Уверен, Пятс желал процветания своему государству .
Отправить комментарий