В списках достопримечательностей не значится… Горхолл. Таллин.
В истории одного из самых необычных архитектурных сооружений Таллинна открывается новая страница.
Таллиннский горхолл в год своего открытия, вид с воздуха: композиционная ось с гостиницей «Виру» очевиднаТаллиннский горхолл в год своего открытия, вид с воздуха: композиционная ось с гостиницей «Виру» очевидна.
Текстовый редактор компьютерного набора программы Windows, слова «горхолл» не знает: красным учительским подчеркиванием выделяет, ничего, впрочем, не предлагая взамен. Зато всякому, кто хоть раз подплывал к Таллинну на корабле со стороны острова Найссаар или же прилетал на вертолетном «аэротакси» из Хельсинки, сам Горхолл знаком не понаслышке. Не говоря уже о самих таллиннцах: за исключением совсем уж юных горожан, каждый житель столицы смог бы поделиться собственными воспоминаниями, связанными с этим зданием наверняка.
Пишет Ирина Кузьмина из Калининграда: Когда придаешься воспоминаниям о минувших путешествиях, всегда в первую очередь на ум приходят места, оставившие самые яркие впечатления. Бывает так, посмотрел один город с его чередой главных достопримечательностей, интересных музеев, уютных улочек и красивых зданий, а запомнится что-то совершенно невзрачное, возможно, серое, на первый взгляд. Так у меня получилось и с Таллином, мне безумно понравился старый город, но, сев за фотографии, я вдруг вспомнила: «а где-то там у порта мы видели такую странную серую штуку, мол не мол, причал не причал, что это интересно такое было...»
Увидели мы это сооружение со смотровой площадки, что находится на башне церкви св. Олафа. Вид, надо признать, оттуда открывается потрясающий, пожалуй, в следующей публикации, посвящённой Таллину, я покажу те кадры, что мне удалось сделать. Ну а сейчас я вернусь к тому, с чего начала.
2.
3. Вид на причал со смотровой площадки.
Располагается этот грандиозный заброс в самом центре Таллина, буквально у стен старого города. Минуем «Толстую Маргариту», трамвайные пути, дорогу и вот мы уже у подножия этой громадины. Что же это всё-таки такое?
4. "Толстая Маргарита"
Это не летающая тарелка, случайно забытая инопланетянами и не древний жертвенный курган, а всего лишь старый советский дворец культуры и спорта, построенный как раз перед началом Олимпийских игр в Москве. И так как в столице Советского государства не было возможности провести парусную регату, выбрали для этого торжественного мероприятия Таллин, где и появился вскоре этот исполин.
5.
6.
7.
8.
Вот уж внезапно, в последнюю очередь подумаешь, что под этими низкими бетонными сводами располагается два огромных зала, один из которых аж на 5000 человек. Горхолл, как его называют теперь, вовсе не похож на своих советских собратьев, которые у меня, как правило, вызывают желание просто отвернуться и пройти мимо. Есть в нём что-то мистическое, печальное и тихое. По сути, этот бедняга ждет своего смертного часа, который никак не наступит. Городские власти всё думают, как же его использовать, либо уже снести, чтоб глаза не мозолил. Конечно, их можно понять, обслуживание такого огромного комплекса дело весьма затратное, а земля здесь стоит колоссальных денег, так не проще ли сровнять всё с землёй и распродать участки. Да, проще, но мысли эти меня бесконечно печалят, когда я смотрю на эти кадры.
9.
10. Причал скоростных паромов.
11.
12. Вид на окрестности с Горхолла.
13. Промышленная зона, возможно, заброшена.
14.
15. Паром.
16.
А ведь когда-то здесь гуляли мамаши с детьми, молодёжь назначала свидания, вечерами можно было любоваться на уходящие вдаль корабли и паромы, а сейчас? Редкая птица сюда теперь залетит, а туристы так и вовсе не знают о существовании такого интересного объекта и если случайно его не увидят, как мы, со смотровой площадки, или проходя мимо, то и не зайдут. А это грустно, ему здесь печально и одиноко, он скучает по людям.
17. Справа башня св. Олафа.
18.
19.
***
Растворение в среде
Зубоскалы начала двадцатых годов любили подчеркивать: главное достоинство здания Рийгикогу заключается в неприметности — из-за стен замка Тоомпеа разглядеть его невозможно.
