Тайны Нарвского Преображенского собора
Много таинственного, неразгаданного хранят в себе древние стены Нарвского Преображенского собора и жаль, что рука археолога так редко прикасается к его тайнам, а последних так много, если проникнуть в глубину его подвалов, погребов и закоулков башни.
Фото: tellis.ucoz.ru
По преданию, в подвалах Нарвского собора производилась инквизиция в мрачную эпоху средневековья и заседало верховное судилище инквизиторов. В 80-х годах, во время копания гряд в прилегающем к собору садике, было найдено небольшое ржавое колесо с зубьями, которое принадлежало к орудию пыток. От причта собора эта находка была скрыта и продана в один из петербургских музеев. В 1927 году, во время земляных работ, была открыта большая каменная плита. По вскрытии этой плиты был обнаружен какой-то таинственный ход. К большому сожалению этот ход не был подвергнут тщательному исследованию и в настоящее время его сравняли с землей.
Что таится под этой плитой? Клад-ли, зарытый средневековым духовенством, могила или вход в таинственные подвалы собора? Но во всяком случае, современные археологи должны будут иметь это ввиду.
Всем любителям нарвской старины, наверное, известна легенда о развратном монахе, замурованном живым по указу "святейшей" инквизиции в одну из стен собора. По словам одного археолога, с которым я был знаком в 1915 году, эта легенда имеет не только характер народной фантазии, но и имеет под собой реальное основание. В одной из московских библиотек хранилась в свое время старинная рукопись-дневник монаха католического ордена, в которой, якобы, есть указание, что подобная казнь была совершена в Нарве и автор этой рукописи был ее участником. На основании этого документа писатель-историк Мордовцев предполагал написать роман, что видно из его переписки в друзьями.
Резной иконостас Спасо-Преображенского собора с фигурами Иисуса Христа и двенадцати апостолов
За открытыми Царскими вратами иконостаса алтарная часть Спасо-Преображенского собора с дарохранительницей и картиной "Тайная вечеря". Открытка издательства Освальда Хайдака, Нарва.
В 90-х годах приезжало в Нарву несколько археологов, которые хотели вскрыть одну из стен Преображенского собора (в левой части собора, где в настоящее время находится шкаф для хранения церковного вина и свечей). На основании найденных документов археологи предполагали найти вход в подземелье, где хранились сокровища, зарытые католическим орденом. К сожалению, высшее церковное управление не дало разрешения взломать стену.
Многовековые стены собора овеяны жуткими волнующими, достойными пера художника. Пишущему эти строки один старый священник неизвестную до сих пор легенду о том, что на чердачном помещении собора была выстроена келья, в которой жил монах, исполняющий обязанности звонаря.
В свободное от занятий время монах занимался изучением священного писания. Углубляясь в священные книги, монах глубоко разочаровался в их истинности и пришел к выводу, что это все ложь. Молитвой, постом и подвигом он старался избавиться от своих страшных мыслей, но они до такой степени жгли его мозг, что пытливый ум монаха не выдержал и от помешался. В безумном бреду от выкрикивал хулу на Бога и Его праведников. За "кощунство" несчастного монаха замучили пытками и сожгли на костре.
Распятие работы скульптора-резчика по дереву Элерта Тиле, предположительно, 1670-х гг. из лютеранского храма Иоанна Иерусалимского. Фотография В.В.Любимова, 1924 год. Из собрания кабинета искусств Тартуского университета.
Если вы войдете в собор, то по левую сторону от главного входа увидите старинную картину "Тайная вечеря". На этой картине изображен ученик Христа Иуда Искариот. Что поражает нас на этой картине, так это то, что Иуда изображен не уродом, не чудовищем, как привыкли его изображать, а человеком с необыкновенно одухотворенным лицом, очень похожим на лицо Христа.
Об этой картине существует такое поверье.
В Нарве жила религиозная семья. Глава этой семьи под влиянием ужаса инквизиции и тех бесчеловечных мер, к каким прибегала католическая церковь, усомнился в последней и в присутствии своей семьи стал порицать действия служителей алтаря. О резких выпадах против церкви родной сын донес о своем отце судьям "святейшей" инквизиции. Несчастный "еретик" отец был схвачен, подвергнут пыткам и сожжен на костре. Жена этого несчастного человека, чтобы заклемить позором на веки сына-предателя, заказала одному художнику картину "Тайная вечеря", на которой просила нарисовать сына в виде Иуды-предателя.
Интересное фото, редкий ракурс съёмки, которая производилась, вероятно, или с верхнего этажа, или, возможно, с крыши здания ул. Суур 12/ул. Виру 11. У южной стены храма хорошо видна территория средневекового городского кладбища. Точнёхонько на месте старого погоста сейчас стоит здание с современным адресом ул. Суур 8/ул. Виру.
Эту легенду я вычитал в старинном рукописном дневнике, принадлежащему одному из нарвских старожилов.
Все это принадлежит к области легенд, предположений, догадок, но теперь обратимся к реальным тайнам собора, проливающим свет на общую историю Нарвы. Тайны эти в архиве Преображенского собора. Архив хранит в себе много интересных документов, характеризирующих эпоху. Приведем некоторые.
Так, например, имеется жуткий документ об избиении шпицрутенами в 1833 году солдата лейб-гвардии Волынского полка Ивана Михеева. После жестокого избиения, солдат был послан к нарвскому священнику на покаяние. Солдат был наказан за побег. Где-то в соборных книгах есть указание, что этот избитый солдат скончался и был отпет в соборе.
