Остракизм требуют наши сердца
Остракизм - в древних Афинах так называли народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии государства; если имя одного и того же человека написали 6 000 и более человек, его изгоняли на 10 лет. Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти. В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).
В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.
История возникновения
Как утверждает Аристотель, обычай введён автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. до н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов; однако фактически он начал действовать несколько позже, после Марафонской битвы, когда народ, по словам Аристотеля, «почувствовал себя увереннее». Первым изгнанным (в 487 г. до н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма. Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме (по гипотезе современного исследователя, Клисфен хотел лишь обезвредить этого деятеля и получить его поддержку, шантажируя его угрозой изгнания — поэтому остракизм и не применялся на практике первые 20 лет). Очень быстро остракизм превратился в метод решения межпартийных споров (Аристотель считает первой жертвой собственно партийной борьбы Ксантиппа, отца Перикла, изгнанного в 484 или 483 г.). В этом смысле остракизм содействовал стабильности афинской демократии; его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц.
В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других менее видных деятелей, были найдены при археологических раскопках в Афинах. Иногда такие черепки содержат любопытные приписки, мотивирующие позицию голосующего: например, на одном черепке рядом с именем Аристида приписано: «брат Датиса» (персидский полководец в Марафонской битве), с намёком на его якобы проперсидскую ориентацию. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке своё собственное имя.
Процедура остракизма
Остракизм в афинском полисе проводился следующим образом. В январе (в шестую пританию, по афинскому административному календарю) председатели Совета пятисот (пританы) должны были поставить на голосование в Народном Собрании вопрос о необходимости остракизма.
Если решение было положительным, в восьмую пританию (март-апрель) проводился сам остракизм. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке (остракон) имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Причем изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно — 10 лет).
Изгнанные не лишались прав гражданства и собственности. По окончании срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (например, перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному позволялось на время вернуться на родину. Для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов.
Отказ от использования
Остракизм имел смысл, пока на авансцене политической жизни заправляли представители влиятельных аристократических родов; он утратил значение, когда после смерти Перикла приобрели вес незнатные политики, так называемые «демагоги», и без остракизма целиком зависевшие от милости народа. Он перестал производиться после 417 г. до н. э. по следующему поводу.
В Афинах боролись две мощные партии, имевшие разногласия по ряду принципиальных политических вопросов: сторонники Никия и сторонники Алкивиада. Остракизм 417 г. должен был разрешить этот спор в пользу кого-то из них. Но поскольку ни одна партия не была уверена в своей победе, то их сторонники сговорились и написали имя второразрядного демагога Гипербола, который неожиданно для всех и оказался изгнанным. Как свидетельствует Плутарх, такой исход сначала позабавил, но затем возмутил афинян, считавших, что Гипербол не заслуживал такого наказания. В итоге дискредитировавший себя институт перестал применяться.
Комик Платон, комментируя этот случай с Гиперболом, написал: «Хоть поделом он принял наказание, с его клеймом никак не совместить его, суд черепков не для таких был выдуман.»
Известно, что аналогичные обычаи были также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете, Ефесе и некоторых других городах Пелопоннеса и Великой Греции. В частности, в Сиракузах такой обычай назывался «петализм» (от греч. πέταλον, «лист»), так как имя будущего изгнанника писали на листе оливкового дерева, а изгнание длилось 5 лет.
Наиболее известные случаи остракизма афинских политиков:
- Алкивиад Старший
- Андротион
- Дамон (учитель Перикла)
- Каллий (сын Дидимия)
- Каллий (сын Кратия)
- Мегакл (в 486 до н. э.)
- Менон Фарсальский
- Гиппарх (сын Харма), родственник тирана Писистрата (в 487 до н. э.)
- Гипербол в 417 году до н. э.
- Ксантипп, отец Перикла (в 484 до н. э.)
- Аристид Справедливый (в 482 до н. э.)
- Фемистокл (в 470 до н. э.)[6]
- Кимон (в 461 до н. э.)
- Фукидид, сын Мелесия, политический противник Перикла (в 443 до н. э.)
Кстати, в Сиракузах изгнание называлось «петализм» (греч. petalismos, от petalon – «листок»), и имя виновника наносилось не на черепок, а на лист оливы. А срок ссылки был более щадящим – пять лет.
При чрезвычайных ситуациях или в случае опасности, грозящей государству, по особому решению Народного собрания ссыльного отзывали обратно. Например, в период греко-персидских войн, перед битвой при Саламине, сосланный отец Перикла вернулся в Афины. Остракизм напоминает советскую «политическую ссылку» 1930-х годов, которая была более жестокой.
Остракизм, можно сказать, являлись «антивыборами». В наше время безудержной толерантности, покрывающей злодеяния и преступления, было бы очень актуально.
Комментарии
Отправить комментарий