Велико было бы их удивление, узнай они, что не за горами время, когда умение архитектора практически полностью «растворить» здание в окружающем его пейзаже будет считаться достоинством.
Эталоном нового направления стал знаменитый «Дом над водопадом» — вилла, возведенная американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом в 1939 году, через неполных три десятилетия признанная архитектурной классикой.
Братом ее — если не родным, то двоюродным — определенно применительно к местным, эстонским, реалиям можно считать здание пляжного павильона в Нарва-Йыэсуу, не пережившее, к сожалению, Второй мировой войны.
Официальные приоритеты архитектурной политики послевоенной Эстонской ССР едва ли позволяли спроектировать, а тем более реализовать в реальности постройку, умышленно неприметную на фоне природного ландшафта.
Потребовалось более четверти века чтобы сама идея возведения подобного здания встала на повестке дня. Пора реализации наступила и того позже, причем в непосредственной близости от центра столицы.
Именно тогда в мае 1976 года в Таллинне был заложен комплекс, получивший в духе своего времени громоздкое официальное имя — «Дворец культуры и спорта имени Владимира Ильича Ленина».
Привкус политики
Гордость комплекса, — амфитеатр главного зала, спопобный вместить четыре тысячи триста зрителей
В плане неприметности нынешний Горхолл, похоже, — чемпион абсолютный и неоспоримый.
Ладно, туристический путеводитель по Пыхья-Таллинну молчит о нем. Но даже солидная краеведческая монография «История Каламая» уделяет зданию всего пять скупых строчек.
Причина немногословности, возможно, раскрывается последним их предложением: «В конце восьмидесятых — начале девяностых Горхолл превратился в центр важных политических событий».
Из песни слов не выкинешь. Однако закрывать глаза на одну из самых необычных и едва ли не самую масштабную постройку Таллинна только за то, что на ее ступенях проходили митинги противников восстановления независимости Эстонии, — нелепость.
В конце концов, авторы здания — Райне Карп, Рийна Алтмяэ, Юло Сирп — проектировали широкие наружные лестницы вовсе не для того, чтобы на них стояли озабоченные женщины и суровые мужчины под красными флагами.
Да и Золотую медаль Международного союза архитекторов заслужил Горхолл не за то, что первым мероприятием, проведенным в его зале, стало празднования сорокалетия провозглашения ЭССР.
Справедливости ради стоит добавить, что и Народный фронт, сыгравший ведущую роль в восстановлении государственности Эстонии, проводил свои мероприятия в помещениях того же Горхолла…
Политика — политикой, а архитектура — архитектурой. Комплекс, возведенный в Таллинне к проведению Олимпийской регаты-80, явно принадлежит второй в большей степени, чем первой.
Символический мост
В начале семидесятых среди градостроителей и планировщиков бытовала горькая шутка: о море в центре Таллинна напоминают разве что чайки.
Птицам, конечно, никаких преград не было. Но для горожан и гостей города добраться до береговой линии, отрезанной от Старого города складскими и промышленными зданиями, было невозможно.
Решение строить зрелищное сооружение в качестве «моста к морю» была революционной. Возможно, даже слишком революционной: горячие головы предлагали снести всю четную сторону бульвара Мерепуйстеэ, композиционно увязав Горхолл с гостиницей «Виру».
Удивляться нечему: промышленной архитектуре времен зарождения капитализма, СССР в ценности отказывал. Зато к вертикалям готических и барочных шпилей Старого Таллинна уже начал относиться с изрядным пиететом.
Дворец культуры и спорта — здание, безусловно, современное — ни в коем случае не должно было закрывать вид на историческую застройку центра столицы с рейда. Напротив — формировать для нее своего рода «пьедестал».
Кроме всего прочего, проектируемый объект должен был накрыть собой не самую живописную «изнанку» припортовой зоны. Прежде всего — бесконечные подъездные пути железной дороги, ликвидировать которые никто тогда и не планировал.
С возложенными задачами приземистое, словно распластанное здание справилось отлично. Озелененный дерн, покрывающий часть его стен, еще больше усиливал схожесть с естественной природной возвышенностью.