На обложке старинной книги "Жизнь святых" есть пометка, что 7 ноября 1824 года в Нарве был большой потоп; Нарова далеко вышла из берегов и дошла до стен Темного сада, затопив пристань.
В архиве имеется любопытный документ о революционно настроенном дьяконе Нарвского собора, который принципиально не ходил в церковь в царские дни.
Документ говорит так:
1759 года месяца, января 17 дня, на панихиде по государю и князю Алексею Алексеевичу дьякона не было.
28 января на панихиде по императору Петру Первому дьякона на панихиде не было.
На панихиде по императрице Анне Ивановне дьякона не было.
На богослужении 8 февраля по великой княгине Ирине Михайловне дьякона не было.
О этих злонамеренных упущениях 17 марта 1759 года сообщено "куда надо".
Есть документы от 1818 года, характеризующие эпоху крепостной зависимости, такого содержания:
"Матери моей крепостной человек Химрих Якобсон, лютеранского исповедания, имеет позволение жениться. Помещик Леонтий Трефурт. Действительный Статский советник и ковалер".
Кафедра собора, 1680. Находилась в северном нефе у окна. Вид с юго-запада. Снимок из коллекции Института немецкой культуры в городе Марбург, Германия, 1940 год.
Другой документ от 29 апреля 1813 года:
"Объявители сего крепостной мой дворовый человек Иван Осипов и девка крепостная с мызы Пейтгофъ, именем Лиза, которые желают вступить в законный брак, на что и от меня дозволение дано, и вас прошу оных перевенчать без всякого сомнения. Егор фон Мюллеръ".
Не лишен интереса документ о пожарных сигналах в Нарве в 1809 году. По распоряжению нарвского коменданта генерал-майора Яфимовича, в случае пожара в Нарве в ночное время, на всех колокольнях должен вывешиваться красный фонарь по тому направлению, где обнаружен пожар, а днем вывешиваться красный флаг. В набат звонили все церкви, как это делается и теперь. Пожар в Нарве извещался также барабанным боем.
Распятие, 1521. Располагалось в среднем нефе собора у третьего с запада (от входа в собор) столба. Снимок из коллекции Института немецкой культуры в городе Марбург, Германия, 1940 год.
Из документов, хранящихся в соборе, видно, что в эпоху царствования Екатерины II в Нарве и окрестностях свирепствовала сильная моровая язва. По распоряжению правительства всех умерших от моровой язвы хоронили в Кюттеркюль.
Опись имущества при соборе за 1802 год свидетельствует о том, что в церкви были большие богатства, но куда они делись история умалчивает.
В 1825 году один из нарвских священников был привлечен в ответственности за то, что он не взирая на свое духовное звание, занимался торговлей и другими промыслами. В из сел Принаровья священник не получив от крестьян достаточного вознаграждения, не допустил село к причастию.
Много трагического, жуткого и даже комического хранят в себе стены и архивы собора и ждут вдумчивого серьезного исследователя, который на основании всех документов и изысканий даст яркую картину былой жизни нашей старушки Нарвы.
В. Волгин. "Старый нарвский листок". 1929 год.
Комментарии
а вдруг под этой плитой спрятан знаменитый нарвский клад был?
Закатайте свою губу обратно.
Местные чиновники, в сообществе с воровитым настоятелем этого, в кавычках сказать прихода, все клады, склады, схроны и нычки, надёжно рассовали и спрятали по своим карманам и сейфам.
На многих фотографиях виден нтересный столб. Нигде не указано в каком году сделаны эти фотографии рафии.
А на 9-й фотографии видно, что осветительный фонарь висит гораздо выше этого столба. Для чего тогда этот столб предназначен и откуда подавалось электричество на осветительный прибор?
Интересный столб это по всей видимости телефонная связь. От каждого абонента по столбам шел провод до телефонной станции, где работали барышни и соединяли провода разных абонентов.
Чтобы воспользоваться устройством, нужно было снять трубку, покрутить рычаг, который давал ток и "сообщал" машинистке на станции, что надо начинать разговор. Так и выглядел типичный диалог:
Абонент Иванов снимает трубку и крутит рычаг.
Телефонистка: "Станция слушает, что вам угодно?"
Абонент Иванов: "Говорит Иванов, 721. Соедините меня с номером 750".
Телефонистка: "Вызываю".
Телефонистка: "Ваш абонент занят, а когда он освободится, вам позвонят".
Иванов кладет трубку.
Через некоторое время в его квартире снова раздается звонок.
Абонент Иванов: "721, Иванов слушает".
Телефонистка: "Абонент 750 свободен, вызывайте".
Абонент Петров: "750, Петров слушает".
Абонент Иванов: "Говорит Иванов, 721".
Только после этого Иванов с Петровым начинали разговаривать.
Вот по этому интересно, в каком году сделаны фотографии? И была ли в том году телефонная связь в Нарве? Прошло ведь не так много времени, а уже почти нет документальных свидетельств многих событий. Вот так вот нашли колесо зубчатое в садике и сразу подумали, что это орудие пытки. А если это шестерня како-то высокотехнологичного агрегата! И столб интересный очень напоминает столб Джет на фресках Египта. Девушка, але?))))
Сколько еще всего любопытного таит нарвская земля.
полное безумие уничтожить такой город
Война была страшная.Война всегда безумие.
Город можно было восстановить. Даже Сталин сразу после войны издал приказ о взятии Нарвы (одного из первых советских городов) как памятника архитектуры под охрану, а в 1953 мощные средневековые стены пустили под бульдозеры и экскаваторы.
У Хрущева на Нарву были иные планы видно.
Отправить комментарий