«Концепция и градостроительная привязка здания идеалистически-пуристская, — писал в 1983 году альманах «Эхитускунст». — Оно приобретает символический смысл: суровый бастион северной культуры…»
Путь к признанию
Газетные статьи, посвященные открытию первой очереди дворца культуры и спорта, восторженно перечисляют его количественные параметры.
О качественности предпочитали деликатно умолчать: весь город видел, что строительство шло авральным порядком. Бывало, что сложные бетонные конструкции приходилось лить в лютый мороз.
Но не техническая амортизация, наверное, послужила основной причиной того, что по прошествии всего десяти лет после сдачи в эксплуатацию, популярность Горхолла среди таллиннцев начала медленно, но верно снижаться.
Первые лет десять после открытия бесконечные лестницы и открытые всем ветрам террасы еще использовались в качестве площадок для свадебных фотосессий, но в профессиональных кругах за зданием закрепилось прозвище «зиккурат».
Пожалуй, неслучайно: с зиккуратами, гигантскими храмовыми комплексами Месопотамии, послужившими первоосновой легенд о возведении Вавилонской башни, приморский таллиннский колосс явно имел и имеет нечто неуловимо-схожее.
Архитектурные критики еще в первой трети восьмидесятых годов предупреждали: планировка здания четкая и логическая, безошибочная. Но потому — лишенная той частицы иррациональности, которая предает постройке «человеческое измерение».
Пребывающий с начала нынешнего тысячелетия в состоянии то ли глубокого анабиоза, то ли и вовсе — летаргии, уникальный архитектурный комплекс на берегу Таллиннской бухты, переживает явно не лучшие времена.
«Не лучшие» вплоть до того, что один из потенциальных инвесторов лет десять тому назад предлагал полностью снести Таллиннский городской холл, застроив его территорию рядом жилых и коммерческих зданий.
Градостроительной мудрости тогдашним столичным властям хватило: варварский проект, удивительным образом нашедший негласную поддержку Союза архитекторов, был однозначно отклонен.
Более того: еще в 1997 году один из проектировавших спортивно-зрелищный комплекс архитекторов — Райне Карп — разработал эскиз модернизации постройки и превращения ее в конференц-центр.
Тогда же Таллиннский городской холл был взят под государственную охрану — как признанный памятник архитектуры. С формулировкой «выдающееся строение своего времени».
***
В прошлом месяце Таллиннская городская управа подготовила проект постановления, согласно которому все прежние планы и договоренности, касающиеся Горхолла, будут признаны аннулированными.
Тем же проектом предусматривается: к началу апреля будущего года управа предоставит горсобранию программу реконструкции комплекса, которая будет предусматривать и предложения по продаже граничащих с ним участков недвижимости.
Продажа или даже просто сдача в аренду архитектурного колосса по частям — выход, разумеется, не лучший. Но в сложившейся ситуации, возможно, единственно приемлемый, дарующий Таллиннскому городскому холлу реальный шанс возродиться.
Потенциал Горхолла определенно не исчерпан. Главное — научиться видеть в нем уникальную частицу архитектурного облика Таллинна, а не рядовой памятник ушедшей эпохе «развитого социализма».
Йосеф Кац, «Столица»
Комментарии
Продать землю под строительство офисных высоток с условием сноса этого г..на и промзоны все уничтожить, чтобы город не уродовать.
А чего мелочиться, снесите там сразу всё в округе и поставьте один большой супермаркет. И весь исторически-архитектурный район Таллинна заодно снесите вместе с башнями и замком...Зачем вам ваша история и архитектура? Вам ведь высотные здания под офисы дороже, какого-то "старого унылого г...на", не так ли?)
Как же вы замонали уже, архитекторы фиговы! За всё время независимости Эстонии, ничего своего построить не можете, только разрушаете всё вокруг, переделываете и портите!
Теперь и до нашей Нарвы эти "умники" добрались...
Тоскливо ждём в следующем году новых городских инноваций - "реконструкцию" Нарвского замка...С последующим его сносом..)
Сразу видно комментарий человека, который не знает о чем говорит. Снести его можно только динамитом, строили на века. Сами то что-нибудь в своей жизни построили? И промзоны там уже нет, все перестраивается в гражданскую инфаструктуру.
Отправить комментарий